Борьба с преступностью остается одним из важнейших приоритетов государственно-правовой политики, при этом для органов прокуратуры как надзорному ведомству отведено особое место в государственной системе по предупреждению преступности. Однако действующее законодательство не в полной мере отвечает всем тенденциям политики государства, остается под вопросом действительная роль и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе и предупреждении преступности.
Ключевые слова: предупреждение преступности, органы прокуратуры, функция органов прокуратуры.
Борьба с преступностью в России — одна из приоритетных задач государственной политики, представляющей из себя целенаправленную деятельность государства по реализации мер для максимального снижения и ограничения деструктивного поведения до такого уровня, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности.
Согласно данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД Российской Федерации общий уровень преступности в России в 2015 году значительно повысился после 8 лет ее устойчивого снижения: количество противозаконных деяний выросло на 8.6 %, что на 202,1 тыс. преступлений больше чем в 2014 году, при этом рост преступлений отмечен в 75 субъектах, а каждое двадцать третье преступление (4.3 %) было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. [1]
Указанные события продемонстрировали государству, что требуется срочное принятие мер по профилактике преступности. Одним из шагов, направленных на борьбу с деструктивным поведением, стало принятие Федерального закона № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 г. (далее по тексту — Закон об основах профилактики) и установление правовых и организационных основ системы профилактики правонарушений, а также дальнейшее реформирование законодательства и правоприменительной практики.
Указанные действия были направлены на организацию и совершенствование работы по профилактике преступности в системе государственных органов. После принятия Закона об основах системы профилактики на законодательном уровне особа была подчеркнута общая направленность всей системы государственных органов местного самоуправления на предупреждение и борьбу с преступностью, а также выделены отдельные формы профилактического воздействия и введены общие положения, регламентирующие полномочия органов прокуратуры.
Для органов прокуратуры в государственной системе по предупреждению преступности в Российской Федерации отведено особое место в соответствии с ст. 1 Федерального закона № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. (Далее по тексту — Закон о прокуратуре). [2]
Органы прокуратуры Российской Федерации — это в первую очередь надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением на территории России действующего законодательства. В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Положения ст. 129 Конституции Российской Федерации находят своё продолжение и дальнейшую детализацию в Законе о прокуратуре. Системный анализ конституционных норм, посредством которых определены органы власти в России, позволяет сделать вывод, что прокуратура представляет из себя целостное государственно-властное образование, состоящее из органов и учреждений, обеспечивающих надзор за исполнением действующих законов на территории всей страны.
При этом особое внимание заслуживает тот факт, что органы прокуратуры организованы таким образом, что они функционируют в условиях достаточной самостоятельности — в соответствии с действующим законодательством они не включены ни в одну из традиционно выделяемых базовых ветвей государственной власти.
Ряд специалистов в области юриспруденции в своих исследовательских работах определяют прокуратуру как полностью самостоятельный государственно-правовой институт власти. Согласно мнению Н. В. Казанник, прокуратура в России действительно осуществляет четвертую, самостоятельную ветвь государственной власти, которую с полным основанием называют прокурорско-надзорной. [3, стр. 142] Так, в частности, В. М. Семенова и В. А. Байдукова отмечают следующее: «наличие фундаментальных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), олицетворяющих единую государственную власть, не исключает возможность существования иных функционально-самостоятельных правовых институтов. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспруденции концепции контрольной власти». [4, стр. 314]
Анализ основ деятельности органов прокуратуры, направленной на укрепление законности, обеспечение верховенство закона и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государстве, сильно выделяется уклон в сторону предупреждения преступности. Из указанного можно сделать вывод, что для органов прокуратуры практически была предопределена новая функция. Предупреждение преступности — это самостоятельное направление деятельности, в частности, для органов прокуратуры, имеющее самостоятельное значение, которое нельзя отнести ни к прокурорскому надзору, ни к участию в судебных процессах и взаимодействию с государственными учреждениями.
Стоит отметить, что в настоящий момент законодательство об органах прокуратуры не в полной мере отвечает тенденциям политики государства: не ясным образом определена роль и значение прокуратуры, ее цели и задачи в деятельности по предупреждению преступности.
О необходимости реагирования органами прокуратуры и принятии мер по предупреждению преступности упомянуто в большом количестве административных и организационных документов Генерального прокурора Российской Федерации, например, Приказ № 7 «Об организации работы прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» от 16.01.2012 г., указания № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» от 06.07.1999 г. и другие.
