Исследование теоретических аспектов функционирования дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 07.06.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ганин, А. С. Исследование теоретических аспектов функционирования дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан / А. С. Ганин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103764/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проведен анализ нормативно-правовых основ и теоретических положений, регламентирующих повседневную деятельность дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.

Ключевые слова: служба пожаротушения, местный пожарно-спасательный гарнизон, оперативная деятельность, зона ответственности.

Ежегодно на территории Российской Федерации отмечается рост уровня пожарной опасности. Данный факт обусловлен динамичным ростом количества потенциально опасных производственных объектов, использующих в технологическом процессе взрывопожароопасные вещества и материалы, высокими темпами строительства многоцелевых комплексов различной функциональной направленности и зданий жилого фонда, обладающих сложной планировкой. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о повышении риска возникновения крупных пожаров.

Стоит отметить, что тушение пожаров на объектах различных классов функциональной пожарной опасности существенно отличается друг от друга порядком организации оперативно-тактических действий ввиду особенностей пожарной нагрузки, что, в свою очередь, требует наличия большого практического опыта в области пожаротушения и высокого уровня подготовки сотрудников ведомства МЧС России.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что управление силами и средствами при тушении крупных пожаров должно производиться высококвалифицированными работниками Государственной противопожарной службы МЧС России, владеющими широким массивом знаний в различных областях науки, совокупностью тактических приемов и развитым тактическим мышлением.

С целью реализации задачи по эффективному управлению силами и средствами, в рамках процесса по тушению крупных пожаров на территории Российской Федерации, функционируют службы пожаротушения.

В рамках статьи рассмотрены аспекты деятельности служб пожаротушения территориальных отрядов Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, выступающих в роли координационного органа управления силами и средствами пожарно-спасательных гарнизонов.

Данные структурные подразделения созданы по решению начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и функционируют на основании следующих нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих их оперативную деятельность:

– Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1];

– Федеральный закон от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2];

– Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» [3];

– Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» [4];

– Приказ МЧС России от 25.10.2017 г. № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» [5];

– Приказ МЧС России от 30.12.2005 г. № 1027 «О дополнительных мероприятиях по формированию федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» [6];

– Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 08.07.2022 г. № 960/194 «О назначении должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона Республики Татарстан» [7];

– Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 03.12.2020 г. № 1057/370 «Об утверждении обязанностей должностных лиц ТПСГ Республики Татарстан и основных задач нештатных служб ТПСГ РТ» [8];

– Положение о службах пожаротушения [9];

– иные нормативно-правовые акты, документы, приказы и распоряжения ГУ МЧС России по Республике Татарстан.

Службы пожаротушения обладают собственной структурой, в которую входят следующие компоненты:

– пять дежурных смен СПТ, различающихся направлениями деятельности;

– центральный пункт пожарной связи (ЦППС).

За дежурными сменами служб пожаротушения территориальных отрядов Главного управления МЧС России по Республике Татарстан закреплены следующие зоны ответственности:

– 1 дежурная смена — газодымозащитная служба, охрана труда, стажировка при СПТ и центральном пункте пожарной связи отрядов;

– 2 дежурная смена — противопожарное водоснабжение, организация опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР;

– 3 дежурная смена — рукавное хозяйство, планы и карточки тушения пожаров, времена оперативного реагирования пожарных подразделений на тушение пожаров;

– 4 дежурная смена — пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательного оборудование;

– 5 дежурная смена (резерв) — повседневная работа с оперативной документацией, подмена сотрудников СПТ.

В территориальном пожарно-спасательном гарнизоне Республики Татарстан функционируют 9 служб пожаротушения, осуществляющих координационную деятельность МПСГ, из них 1 служба пожаротушения ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Татарстан, 3 службы пожаротушения договорных отрядов, 4 службы пожаротушения территориальных отрядов, 1 служба пожаротушения специального управления 35 Федеральной противопожарной службы.

На сегодняшний день, в соответствии с положением о СПТ [9] выделяют следующую классификацию данных координационных органов управления:

– СПТ I-го разряда: в зону обслуживания входит 20 и более пожарно-спасательных подразделений;

– СПТ II-го разряда: в зону обслуживания входит от 10 до 20 пожарно-спасательных подразделений;

– СПТ III-го разряда: в зону обслуживания входит до 10 пожарно-спасательных подразделений.

Изучим характеристики зон ответственности и разрядность исследуемых служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан. Данные сведения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общие сведения о зонах обслуживания и разрядности СПТ

Наименование структурного подразделения

Количество МПСГ

Разряд службы пожаротушения

Плотность населения, чел./км 2

Площадь района выезда, км 2

СПТ 7 ПСО

14

I

88,9

19254

СПТ 8 ПСО

8

III

31,3

10654

СПТ 11 ПСО

12

I

33,8

20092

СПТ 15 ПСО

10

I

56

17800

Сведения о входящих в зону ответственности СПТ МПСГ

СПТ 7 ПСО

СПТ 8 ПСО

СПТ 11 ПСО

СПТ 15 ПСО

Наименования муниципальных районов РТ

г. Казань

г. Зеленодольск

г. Альметьевск

г. Елабуга

Зеленодольский МР

г. Нижнекамск

г. Набережные Челны

Апастовский МР

Азнакаевский МР

Агрызский МР

Буинский МР

Альметьевский МР

Актанышский МР

Верхнеуслонский МР

Бавлинский МР

Елабужский МР

Дрожжановский МР

Бугульминский МР

Мамадышский МР

Кайбицкий МР

Заинский МР

Менделеевский МР

КамскоУстьинский МР

Лениногорский МР

Мензелинский МР

Тетюшский МР

Нижнекамский МР

Муслюмовский МР

Новошешминский МР

Тукаевский МР

Сармановский МР

Черемшанский МР

Ютазинский МР

Сведения об оперативно-тактических возможностях служб пожаротушения территориальных отрядов

Наименование анализируемого критерия

СПТ 7 ПСО

СПТ 8 ПСО

СПТ 11 ПСО

СПТ 15 ПСО

Радиус зоны ответственности, км

154

217

210

150

Время следования в самую отдаленную точку района выезда, мин.

