Образ идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, Ю. В. Образ идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников / Ю. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 578-581. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103776/ (дата обращения: 16.10.2024).



2023 год указом президента объявлен годом педагога и наставника. Многие мероприятия года направлены на то, чтобы повысить статус педагога в принципе и возродить институт наставничества в частности. В этой связи стало интересным изучить мнение студентов первокурсников об образе идеального педагога — наставника. Для достижения поставленной цели был проведен опрос студентов первого курса, и по его результатам составлен портрет идеального педагога-наставника.

Ключевые слова: наставничество, наставник, педагог, студент, черты личности, высшее образование, вуз.

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Что говорит об актуальности вопроса наставничества. С 2018 года в нашей стране действует национальный проект «Образование», согласно которому наставничеству отводится одна из важнейших ролей в модернизации образовательного процесса. Система наставничества выступает не только как механизм повышения качества учебного процесса, но и как инструмент профессионального развития молодых педагогов. Наставничество — одна из форм передачи опыта, в ходе которой студент (начинающий работник) практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника [7, 15].

В настоящее время в России начинает возрождаться система наставничества, в связи с этим встает вопрос об образе идеального наставника [2,10,11,13]. По мнению ряда авторов, идеальный наставник должен быть опытным, мудрым, способным оказать методическую помощь [14]. Если говорить о мнении самих педагогов, то педагоги со стажем более 15 лет считают, что наставник должен быть компетентным, квалифицированным, подготовленным, тактичным, надежным, ответственным, опытным, трудолюбивым, отзывчивым. Педагоги со стажем менее 15 лет выделяют квалифицированность, опытность, внимательность, ответственность, тактичность, готовность прийти на помощь, справедливость, как главные в личности педагога-наставника [1].

В ранее проведенных исследованиях по методике «Преподаватель глазами студента», основной целью был анализ исключительно сторон процесса преподавания [3–9,12]. Целью же нашей работы стало составление полного портрета идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников. Для этого было проведено анкетирование среди студентов первого курса факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета, студентов первого курса естественно-научного факультета Юго-Западного государственного университета, студентов первого курса художественно-графического факультета Курского государственного университета. В анкетировании приняло участие 57 человек в возрасте от 17 до 25 лет обоего пола. Все они были ознакомлены с ходом и целью исследования и дали письменное добровольное согласие на участие в эксперименте. Опросник содержал 7 блоков: данные респондента, внешний образ идеального педагога-наставника, личностные качества идеального педагога-наставника, образование идеального педагога-наставника, особенности преподавания идеального педагога-наставника, особенности коммуникации с идеальным педагогом-наставником, а также дополнительные факты об идеальном педагоге-наставнике.

Анализ полученных ответов показал следующее. Внешние данные, такие как пол, национальность, рост, телосложение, цвет глаз, цвет, структура и длина волос, стиль в одежде не имеют значения для 90 % опрошенных. Возраст также является фактором, не имеющим значения, однако 22,8 % респондентов считают идеальным возраст от 30 до 40 лет. К значимым личностным качествам первокурсники отнесли экстравертивность (61,4 %), харизматичность (91,2 %), творческое начало (57,9 %), эрудированность (94,7 %), требовательность (73,7 %), ироничность (57,9 %). Большое внимание респонденты уделили особенностям речи идеального педагога-наставника. Его речь должна быть четкой (86 %), поставленной (82,5 %) и красочной (54,7 %). В вопросе о том, каким темпераментом должен обладать идеальный педагог-наставник, мнение большинства респондентов распределились между сангвиником (33,3 %) и смешанным типом (31,6 %). При этом идеальный педагог-наставник не должен быть вспыльчивым (91,2 %) и язвительным (78,9 %).

Образование педагога-наставника, его положение на кафедре не играют большой роли для респондентов (84,2 %), важно лишь наличие практического опыта работы по специальности (89,5 %). В вопросах об особенностях преподавания и коммуникации студенты были единодушны в своем мнении. Идеальный педагог-наставник должен уметь хорошо объяснять материал (98,2 %), творчески выстраивать свои занятия (84,2 %), использовать реальные случаи из практики (91,2 %), уметь корректно сделать замечание (98,2 %), мотивировать к дополнительной деятельности по предмету и за его рамками (77,2 %). Идеальный педагог-наставник не должен иметь любимчиков в группе (78,9 %). В то же время идеальный педагог-наставник не должен участвовать в личной жизни студентов (70,2 %) и контактировать с их родителями (57,9 %).

Семейное положение и наличие собственных детей у идеального педагога-наставника большинством респондентов отмечены как незначащие факты (62 %).

Было интересно, совпадают ли мнения юношей и девушек. Анализ полученных результатов показал, что значительных различий в портретных характеристиках идеального педагога — наставника глазами юношей и девушек нет. Это связано с тем, что респонденты отвечали, в первую очередь, с позиции своей студенческой роли, а не гендерной.

Таким образом, проведенное исследование позволило составить портрет идеального педагога-наставника в глазах студентов-первокурсников. Идеальный педагог-наставник — это опытный профессионал, который умеет интересно и познавательно проводить занятия. Идеальный педагог-наставник имеет высокую квалификацию, богатый опыт практической деятельности. Это ответственный и требовательный человек. Он оставляет студенту право на самостоятельность, однако не пускает его на самотек, частично ограничивая и контролируя его. Идеальный педагог-наставник имеет харизму и чувство юмора, в меру ироничен и саркастичен, но не язвителен. Умеет находить общий язык со студентами, однако при этом сохранять субординацию. По мнению студентов, идеальный наставник экстраверт, умеющий корректно сделать замечание и выдержать равное отношение ко всем студентам. Он мотивирует студентов к занятиям не только по предмету, но и дополнительной научной и внеучебной деятельности.

