Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников (на примере БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Д. В. Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников (на примере БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа) / Д. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103740/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена разработке модели формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников. Рассмотрены модели эмоционального интеллекта и способы его диагностики. Доказано, что эффективность деятельности медицинских работников зависит от уровня эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: модель, медицинские работники, эмоциональный интеллект, эффективность деятельности.

Введение. Современные медицинские учреждения нуждаются в профессионалах, способных быстро адаптироваться к достаточно сложным требованиям профессиональной деятельности, а также быстро справляться со стрессом. В этой связи в современной медицине и психологии возрастает интерес к исследованиям эмоционального интеллекта как совокупности ментальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими.

Развитый эмоциональный интеллект особенно важен для специалистов, работающих в сфере медицины, где всегда высокий уровень интенсивности коммуникации и не всегда можно предсказать исход взаимодействия. К примеру больные, обратившиеся за помощью с ипохондрическим синдромом, требуют повышенного внимания к их здоровью, не всегда удовлетворены качеством лечения, часто утверждают, что их плохо лечат.

Следовательно, для организации качественного медицинского обслуживания населения необходимо предъявлять повышенные требования к психологическим характеристикам медиков, в том числе и уровню развития эмоционального интеллекта.

Анализ литературы по теме исследования позволил выявить следующие научные положения. Есть прямые доказательства того, что эмоциональный интеллект играет ведущую роль в успешности различных видов профессиональной деятельности (Bar On R., 2004; Golean D., 2005; Андреева И. Н., 2006; О. Е. Берсенева, 2021, Симбирцева Н. В., 2008; Радченко В. А., 2020, Рыжов Д. М., 2012, Шевырева Е. Г., Федосова И. В., 2017 и др.).

И. Н. Андреева определила структуру и типологию эмоционального интеллекта, разработала интегративную структурную модель эмоционального интеллекта и описала эмоциональный интеллект как «…когнитивно-личностное образование и совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими» [1].

Своевременным и актуальным на сегодняшний момент является исследование О. Е. Берсеневой. Автором разработана Модель эмоционального интеллекта как ресурса регуляции профессиональной деятельности медицинских работников, в которой важными условиями являются: психологическая культура в профессиональной деятельности; высокий уровень собственной культуры здоровья. А совершенствование эмоционального интеллекта медицинских работников осуществляется через медицинскую и психологическую супервизию и интроспекцию [2].

К. С. Кузнецова сделала вывод о том, что эмоциональный интеллект представляет собой интерес к внутреннему миру и дает возможность настраиваться на эмоции, осмысливать их и регулировать поведение [3].

На основании изученной литературы была сформулирована цель исследования — разработать Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников.

Решались задачи в соответствии с поставленной целью.

Методы исследования и исследуемые

Разработка модели и ее реализация проходили в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа в 2022–2023 гг. В исследовании приняли участие медицинские сестры и врачи. В качестве методов исследования использовались проективные методы, опрос, анкетирование.

Результаты и их обсуждение

Модель формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников

Рис. 1. Модель формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников

Структура модели определяется следующими критериями: цель; определения эмоционального интеллекта и диагностика; практический этап психологического сопровождения развития эмоционального интеллекта медицинских работников; мониторинг развития эмоционального интеллекта медицинских работников БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа; сравнительный анализ эмоционально-интеллектуального развития медицинских работников констатирующего и контрольного экспериментов; корригирующие мероприятия и конечный результат — эффективность профессиональной деятельности медицинских работников в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа.

Проведенный мониторинг показал эффективность модели. Данные об эффективности деятельности медицинских работников и поликлиники были получены в экономическом отделе.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта. Автореферат дисс…доктора псих.наук. Минск, 2017, — 48 с.
  2. Берсенева О. Е. Эмоциональный интеллект как ресурс регуляции профессиональной деятельности медицинского работника. Школа науки, 2021, с.1–3.
  3. Кузнецова К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта. Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития., 2010, с. 84–91.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, профессиональная деятельность, работник, воронеж, эффективность деятельности, модель формирования, понимание эмоций.


Похожие статьи

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции ра...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников в медицинском учреждении

Статья посвящена вопросам психологического обеспечения адаптации медицинских сотрудников, вновь назначенных на должность. Обращено внимание на факторы риска, влияющие на успешную адаптацию молодых специалистов. Научная новизна исследования в разработ...

Роль мотивации в повышении производительности труда

В статье рассмотрены понятие и основные проблемы мотивации МАОУ Новоселезневская СОШ. Найдена зависимость производительности труда от системы мотивации в организации и предложены меры по улучшению мотивирующего комплекса. Выявлен ожидаемый рост произ...

Похожие статьи

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции ра...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников в медицинском учреждении

Статья посвящена вопросам психологического обеспечения адаптации медицинских сотрудников, вновь назначенных на должность. Обращено внимание на факторы риска, влияющие на успешную адаптацию молодых специалистов. Научная новизна исследования в разработ...

Роль мотивации в повышении производительности труда

В статье рассмотрены понятие и основные проблемы мотивации МАОУ Новоселезневская СОШ. Найдена зависимость производительности труда от системы мотивации в организации и предложены меры по улучшению мотивирующего комплекса. Выявлен ожидаемый рост произ...

Задать вопрос