231

180

180

132

Итак, по результатам анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в район вызова служб пожаротушения территориальных отрядов ГУ МЧС России по Республике Татарстан входит относительно большое количество местных пожарно-спасательных гарнизонов, что, в свою очередь, указывает на востребованность исследуемых координационных органов управления.

По результатам проведенных теоретических исследований выявлена проблема, связанная с обширной зоной обслуживания. Данный факт подтверждают сведения таблицы 1, отражающие площадь района выезда. Отмечается, что максимальная площадь зоны обслуживания принадлежит службе пожаротушения 11 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Республике Татарстан и составляет соответственно: 20092 км 2 .

Стоит отметить, что наибольший показатель, характеризующий время следования сил и средств СПТ в самую отдаленную точку зоны обслуживания зарегистрирован у службы пожаротушения 7 ПСО и составляет 231 минуту. Настолько длительное реагирование на возможный крупный пожар может привести к ухудшению обстановки на месте вызова, дальнейшему распространению горения, увеличению численности погибших и пострадавших вследствие отсутствия грамотного управления силами и средствами пожарной охраны, осуществляющими пожаротушение.

Таким образом, в рамках статьи изучены аспекты организации повседневной деятельности служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Федеральный закон от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».

4. Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

5. Приказ МЧС России от 25.10.2017 г. № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».

6. Приказ МЧС России от 30.12.2005 г. № 1027 «О дополнительных мероприятиях по формированию федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

7. Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 08.07.2022 г. № 960/194 «О назначении должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона Республики Татарстан».

8. Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 03.12.2020 г. № 1057/370 «Об утверждении обязанностей должностных лиц ТПСГ Республики Татарстан и основных задач нештатных служб ТПСГ РТ».

9. Чижиков Э. Н. Методические рекомендации по организации деятельности службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ территориального гарнизона пожарной охраны. — № 2–4–87–23–18. 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, служба пожаротушения, дежурная смена, МЧС России, Государственная противопожарная служба, зона обслуживания, Республика, Федеральная противопожарная служба, Главное управление МЧС России, Российская Федерация.


Ключевые слова

служба пожаротушения, местный пожарно-спасательный гарнизон, оперативная деятельность, зона ответственности

Похожие статьи

Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона

Рассмотрена организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и интеграция в общество. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современны...

Совершенствование организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизона

В статье рассмотрены правовые проблемы деятельности территориального пожарно-спасательного гарнизона, особенности управления и возможные направления развития и совершенствования организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизон...

Совершенствование управления местным пожарно-спасательным гарнизоном на примере закрытого административно-территориального образования

Рассмотрена структура пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и управления системой. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современных условиях.

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

Организация и осуществление деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

В статье рассмотрены аспекты взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации со специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на примере города Москвы.

Профессиональная подготовка личного состава пожарно-спасательного гарнизона как фактор минимизации последствий пожара на ТЭЦ

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

Рассмотрен потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона, предусмотренный законодателем в нормах действующего права. Изучена взаимосвязь потенциала и напряженности. Определены основные направления по снижению напряженности во всех сферах деятель...

Анализ нормативно-правовых актов по взаимодействию добровольных поисково-спасательных отрядов и Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС

В настоящей статье произведен анализ НПА в области взаимодействия ДПСО и ЦУКС МЧС России.

Особенности мотивации сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России

Рассмотрены вопросы теории мотивации. Раскрыта важная роль мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России.

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...

Похожие статьи

Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона

Рассмотрена организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и интеграция в общество. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современны...

Совершенствование организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизона

В статье рассмотрены правовые проблемы деятельности территориального пожарно-спасательного гарнизона, особенности управления и возможные направления развития и совершенствования организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизон...

Совершенствование управления местным пожарно-спасательным гарнизоном на примере закрытого административно-территориального образования

Рассмотрена структура пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и управления системой. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современных условиях.

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

Организация и осуществление деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

В статье рассмотрены аспекты взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации со специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на примере города Москвы.

Профессиональная подготовка личного состава пожарно-спасательного гарнизона как фактор минимизации последствий пожара на ТЭЦ

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

Рассмотрен потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона, предусмотренный законодателем в нормах действующего права. Изучена взаимосвязь потенциала и напряженности. Определены основные направления по снижению напряженности во всех сферах деятель...

Анализ нормативно-правовых актов по взаимодействию добровольных поисково-спасательных отрядов и Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС

В настоящей статье произведен анализ НПА в области взаимодействия ДПСО и ЦУКС МЧС России.

Особенности мотивации сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России

Рассмотрены вопросы теории мотивации. Раскрыта важная роль мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России.

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...

Задать вопрос