В статье проведен анализ нормативно-правовых основ и теоретических положений, регламентирующих повседневную деятельность дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.
Ключевые слова: служба пожаротушения, местный пожарно-спасательный гарнизон, оперативная деятельность, зона ответственности.
Ежегодно на территории Российской Федерации отмечается рост уровня пожарной опасности. Данный факт обусловлен динамичным ростом количества потенциально опасных производственных объектов, использующих в технологическом процессе взрывопожароопасные вещества и материалы, высокими темпами строительства многоцелевых комплексов различной функциональной направленности и зданий жилого фонда, обладающих сложной планировкой. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о повышении риска возникновения крупных пожаров.
Стоит отметить, что тушение пожаров на объектах различных классов функциональной пожарной опасности существенно отличается друг от друга порядком организации оперативно-тактических действий ввиду особенностей пожарной нагрузки, что, в свою очередь, требует наличия большого практического опыта в области пожаротушения и высокого уровня подготовки сотрудников ведомства МЧС России.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что управление силами и средствами при тушении крупных пожаров должно производиться высококвалифицированными работниками Государственной противопожарной службы МЧС России, владеющими широким массивом знаний в различных областях науки, совокупностью тактических приемов и развитым тактическим мышлением.
С целью реализации задачи по эффективному управлению силами и средствами, в рамках процесса по тушению крупных пожаров на территории Российской Федерации, функционируют службы пожаротушения.
В рамках статьи рассмотрены аспекты деятельности служб пожаротушения территориальных отрядов Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, выступающих в роли координационного органа управления силами и средствами пожарно-спасательных гарнизонов.
Данные структурные подразделения созданы по решению начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и функционируют на основании следующих нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих их оперативную деятельность:
– Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1];
– Федеральный закон от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2];
– Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» [3];
– Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» [4];
– Приказ МЧС России от 25.10.2017 г. № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» [5];
– Приказ МЧС России от 30.12.2005 г. № 1027 «О дополнительных мероприятиях по формированию федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» [6];
– Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 08.07.2022 г. № 960/194 «О назначении должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона Республики Татарстан» [7];
– Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 03.12.2020 г. № 1057/370 «Об утверждении обязанностей должностных лиц ТПСГ Республики Татарстан и основных задач нештатных служб ТПСГ РТ» [8];
– Положение о службах пожаротушения [9];
– иные нормативно-правовые акты, документы, приказы и распоряжения ГУ МЧС России по Республике Татарстан.
Службы пожаротушения обладают собственной структурой, в которую входят следующие компоненты:
– пять дежурных смен СПТ, различающихся направлениями деятельности;
– центральный пункт пожарной связи (ЦППС).
За дежурными сменами служб пожаротушения территориальных отрядов Главного управления МЧС России по Республике Татарстан закреплены следующие зоны ответственности:
– 1 дежурная смена — газодымозащитная служба, охрана труда, стажировка при СПТ и центральном пункте пожарной связи отрядов;
– 2 дежурная смена — противопожарное водоснабжение, организация опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР;
– 3 дежурная смена — рукавное хозяйство, планы и карточки тушения пожаров, времена оперативного реагирования пожарных подразделений на тушение пожаров;
– 4 дежурная смена — пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательного оборудование;
– 5 дежурная смена (резерв) — повседневная работа с оперативной документацией, подмена сотрудников СПТ.
В территориальном пожарно-спасательном гарнизоне Республики Татарстан функционируют 9 служб пожаротушения, осуществляющих координационную деятельность МПСГ, из них 1 служба пожаротушения ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Татарстан, 3 службы пожаротушения договорных отрядов, 4 службы пожаротушения территориальных отрядов, 1 служба пожаротушения специального управления 35 Федеральной противопожарной службы.
На сегодняшний день, в соответствии с положением о СПТ [9] выделяют следующую классификацию данных координационных органов управления:
– СПТ I-го разряда: в зону обслуживания входит 20 и более пожарно-спасательных подразделений;
– СПТ II-го разряда: в зону обслуживания входит от 10 до 20 пожарно-спасательных подразделений;
– СПТ III-го разряда: в зону обслуживания входит до 10 пожарно-спасательных подразделений.
