В статье рассматривается вопрос модернизации учебного процесса при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования современных информационных технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы обусловлена мгновенным внедрением и распространением современных технологий, а также их использованием в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации.
Ключевые слова: современные технологии, мобильное устройство, грамматика, английский язык
Преподавание английской грамматики сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решить. Эти проблемы носят технический и педагогический характер. Одной из самых актуальных проблем является необходимость адаптации преподавания английской грамматики с учетом особенностей. В частности, необходимо уделять больше внимания развитию устойчивых коммуникативных навыков и грамматических норм посредством игровых ситуаций и языковых тренажеров.
Решением этой проблемы могло бы стать использование дополнительных электронных обучающих систем, в которых автоматизированы наиболее трудоемкие функции преподавателя, что ограничивает его творческий потенциал и возможность организации игровой ситуации, направленной на отработку необходимых языковых моделей и коммуникативные навыки. Примером таких систем являются широко распространенные в последнее время специализированные мобильные приложения для изучения иностранных языков, обладающие, помимо всех прочих достоинств, самым важным с точки зрения решаемых нами задач — возможностью автоматически развивать необходимую коммуникацию, знание современных методик обучения и языковых схем (грамматики). Это позволяет существенно изменить подход к изучению грамматики у учащихся и значительно разнообразить этот процесс, сделав его более увлекательным.
Среди современных информационных технологий в последние годы все ярче выделяется мобильное устройство, которое можно использовать в учебном процессе. Одним из неоспоримых преимуществ любой мобильной образовательной возможности является то, что она доступна практически мгновенно и в любое время. Мобильные приложения на современном языке используют передовые методы для запоминания знаний, необходимых учащимся, индивидуально адаптируясь к потребностям каждого человека. Даже используя это мобильное приложение в группе, преподаватель имеет возможность сохранить высокую степень индивидуальности образовательного процесса, которую другим способом обеспечить практически невозможно. Использование мобильных языковых приложений, основанных на передовых методах запоминания и развития навыков, позволяет каждому учащемуся индивидуально решать целый ряд задач, которые ранее затрудняли индивидуализацию учебного процесса:
— практически отпадает необходимость в первичной (а затем и регулярной) диагностике уровня знаний учащегося — мобильное приложение запоминает все действия учащегося и может в любой момент стремление представить полную картину своего прогресса по изучаемой теме;
— чтение текущего состояния знаний студента происходит автоматически и не требует времени преподавателя;
— использование специальных методик позволяет корректировать алгоритмы выбора учебных тем, а также видов деятельности, подходящих для ученика.
Перенос кропотливых функций диагностики уровня знаний обучающегося, считывания текущего статуса и адаптации учебного процесса в мобильное приложение с учетом полученной информации позволяет не только прибегать к этому виду учебной деятельности в редких случаях, но и заниматься ею часто или в крайнем случае постоянно, что является обязательным требованием успешное развитие устойчивых грамматических моделей и коммуникативных навыков.
Важной особенностью специализированных языковых мобильных приложений, которая может быть полезна преподавателю, является возможность автоматического контроля частоты использования тех или иных учебных материалов для достижения оптимального результата в плане получения устойчивого навыка. Мобильный телефон как личное компактное устройство лучше всего подходит на роль канала доставки различных уведомлений и напоминаний, так как практически всегда находится в пределах досягаемости обучающегося. Кроме того, использование мобильных приложений в данном случае позволяет не только напомнить учащемуся о необходимости выполнения того или иного учебного задания, но и сразу приступить к его выполнению. Интересным аспектом мобильных приложений также является наличие различных возможностей для дополнительной мотивации учащихся к выполнению необходимых учебных заданий. Например, мобильный телефон может быть заблокирован от выполнения каких-либо других функций до успешного выполнения необходимых действий в специализированном мобильном приложении.
Рассмотрим один из методических подходов к использованию мобильных приложений в образовательном процессе. Изучение английской грамматики осуществляется при поддержке мобильного обучения — полезное приложение, чтобы в игровой форме закрепить знания, полученные в классе. Мобильное приложение используется не только одним человеком, но и и групповой режим и может включать всю группу и вводить соревновательные элементы.
Рассмотрим преимущества методики с точки зрения ученика:
— практическое структурированное изложение основных тем курса английской грамматики в понятной для современной молодежи форме — мобильное приложение;
— позволяет учащемуся сформировать необходимые речевые обороты и коммуникативные навыки как в «ученик — мобильное приложение», а также в контексте внутригруппового общения;
— автоматизированный контроль за своевременностью и правильностью выполнения необходимых учебных действий, а также средства дополнительной мотивации обучающихся.
С точки зрения учителя:
— это персонализированный инструмент для развития устойчивых языковых моделей и коммуникативных навыков;
— освободить время преподавателя для создания творческой и игровой среды для изучения английской грамматики, при этом мобильное приложение используется для решения повторяющихся и «рутинных» задач;
— при наличии соответствующих механизмов аналитической обработки результатов обучения можно выявить наиболее проблемные вопросы или вопросы, требующие повторного изучения;
— при наличии соответствующих механизмов аналитической обработки результатов обучения дает учителю достоверную картину успеваемости как отдельных учащихся, так и всей группы;
— дает дополнительные возможности стимулировать учащихся и мотивировать их к изучению английской грамматики.
Обобщая все вышесказанное, можно резюмировать: специализированные языковые мобильные приложения позволяют персонализировать процесс изучения английской грамматики, способствуют выработке устойчивых языковых моделей и навыков общения, вносят в процесс изучения английской грамматики игровую составляющую и элементы состязательности, предложить новые методы управления процессом обучения и мотивации учащихся. Использование подобных мобильных приложений при изучении английской грамматики учениками позволяет значительно повысить качество изучения предмета, однако требует разработки единой методики обучения как предмета с помощью мобильного приложения, так и содержание самого мобильного приложения.