Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Семенова, Е. С. Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста / Е. С. Семенова, Р. Ф. Миннуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103762/ (дата обращения: 18.12.2024).



Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как они начинают осознавать окружающий мир и взаимодействовать с ним через сложные социальные отношения. Важнейшей составляющей успеха детского коллектива является взаимодействие с взрослыми, особенно со стороны педагогов и родителей. Родители и учителя создают обстановку, в которой дети могут чувствовать себя защищенными, любимыми и уважаемыми, что способствует их уверенности в себе и положительному развитию.

Ключевые слова: детский коллектив, личность, младший школьный возраст, класс, отношения, коммуникация, родители, учителя, дети.

В ходе диагностики уровня развития личности детей младшего школьного возраста посредством формирования детского коллектива было обследовано 20 детей — обучающихся 1 «А» класса (Контрольная группа) и 20 детей — обучающихся 1 «Б» класса (Экспериментальная группа) на базе МБОУ «Кватчинская СОШ», деревня Кватчи, Можгинский район, Удмуртская Республика.

Результаты входной диагностики на начало исследовательской работы показали, в основном, средние результаты, но большая часть обучающихся класса имеет низкий или близкий к низкому уровень развития компонентов социальной компетентности. Уровень сформированности коллектива класса находится на первой стадии «Песчаная россыпь» по периодизации А. Н. Лутошкина. Это говорит о том, что на данный момент в классе еще не начался процесс сплочения и даже «притирки», но предпосылки к формированию классного коллектива положительные, а соответственно и потенциал развития компонентов у детей высокий. Поэтому нами было принято решение разработать и внедрить тематический план мероприятий по формированию детского коллектива.

Цель тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива: создание благоприятных условий в коллективе класса для успешного развития личности детей младшего школьного возраста. Содержание тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива представлено в таблице 1:

Таблица 1

Содержание тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива

Тема мероприятия

Краткое описание

Время проведения

Тренинг на создание эмоционально-положительного фона

Игры — упражнения такие, как «Клубочек», «Один за всех и все за одного».

Сентябрь

Классный час на тему: «Я и мой класс»

Беседа с обучающимися класса на тему их отношений между друг другом, создание общего «портрета» класса на листе А1

Октябрь

Трудовой десант

Субботник на территории школы

Ноябрь

Игра «Тайный Дед Мороз»

Традиционное чаепитие, посвященное окончанию четверти и наступлению Нового года; игра с целью обмена подарками

Декабрь

Мастер-класс «Мирись-мирись и больше не дерись

Коммуникативный мастер-класс, посвященный профилактике решения и предупреждения конфликтов в коллективе

Январь

Мероприятие, посвященное Дню защитника отечества «Наши защитники»

Проведение спортивно — соревновательного мероприятия

Февраль

Праздник 8 марта

На занятии были применены такие приемы как показывание сценок, прослушивание. Младшие школьники предварительно оформили фотостенд «Наши мамы».

Март

Классный час на тему: «Начни с себя»

Обсуждение с учениками вопроса о положительных и отрицательных качествах характера людей через жизненные примеры

Апрель

На рисунке 1 представлено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено):

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено)

Рис. 1. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено)

Таким образом, полученные данные по сравнительным графикам экспериментальной и контрольной группы показывают, что все компоненты социализации младших школьников экспериментальной группы успешнее развиваются в совокупности с развитием классного коллектива.

На рисунке 2 представлено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину):

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину)

Рис. 2. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину)

Из этого можно сделать вывод о том, что успешно сформированный классный коллектив младших школьников в экспериментальной группе благоприятно воздействует на социализацию детей и способствует более качественному и активному развитию личности ребенка. Это говорит о том, что в коллективе сформирован круг активных обучающихся — лидеров класса, эти дети входят в совет класса и школы, остальные обучающиеся «легки на подъём» и готовы к совместным проектам и мероприятиям.

Ребята с радостью общаются друг с другом во внеучебное время, в школе на переменах играют в совместные игры и, в целом, с радостью посещают учебное заведение, что косвенно говорит о том, как может влиять дружный классный коллектив на мотивацию к учению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа была успешно реализована, все цели и задачи были достигнуты.

В заключении, следует сказать, что по итогам апробации тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива как фактора развития личности детей обучающиеся на конечном этапе находятся на достаточно высоком уровне социального развития, у большинства из них значительно развиты компоненты социализации. Дети способны понимать друг друга, слушать и слышать, помогать в нужный момент, у ребят развит высокий уровень эмпатии и толерантного отношения к людям, высокий уровень познавательной деятельности, ответственности и многого другого.

Литература:

  1. Антонова, Е. В. Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка / Е. В. Антонова, Е. А. Литвинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 231–233.
  2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243–244.
  3. Архипова, Л. В. Психология управления детским музыкальным коллективом / Л. В. Архипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 468–470.
  4. Горская, С. В. Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника / С. В. Горская, Е. А. Гринина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 444–448.
  5. Грачёва, Н. В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе / Н. В. Грачёва. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 306–307.
Основные термины (генерируются автоматически): детский коллектив, экспериментальная группа, тематический план мероприятий, младший школьный возраст, сравнение результатов, высокий уровень, диагностическая методика, классный коллектив, классный час, контрольная группа.


Похожие статьи

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся

Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Похожие статьи

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся

Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Задать вопрос