В ходе проведенного сравнительного анализа Закона Об основах профилактики и Закона о прокуратуре было выявлено, что деятельность прокуроров по предупреждению преступности существенно отличается от деятельности по надзору за исполнением законов о предупреждении преступности. В законе «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» указано, что прокурор осуществляет предупреждение преступности и надзор за исполнением законов, то есть выполняет двойную роль в области предупреждения преступности.
Действующим законодательством на органы прокуратуры была возложена ведущая и руководящая роль в противодействии преступности. Стоит отметить, что осуществление органами прокуратуры деятельности по предупреждению преступности (ее профилактики) происходило всегда и до принятия Закона об основах профилактики путем применения актов прокурорского реагирования. Указанное подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, которая отражается в его определениях. Так, например, в Определении Верховного Суда Российской Федерации № 82-КГПР14–2 от 18.06.2014 г. указано, что предостережение о недопустимости нарушения закона в силу положений ст. 22, 25.1 Закона о прокуратуре является документом не только прокурорского реагирования, но и мерой профилактического воздействия. [5] При этом о профилактической деятельности главенствующего координатора в борьбе с преступностью ни в одном из законов, в том числе во всех редакциях Закона о прокуратуре это не отмечено.
В соответствии с ст. 9 Закона Об основах профилактики на органы прокуратуры возложена обязанность по осуществлению профилактики правонарушений, для осуществления которой прокуроры в пределах своей компетенции наделены полномочиями по предупреждению правонарушений при осуществлении надзора за исполнением законом иными субъектами профилактики правонарушений и их должностными лицами. При этом стоит отметить, что в основном кодифицированном акте — Законе о прокуратуре нет прямого закрепления положений о профилактической деятельности органов прокуратуры.
Как уже было отмечено в настоящей работе выше, принятие Закона об основах системы профилактики предопределило выделения отдельных форм профилактического воздействия и новой функции органов прокуратуры в Законе о прокуратуре — предупреждение (профилактика) преступности. При этом исходя из анализа законодательства о прокуратуре получается, что основным направлением в рамках деятельности по предупреждению преступности — это осуществление надзорной деятельности. Надзор за соблюдением законодательства выделяется в качестве основного направления и формы деятельности органов прокуратуры, в рамках которой осуществляется выявление и предупреждение правонарушений. Стоит обратить внимание на обоснованную позицию А. Ю. Винокурова, который указывал, что в период действия Закона СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР» профилактика преступлений и иных нарушений непреступного характера относилась законодателем к числу самостоятельных видов внешнефункциональной прокурорской деятельности [6, с. 1–8].
В юридической литературе встречается и противоположная точка зрения, согласно которой предупреждение преступности — это новая функция органов прокуратуры, которая изначально не предусматривалась законодательством, однако подразумевалась присущей деятельности прокуратуры. В частности, такой позиции придерживается М. А. Магомедов, который отмечал следующее «профилактика правонарушений — это по существу новая функция органов прокуратуры, которая не относится ни к ее надзорной функции, ни к ее функциям участия в судопроизводстве или взаимодействия с институтами власти и общества» [7, с. 168–172].
В заключение можно отметить, что динамичное развитие правоотношений и общества, появление новых составов правонарушений и изменения в социально- криминальной сфере влечет изменение в системе государственных органов и появление нового функционального назначения. При этом теоретическая и законодательная основа не всегда поспевает за динамичными изменениями в обществе, что сильно влияет на уровень эффективности осуществления государственно-правовой политики. В настоящий момент требуется осуществление соответствующих правовых реформ касательно важной функции органов прокуратуры по предупреждению преступности.
Литература:
- Состояние преступности — январь-декабрь 2015 года. — Текст: электронный // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/7087734 (дата обращения: 05.06.2023);
- Федеральный закон № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации от 20.02.1992 г. № 8., ст. 366;
- Казанник А. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № 5. — с. 13–16;
- Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. М. Семенова и В. А. Байдукова. М.: Норма — 2008. — с. 314.
- Определение Верховного Суда Российской Федерации № 82-КГПР14–2 «О признании незаконным вынесения предостережения прокурора недопустимости нарушения закона» от 18.06.2014 г. [Электронный доступ] // Консультант Плюс: справ. Правовая система (дата обращения: 05.06.2023 г.)
- Бобренев В. А. О соотношении функций и направлений прокурорской деятельности в Российской Федерации // Полицейская и следственная деятельность. — 2017. — № 4 — с. 1–8.
- Магомедов М. А. Профилактическая функция прокуратуры Российской Федерации и совершенствование ее правового регулирования // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — № 1. — с. 168–172.