Способы привлечения и возможности использования благотворительных средств дошкольными образовательными организациями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Макашенец, О. В. Способы привлечения и возможности использования благотворительных средств дошкольными образовательными организациями / О. В. Макашенец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103728/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлено понятие и основные формы благотворительной деятельности, которые могут быть использованы дошкольными образовательными организациями, нормативные документы, регулирующие привлечение благотворительных средств в Российской Федерации.

Ключевые слова: благотворительность, фандрайзинг, образовательная организация, пожертвование.

Формирование гражданского общества в России сопровождается повышением общественной активности. Государство, пытаясь решать социальные проблемы, в настоящее время стоит перед необходимостью привлечения к этому процессу негосударственных организаций, в том числе благотворительных.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. как основополагающем государственном документе, устанавливающем приоритет государственной политики, стратегию и основные направления его развития, закреплено положение о том, что на третьем этапе при сохранении роста бюджетного финансирования планируется дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников [3].

В зависимости от типа конкретной образовательной организации варьируются и источники поступления внебюджетных средств.

Источники поступления внебюджетных средств можно разделить на две основные группы: доходы от собственной деятельности; доходы от внешних поступлений. К доходам образовательных организаций от внешних поступлений следует отнести взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных), в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др. [9, с.104]

Ученый-историк Е. М. Михеева считает, что благотворительная деятельность является, с одной стороны, формой общественных отношений в рамках гражданского общества, а с другой — социокультурным феноменом своего времени [7, с.39].

Н. М. Калина указывает в своем исследовании следующее: «Благотворительная деятельность — это всегда взаимоотношения между членами общества, т. е. между людьми или группами людей. Субъектами отношений являются члены общества, люди или группы (объединения, организации)» [6].

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в статье 1 закрепляет понимание благотворительной деятельности как «добровольной деятельности граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Таким образом, в социальном смысле благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах [5]: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организаций с целью реализации определенного социального проекта называется фандрайзинг.

Сущность фандрайзинга состоит в поиске потенциальных источников финансирования, организация партнерских отношений с донорами. Отличительной особенностью фандрайзинга в сфере образования является не извлечение прибыли, а привлечение финансовых ресурсов на некоммерческие проекты.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Проанализировав состояние благотворительности в городе Заринске Алтайского края, считаем, что основной проблемой организации благотворительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является то, что практически единственной формой благотворительной деятельности, реально применяемой в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО), являются добровольные пожертвования, составляющие 60 % от объема всей благотворительной деятельности, и целевые взносы родителей (законных представителей), составляющие 30 % от объема всей благотворительной деятельности

Однако, существуют и другие виды благотворительной деятельности. К примеру, законным способом получения ДОО имущества и денежных средств является принятие этого имущества как наследства по письменному завещанию, удостоверенному нотариусом [4, с.13]

Также редким явлением в дошкольных образовательных учреждениях являются попечительские советы. В городе Заринске попечительских советов нет ни в одной ДОО, тогда как в городе Барнауле Алтайского края попечительские советы очень распространены (из 30 рассмотренных учреждений в 15 есть попечительские советы). Попечительские советы, сотрудничающие с дошкольными образовательными организациями, призваны способствовать полноценному и разностороннему развитию детей, оказывая помощь в педагогической, интеллектуальной и финансовой деятельности детского сада.

Есть и такая форма благотворительной деятельности, как использование экономического механизма деятельности некоммерческих организаций, общественных объединений с их особенностями и преимуществами, учетом специфики дошкольного образовательного учреждения, которая также не используется дошкольными образовательными организациями.

Таким образом, в связи с потребностью в дополнительном финансировании системы образования ДОО вынуждены изыскивать внебюджетные средства для нормального функционирования и развития, что требует от руководителей дошкольных учреждений более углубленного знания основ благотворительной деятельности.

Литература:

  1. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http: // www. consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_7495/
  2. О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 N 2705-р. Режим доступа: http:// www. consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW _338259/
  3. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751. Режим доступа: http: // www. consultant.ru/ document/cons_ doc_ LAW_97368/
  4. Атемаскина, Ю. В. Привлечение благотворительных средств в ДОУ. [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, И. В. Шван. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с
  5. Задорожная, И. И., Петрова Т. Э. Анализ благотворительной деятельности и волонтерства в России и за рубежом [Электронный ресурс] / И. И. Задорожная, Т. Э. Петров // Вопросы управления. 2021. № 1 (68). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-blagotvoritelnoy-deyatelnosti-i-volonterstva-v-rossii-i-za-rubezhom.
  6. Калина, Н. М. Благотворительность в современном российском обществе: вопросы теории и практики [Электронный ресурс] / Н. М. Калина // ВЭПС. 2019. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article /n/blagotvoritelnost-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve-voprosy-teorii-i-praktiki.
  7. Михеева, Е.М, Пешкова Н. Н. Статус благотворительной организации в структуре региона [Текст]: монография / Е. М. Михеева, Н. Н. Пешкова. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. — 160 с.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 2014–907с.
  9. Халатова, Р. И. Внебюджетные средства образовательной организации и цели их использования [Текст] / Р. И. Халатова, А. А. Кашаева // Бизнес, менеджмент и право: предпринимательское право — online, перезагрузка: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 23 октября 2020 года. — Екатеринбург, 2020. — С. 102–107.
  10. Шевченко, Д. А. Фандрайзинг образовательной организации [Текст]: учебное пособие для обучающихся по дополнительным профессиональным программам / Д. А. Шевченко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 335 с.
Основные термины (генерируются автоматически): благотворительная деятельность, средство, Алтайский край, гражданское общество, Заринск, источник поступления, образовательная организация, предоставление услуг, Российская Федерация, член общества.


Похожие статьи

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляется социальная помощь гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о неправомерном отказе в предоставлении мер социальной...

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Поддержка детской инициативы в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования

В настоящей статье рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема поддержки и развития детской инициативы в рамках дошкольного учреждения.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Стимулирование профессиональной мотивации воспитателей дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются проблемы и пути стимулирования мотивации воспитателей дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляется социальная помощь гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о неправомерном отказе в предоставлении мер социальной...

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Поддержка детской инициативы в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования

В настоящей статье рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема поддержки и развития детской инициативы в рамках дошкольного учреждения.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Стимулирование профессиональной мотивации воспитателей дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются проблемы и пути стимулирования мотивации воспитателей дошкольной образовательной организации.

Задать вопрос