Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как они начинают осознавать окружающий мир и взаимодействовать с ним через сложные социальные отношения. Важнейшей составляющей успеха детского коллектива является взаимодействие с взрослыми, особенно со стороны педагогов и родителей. Родители и учителя создают обстановку, в которой дети могут чувствовать себя защищенными, любимыми и уважаемыми, что способствует их уверенности в себе и положительному развитию.
Ключевые слова: детский коллектив, личность, младший школьный возраст, класс, отношения, коммуникация, родители, учителя, дети.
В ходе диагностики уровня развития личности детей младшего школьного возраста посредством формирования детского коллектива было обследовано 20 детей — обучающихся 1 «А» класса (Контрольная группа) и 20 детей — обучающихся 1 «Б» класса (Экспериментальная группа) на базе МБОУ «Кватчинская СОШ», деревня Кватчи, Можгинский район, Удмуртская Республика.
Результаты входной диагностики на начало исследовательской работы показали, в основном, средние результаты, но большая часть обучающихся класса имеет низкий или близкий к низкому уровень развития компонентов социальной компетентности. Уровень сформированности коллектива класса находится на первой стадии «Песчаная россыпь» по периодизации А. Н. Лутошкина. Это говорит о том, что на данный момент в классе еще не начался процесс сплочения и даже «притирки», но предпосылки к формированию классного коллектива положительные, а соответственно и потенциал развития компонентов у детей высокий. Поэтому нами было принято решение разработать и внедрить тематический план мероприятий по формированию детского коллектива.
Цель тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива: создание благоприятных условий в коллективе класса для успешного развития личности детей младшего школьного возраста. Содержание тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива представлено в таблице 1:
Таблица 1
Содержание тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива
Тема мероприятия |
Краткое описание |
Время проведения |
Тренинг на создание эмоционально-положительного фона |
Игры — упражнения такие, как «Клубочек», «Один за всех и все за одного». |
Сентябрь |
Классный час на тему: «Я и мой класс» |
Беседа с обучающимися класса на тему их отношений между друг другом, создание общего «портрета» класса на листе А1 |
Октябрь |
Трудовой десант |
Субботник на территории школы |
Ноябрь |
Игра «Тайный Дед Мороз» |
Традиционное чаепитие, посвященное окончанию четверти и наступлению Нового года; игра с целью обмена подарками |
Декабрь |
Мастер-класс «Мирись-мирись и больше не дерись |
Коммуникативный мастер-класс, посвященный профилактике решения и предупреждения конфликтов в коллективе |
Январь |
Мероприятие, посвященное Дню защитника отечества «Наши защитники» |
Проведение спортивно — соревновательного мероприятия |
Февраль |
Праздник 8 марта |
На занятии были применены такие приемы как показывание сценок, прослушивание. Младшие школьники предварительно оформили фотостенд «Наши мамы». |
Март |
Классный час на тему: «Начни с себя» |
Обсуждение с учениками вопроса о положительных и отрицательных качествах характера людей через жизненные примеры |
Апрель |
На рисунке 1 представлено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено):
Рис. 1. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено)
Таким образом, полученные данные по сравнительным графикам экспериментальной и контрольной группы показывают, что все компоненты социализации младших школьников экспериментальной группы успешнее развиваются в совокупности с развитием классного коллектива.
На рисунке 2 представлено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину):
Рис. 2. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину)
Из этого можно сделать вывод о том, что успешно сформированный классный коллектив младших школьников в экспериментальной группе благоприятно воздействует на социализацию детей и способствует более качественному и активному развитию личности ребенка. Это говорит о том, что в коллективе сформирован круг активных обучающихся — лидеров класса, эти дети входят в совет класса и школы, остальные обучающиеся «легки на подъём» и готовы к совместным проектам и мероприятиям.
Ребята с радостью общаются друг с другом во внеучебное время, в школе на переменах играют в совместные игры и, в целом, с радостью посещают учебное заведение, что косвенно говорит о том, как может влиять дружный классный коллектив на мотивацию к учению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа была успешно реализована, все цели и задачи были достигнуты.
В заключении, следует сказать, что по итогам апробации тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива как фактора развития личности детей обучающиеся на конечном этапе находятся на достаточно высоком уровне социального развития, у большинства из них значительно развиты компоненты социализации. Дети способны понимать друг друга, слушать и слышать, помогать в нужный момент, у ребят развит высокий уровень эмпатии и толерантного отношения к людям, высокий уровень познавательной деятельности, ответственности и многого другого.
Литература:
- Антонова, Е. В. Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка / Е. В. Антонова, Е. А. Литвинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 231–233.
- Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243–244.
- Архипова, Л. В. Психология управления детским музыкальным коллективом / Л. В. Архипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 468–470.
- Горская, С. В. Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника / С. В. Горская, Е. А. Гринина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 444–448.
- Грачёва, Н. В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе / Н. В. Грачёва. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 306–307.