Статья посвящена разработке модели формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников. Рассмотрены модели эмоционального интеллекта и способы его диагностики. Доказано, что эффективность деятельности медицинских работников зависит от уровня эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: модель, медицинские работники, эмоциональный интеллект, эффективность деятельности.
Введение. Современные медицинские учреждения нуждаются в профессионалах, способных быстро адаптироваться к достаточно сложным требованиям профессиональной деятельности, а также быстро справляться со стрессом. В этой связи в современной медицине и психологии возрастает интерес к исследованиям эмоционального интеллекта как совокупности ментальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими.
Развитый эмоциональный интеллект особенно важен для специалистов, работающих в сфере медицины, где всегда высокий уровень интенсивности коммуникации и не всегда можно предсказать исход взаимодействия. К примеру больные, обратившиеся за помощью с ипохондрическим синдромом, требуют повышенного внимания к их здоровью, не всегда удовлетворены качеством лечения, часто утверждают, что их плохо лечат.
Следовательно, для организации качественного медицинского обслуживания населения необходимо предъявлять повышенные требования к психологическим характеристикам медиков, в том числе и уровню развития эмоционального интеллекта.
Анализ литературы по теме исследования позволил выявить следующие научные положения. Есть прямые доказательства того, что эмоциональный интеллект играет ведущую роль в успешности различных видов профессиональной деятельности (Bar On R., 2004; Golean D., 2005; Андреева И. Н., 2006; О. Е. Берсенева, 2021, Симбирцева Н. В., 2008; Радченко В. А., 2020, Рыжов Д. М., 2012, Шевырева Е. Г., Федосова И. В., 2017 и др.).
И. Н. Андреева определила структуру и типологию эмоционального интеллекта, разработала интегративную структурную модель эмоционального интеллекта и описала эмоциональный интеллект как «…когнитивно-личностное образование и совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими» [1].
Своевременным и актуальным на сегодняшний момент является исследование О. Е. Берсеневой. Автором разработана Модель эмоционального интеллекта как ресурса регуляции профессиональной деятельности медицинских работников, в которой важными условиями являются: психологическая культура в профессиональной деятельности; высокий уровень собственной культуры здоровья. А совершенствование эмоционального интеллекта медицинских работников осуществляется через медицинскую и психологическую супервизию и интроспекцию [2].
К. С. Кузнецова сделала вывод о том, что эмоциональный интеллект представляет собой интерес к внутреннему миру и дает возможность настраиваться на эмоции, осмысливать их и регулировать поведение [3].
На основании изученной литературы была сформулирована цель исследования — разработать Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников.
Решались задачи в соответствии с поставленной целью.
Методы исследования и исследуемые
Разработка модели и ее реализация проходили в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа в 2022–2023 гг. В исследовании приняли участие медицинские сестры и врачи. В качестве методов исследования использовались проективные методы, опрос, анкетирование.
Результаты и их обсуждение
Рис. 1. Модель формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников
Структура модели определяется следующими критериями: цель; определения эмоционального интеллекта и диагностика; практический этап психологического сопровождения развития эмоционального интеллекта медицинских работников; мониторинг развития эмоционального интеллекта медицинских работников БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа; сравнительный анализ эмоционально-интеллектуального развития медицинских работников констатирующего и контрольного экспериментов; корригирующие мероприятия и конечный результат — эффективность профессиональной деятельности медицинских работников в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа.
Проведенный мониторинг показал эффективность модели. Данные об эффективности деятельности медицинских работников и поликлиники были получены в экономическом отделе.
Литература:
- Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта. Автореферат дисс…доктора псих.наук. Минск, 2017, — 48 с.
- Берсенева О. Е. Эмоциональный интеллект как ресурс регуляции профессиональной деятельности медицинского работника. Школа науки, 2021, с.1–3.
- Кузнецова К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта. Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития., 2010, с. 84–91.