Литература:

  1. Алпеева Н. Н., ЧалбушеваТ. С. Особенности образа наставника у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности/ Н. Н. Алпеева, Т. С. Чалбушева. — Текст: электронный // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации.-2020.-№ 17.-С.104–111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza-nastavnika-u-pedagogov-s-raznym-stazhem-professionalnoy-deyatelnosti(дата обращения: 30.04.2023).
  2. Атласова С. С. О наставничестве в системе высшего образования/ С. С. Атласова.– Текст: электронный// Общество: социология, психология, педагогика.-2022.-№ 12(104).-С.248–251.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nastavnichestve-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya(дата обращения: 30.04.2023).
  3. Башбаева М. А., Жамалиева Л. М., Кашкинбаева А. Р., Замэ Ю. А. Идеальный образ преподавателя: сравнительный анализ представлений студентов медвуза/М. А. Башбаева,Л. М. Жамалиева,А. Р. Кашкинбаева, Ю. А. Замэ. — Текст: электронный // WestKazakhstanMedical Journal.-2016. № 4(52).-С.63–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealnyy-obraz-prepodavatelya-sravnitelnyy-analiz-predstavleniy-studentov-medvuza(дата обращения: 07.05.2023).
  4. Беляева, Г.Ф., Царенко А. С. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко. — Текст: электронный// Государственное управление. Электронный вестник.-2012.-№ 32.-С.2–22.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosy-prepodavatel-glazami-studenta-kak-instrument-sovershenstvovaniya-upravleniya-uchebnym-protsessom-v-vuze(дата обращения 01.05.2023).
  5. Васильева, Е. Г. Преподаватель глазами студента, студент — глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) / Е. Г. Васильева, Т. В. Юдина. — Текст: непосредственный // Вестник ВолГУ.- Серия 6.-Вып. 10.-2007.-С. 95–107.
  6. Взорова (Чернышова), Л. А. Личность преподавателя глазами студента на разных этапах обучения/ Л. А. Взорова (Чернышова). — Текст: электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи-2016. № 63.-С.128–132.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-prepodavatelya-glazami-studenta-na-raznyh-etapah-obucheniya(дата обращения 01.05.2023).
  7. Гарабажий, В. А. Современный преподаватель вуза глазами студентов/ В. А. Гарабажий. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика.-2011.-№ 1.-С. 77–80.
  8. Гарагуль, К. В. Профессионально значимые качества преподавателя глазами студента / К. В. Гарагуль, С. И. Сорокин.– Текст: непосредственный // Научный форум. Сибирь.-2015.-№ 1.-С. 106–107. (дата обращения 01.05.2023).
  9. Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза/ И. В. Егоров. — Текст: электронный// Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология.-2013.-№ 4 (31).-С. 123–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predstavleniy-studentov-ob-obraze-prepodavatelya-pedagogicheskogo-vuza(дата обращения: 08.05.2023).
  10. Кочкина С. Н. Роль педагога-наставника в современном мире./ С.НКочкина. — Текст: электронный// Педагогика: история, перспективы.-2020.-№ 2-С.46–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-nastavnika-v-sovremennom-mire (дата обращения: 06.05.2023).
  11. ЛейбовскийА.Ю., ДиановА. Н. Личностныепрофессиональные качества преподавателя глазами студента/А. Ю. Лейбовский, А. Н. Дианов. // Гуманизация образования.-2019.-№ 3.-С.64–76 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-professionalnye-kachestva-prepodavatelya-glazami-studenta(дата обращения: 30.04.2023).
  12. Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г. Т. Москвичёва. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 334–336. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95742/ (дата обращения: 08.05.2023).
  13. НигматулинаЛ.А., Курбанова М. А. Психологические требования к личности педагога/ Л. А. Нигматулина, М. А. Курбанова. — Текст: электронный // Современное образование (Узбекистан).-2018.-№ 9.-С.25–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-trebovaniya-k-lichnosti-pedagoga-1 (дата обращения: 08.05.2023).
  14. Салькова Ф. А. Образы педагогов-наставников в восприятии будущих педагогов/Ф. А. Салькова. — Текст: электронный // Colloquium-journal.- 2022.-№ 2 (125).-С. 46–47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-pedagogov-nastavnikov-v-vospriyatii-buduschih-pedagogov(дата обращения: 04.05.2023).
  15. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога/Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. — СПб.: Свое издательство.-2015. — С. 18- 22.
Основные термины (генерируются автоматически): идеальный педагог-наставник, идеальный наставник, глаз студентов-первокурсников, идеальный педагог, наставник, особенность преподавания, педагог, система наставничества, студент первого курса, указ Президента.


Похожие статьи

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

«Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога в сериалах «Школа 2013» и «Кто Вы: Школа 2015»

В статье представлены промежуточные результаты исследования кинооблика школьных педагогов, представленного в телесериалах Республики Корея. Автор характеризует возрастные и половые характеристики педагогов старшей школы и отношение учителей к своей п...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)

В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Похожие статьи

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

«Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога в сериалах «Школа 2013» и «Кто Вы: Школа 2015»

В статье представлены промежуточные результаты исследования кинооблика школьных педагогов, представленного в телесериалах Республики Корея. Автор характеризует возрастные и половые характеристики педагогов старшей школы и отношение учителей к своей п...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)

В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Задать вопрос