Ключевые слова: урок обществознания, курс обществознания, общее образование, межпредметная связь обществознания, психофилософия, изучение основ психофилософии
В XXI веке российское образование встало на путь модернизации. Основной задачей государственной образовательной политики стало провозглашено достижение современного качества образования и его соответствие текущим и будущим потребностям личности и общества. Личностное развитие в системе образования теперь обеспечивается в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются неизменной основой учебно-воспитательного процесса [2]. Овладение учащимися универсальными учебными действиями служит способностью к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного усвоения нового социального опыта. В частности, что касается уроков обществознания, в рамках чего мы заинтересованы в формировании личностных универсальных образовательных действий, которые помогают учащемуся определить смысловую ценностную ориентацию, понять смысл обучения и осознать личную ответственность за результат, правильно сделать моральный выбор, а также устанавливать успешные связи в обществе и определять свое место в нем.
Для образовательной области «Обществознание» более подробно это проявляется в развитии способности учащихся ориентироваться в окружающей их действительности, взаимодействовать с социальной и природной средой, опираясь на личное и эмоциональное понимание опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем, овладеть уважительным отношением к иному мнению, развить толерантность, овладеть ключевыми социальными навыками, то есть стать гармонично развитой личностью. Опираясь на личный опыт учащихся, сформированный основами психологии и философии, смогут освоить минимальное содержание образования, что, на наш взгляд, будет способствовать достижению вышеперечисленных целей.
В связи с этим, для интегративного курса «Обществознания», в силу его специфики, открывается более широкое поле деятельности в современной системе образования. Его проблемный и исследовательский характер, допущение многовариантности в ответах на вопросы о смысле и жизни, требование критичности, логики, последовательности, задействование в нем не только когнитивных, но и сенсорно-эмоциональных и творческих способностей сознания делает его незаменимым инструментом для развития творческого и дивергентного мышления подрастающего поколения. Цель предмета «Обществознание» — помочь школьникам соотнести и координировать разнородные идеологические слои общественного сознания, преодолеть фрагментацию и эклектику знаний, идей, ценностных ориентаций. Таким образом, идейные позиции индивида и процесс их формирования составляют основу воспитания, не выстраивая то, что он делит на отдельное частное знание. Освоение учениками минимального содержания стандарта в обществознании как академической дисциплины в идеале должно способствовать личностному развитию учащихся, формированию их мировоззренческих позиций, основанных на всеобщем мировоззрении, духовных и нравственных ценностях. Для этого крайне важно изучить основы психофилософии, так как психология и философия затрагивают такие общие вопросы, как: личный смысл жизни, цель жизни, политические предпочтения, моральные ценности, мировоззрение человека, традиционная философско-психологическая проблема-суть и происхождение человеческого сознания, характер мышления, влияние общества на индивида и индивидов на общество и других. Иными словами, психофилософию можно рассматривать как «систему точек зрения, принципов и практических приемов, призванных помочь человеку построить гармоничные отношения с миром и с самим собой» [1, с. 47]. Следовательно, можно говорить о прямой практической необходимости изучения основ психофилософии на уроках обществознания, чтобы не только пройти государственную итоговую аттестацию на высоком уровне, но и выйти за ворота школы человеком, мыслящим и критически относящимся к любой информации извне. Работа над вопросами, относящимися к психофилософии, помогает школьникам лучше и глубже понимать себя — свои потребности, желания, цели и ценности. Она научит современных подростков подходить к решению любых неоднозначных ситуаций с «Я-позиции» и задумываться над такими вопросами, как: «А чего я хочу?», «Как я буду себя чувствовать, если…?», «Для чего мне это нужно?» и т. д. Школьники научатся критически мыслить и оценивать разные жизненные и социально-политические ситуации с разных сторон, видеть истину там, где многие согласны принять за нее готовые решения со стороны.
Курс обществознания это играет важную роль, особенно в наше время, поскольку современному школьнику трудно пройти процесс социализации без знаний об обществе. Осваивая эту тему, школьники учатся понимать явления, происходящие в обществе; изучают правила поведения в обществе; разбираются в понятиях, связанных с человеком и социальными отношениями. Обществознание в школе начинают изучать учащиеся именно в подростковом возрасте, и этот аспект важно учитывать, поскольку именно этот период является наиболее «чувствительным» для формирования гармоничных отношений с самим собой и с миром, самостоятельного мышления личности. Считается, что именно на среднем этапе (5–9 класс) проводится огромная работа по воспитанию ребенка и формированию различных навыков, связанных с личностным развитием.
Методика обществознания раскрывает содержание курса, разрабатывает пути и средства его преподавания и формирования мировоззрения, общественной и гражданской активности учащихся 8–11 классов. Курс обществознания носит теоретический и обобщающий характер, насыщенный идеологическими понятиями; в основе его содержания лежат общественные события, явления и процессы. На уроках изучают философские, психологические, политические, экономические, социологические, правовые, моральные и этические и другие вопросы. Методика преподавания обществознания — это полноценная педагогическая дисциплина, которая органично связана с общей дидактикой и возрастной психологией при выборе методов, форм и средств обучения. В соответствии с теоретическим и идеологическим характером курса обществознания при его изучении, в первую очередь, выдвигаются вопросы методики формирования общих понятий и моделей. Одной из особенностей курса обществознания является то, что оно суммирует знания школьников по всем предметам, изучаемым в социальном плане. Только умелая реализация этих междисциплинарных связей может обеспечить полный охват и глубину идеологических идей и концепций. Междисциплинарные связи на уроках обществознания следует рассматривать в нескольких аспектах: по содержанию идейных идей, понятий, явлений и событий, по методам воспитательной работы, непрерывности в формировании умений и навыков деятельности; по уровню нравственного воспитания учащихся.
Межпредметные связи на уроках обществознания устанавливаются, главным образом, «путем постановки логически связанной системы вопросов учащихся» [4, с. 286]. Изучение вопроса о познавательной деятельности школьников основано на широком спектре специфических знаний в области биологии, химии, физики, истории, литературы. В результате установления междисциплинарных связей формируется представление о познании мира, рассматривается динамика развития когнитивной сферы человеческой жизни. Основными методическими приемами установления междисциплинарных связей в курсе обществознания являются интеграция предметов, репродуктивные и проблемные вопросы для учащихся, логическая беседа (система взаимосвязанных вопросов), задание с комментарием, анализ наглядных пособий, текстов, жизненных явлений, постановка задач для аудиторной работы и др. Межпредметные и внекурсовые связи «должны как можно чаще осуществляться самими учащимися при целенаправленном руководстве со стороны учителя» [3, с. 47].
Обобщающая функция обществознания состоит в том, что предмет синтезирует основные факты и модели конкретных наук (юриспруденция, политология, социология, экономика, культурология, психология, философия и т. д.) в единую систему знаний о мироорганизации в целом, на основе которой завершается процесс формирования научного мировоззрения обучающихся. Научные представления, разделенные до изучения обществознания по разным предметам и годам обучения, обогащенные новым теоретическим и фактическим материалом, предстают перед школьниками как единая стройная система, как научная теория мировоззрения.
Литература:
- Калуцкая, Е. К. Преподавание обществознания в старших классах в условиях реализации требований Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) / Е. К. Калуцкая. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016. — 76 с.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования четвёртого поколения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=16910 23.11.2022.
- Коростелева, А. В. Межпредметная интеграция как способ усиления воспитательного потенциала курса «Обществознание» / А. В. Коростелева // Современная наука. — 2016. — № 2. — С. 46–50.
- Соболева, О. Б. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Б. Соболева, Д. В. Кузин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 474 с.