В статье проанализировано использование и изменение материалов в органическом дизайне.
Ключевые слова : органический дизайн, технический прогресс, материал, окружающая среда.
Органический дизайн зародился в середине 20 века. Направление возникло как противоположность функционализму, с его чёткими и жёсткими линиями. Органический дизайн отличает плавность, текучесть линий, повторение природных форм. Он получил широкое распространение в скандинавских странах, таких как Финляндия, Швеция, Дания.
Благодаря техническому прогрессу в XX веке появилось множество новых материалов, используемых в строительстве. После первой мировой войны первостепенной задачей строителей было быстрое строительство и расселение. После второй мировой войны возвращается необходимость в быстром строительстве и использовании естественных, природных материалов.
Одним из основных принципов органического дизайна является визуальное сочетание здания с природой. Объект как часть окружающей среды. Для этого дизайнеры используют натуральные природные материалы, такие как, камень, дерево, кирпич (глина). Или имитирующие, например, искусственный камень и архитектурный бетон. Предметы, наполняющие пространство должны иметь плавные, округлые линии, выполнены из натуральных материалов. (рис. № 1)
Рис. 1
При создании органического дизайна, конкретной мебельной формы или всего интерьера дизайнер черпает вдохновение непосредственно из самой природы. Главное- создать ощущение связи с окружающей средой.
Ярким представителем данного стиля является финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто. С самого детства он работал с древесиной, изучал её свойства и особенности обработки. Позже дизайнер часто использовал древесину в своих работах, начиная от мебельных изделий и заканчивая целыми интерьерами
Зодчий грамотно сочетал стекло и железобетон с такими традиционными материалами, как дерево, камень и кирпич
Аалто экспериментировал с гнутой фанерой и проектировал мебель, которую было бы удобно использовать и хранить. Таким образом появился табурет «Stool 60» (Рис. 2). Такие табуреты можно было удобно собирать и хранить. Они использовались в лекционном зале Выборгской библиотеке, которую также создал дизайнер. (Рис. 3) Позже он создал деревянные кресла “Паймио” для санатория.
Рис. 2
Рис. 3
Также в библиотеке Алвар Аалто с помощью древесины сконструировал деревянный потолок для лучшей акустики. Интерьер библиотеки отличает обилие больших окон, просторных помещений, широких проходов и использование натуральных материалов.
Одним из представителей органического дизайна в Дании был Арне Якобсен. В отличии от Алвар Аалто на первое место он выносил эргономичность человеческого тела, а не природные формы. А также использовал современные материалы, пластик и стекло.
Самая первая работа Якобсена — кресло Ant (муравей), которое представляло собой лёгкое кресло-ракушку. (Рис. 4). Его отличало соединенное сиденье со спинкой, выполненное из одного листа фанеры.
Рис. 4
Позже были созданы кресла Egg и Swan. (Рис. 5, 6). Форма, напоминающая яичную скорлупу и силуэт лебедя. Каркас кресел сделан из цельного литого пластика с армированным стекловолокном, наполнитель — специальная мебельная пена. Обивку делали из натуральной кожи или туго натянутого текстиля.
Рис. 5. Кресло Egg
Рис. 6. Кресло Swan
На сегодняшний день одним из самых ярких представителей считается британский дизайнер Росс Лавгроув. Свой подход он называет «органическим эссенциализмом», он использует самые различные материалы и считет, что самые лучшие изделия получаются при слиянии органики и неорганики, живого и неживого — слияния, которое поистине завораживает.
В своих работах он сохраняет близость к природе. Но смотрит на это по-новому. Дизайнер активно использует новейшие материалы, такие как углеволокно и полипропилен.
Росс Лавгроув имеет множество наград, часть из которых имеет в названии слово «индустриальный». Как говорит сам дизайнер: «Технический прогресс позволяет сделать мои проекты ровно такими, как я их представляю. Но это только одна сторона медали. Я уверен, что промышленность не должна мешать природе, которая для меня как для дизайнера является основой всего».
Его изделия просты и часто имеют скульптурную форму. Например, стул «Supernatural» (Рис. 7) для проекта Moroso (2005–2008). Он лёгкий, сделан из пластика, но достаточно устойчив. Росс продумывает всё до мелочей и не любит лишнего.
Рис. 7
В 2007 году на выставке был представлен стол в форме трилистника гинкго.
Люстра потолочная Mercury
Можно сделать вывод, что органический дизайн актуален и сегодня. Но каждый дизайнер трактует его по-своему, используя разные формы и материалы. Кто-то, несмотря на технический прогресс, возвращается к истокам, а кто-то пользуется прогрессом и делает свои изделия более уникальными.
Литература:
- Органический дизайн (1930–40-е годы) [Электронный ресурс] 8. Органический дизайн (1930–40-е годы) (tsu. ru)
- Эволюция органического дизайна: от Алвара Аалто до Росса Лавгроува [Электронный ресурс] Введение, История органического дизайна. Творчество Алвара Аалто, История развития органического дизайна — Эволюция органического дизайна: от Алвара Аалто до Росса Лавгроува (studbooks. net)
- Алвар Аалто: самый известный финский архитектор [Электронный ресурс] Алвар Аалто: самый известный финский архитектор • Интерьер+Дизайн (interior. ru)