Изучим характеристики зон ответственности и разрядность исследуемых служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан. Данные сведения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общие сведения о зонах обслуживания и разрядности СПТ
Наименование структурного подразделения |
Количество МПСГ |
Разряд службы пожаротушения |
Плотность населения, чел./км 2 |
Площадь района выезда, км 2 |
СПТ 7 ПСО |
14 |
I |
88,9 |
19254 |
СПТ 8 ПСО |
8 |
III |
31,3 |
10654 |
СПТ 11 ПСО |
12 |
I |
33,8 |
20092 |
СПТ 15 ПСО |
10 |
I |
56 |
17800 |
Сведения о входящих в зону ответственности СПТ МПСГ |
||||
СПТ 7 ПСО |
СПТ 8 ПСО |
СПТ 11 ПСО |
СПТ 15 ПСО |
|
Наименования муниципальных районов РТ |
г. Казань |
г. Зеленодольск |
г. Альметьевск |
г. Елабуга |
Зеленодольский МР |
г. Нижнекамск |
г. Набережные Челны |
||
Апастовский МР |
Азнакаевский МР |
Агрызский МР |
||
Буинский МР |
Альметьевский МР |
Актанышский МР |
||
Верхнеуслонский МР |
Бавлинский МР |
Елабужский МР |
||
Дрожжановский МР |
Бугульминский МР |
Мамадышский МР |
||
Кайбицкий МР |
Заинский МР |
Менделеевский МР |
||
КамскоУстьинский МР |
Лениногорский МР |
Мензелинский МР |
||
Тетюшский МР |
Нижнекамский МР |
Муслюмовский МР |
||
Новошешминский МР |
Тукаевский МР |
|||
Сармановский МР |
||||
Черемшанский МР |
||||
Ютазинский МР |
||||
Сведения об оперативно-тактических возможностях служб пожаротушения территориальных отрядов |
||||
Наименование анализируемого критерия |
СПТ 7 ПСО |
СПТ 8 ПСО |
СПТ 11 ПСО |
СПТ 15 ПСО |
Радиус зоны ответственности, км |
154 |
217 |
210 |
150 |
Время следования в самую отдаленную точку района выезда, мин. |
231 |
180 |
180 |
132 |
Итак, по результатам анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в район вызова служб пожаротушения территориальных отрядов ГУ МЧС России по Республике Татарстан входит относительно большое количество местных пожарно-спасательных гарнизонов, что, в свою очередь, указывает на востребованность исследуемых координационных органов управления.
По результатам проведенных теоретических исследований выявлена проблема, связанная с обширной зоной обслуживания. Данный факт подтверждают сведения таблицы 1, отражающие площадь района выезда. Отмечается, что максимальная площадь зоны обслуживания принадлежит службе пожаротушения 11 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Республике Татарстан и составляет соответственно: 20092 км 2 .
Стоит отметить, что наибольший показатель, характеризующий время следования сил и средств СПТ в самую отдаленную точку зоны обслуживания зарегистрирован у службы пожаротушения 7 ПСО и составляет 231 минуту. Настолько длительное реагирование на возможный крупный пожар может привести к ухудшению обстановки на месте вызова, дальнейшему распространению горения, увеличению численности погибших и пострадавших вследствие отсутствия грамотного управления силами и средствами пожарной охраны, осуществляющими пожаротушение.
Таким образом, в рамках статьи изучены аспекты организации повседневной деятельности служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.
Литература:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».
4. Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
5. Приказ МЧС России от 25.10.2017 г. № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».
6. Приказ МЧС России от 30.12.2005 г. № 1027 «О дополнительных мероприятиях по формированию федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
7. Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 08.07.2022 г. № 960/194 «О назначении должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона Республики Татарстан».
8. Приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 03.12.2020 г. № 1057/370 «Об утверждении обязанностей должностных лиц ТПСГ Республики Татарстан и основных задач нештатных служб ТПСГ РТ».
9. Чижиков Э. Н. Методические рекомендации по организации деятельности службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ территориального гарнизона пожарной охраны. — № 2–4–87–23–18. 2014.