Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Джашеев, Р. Ю. Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции / Р. Ю. Джашеев, Д. В. Калюжный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 21-27. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103777/ (дата обращения: 15.11.2024).



На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а также узлы с учетом осевой жесткости. Расчет выполнен с учетом основных нагрузок: собственный вес конструкций и ветровое воздействие. Полученные в ходе расчета величины внутренних усилий, значения частот собственных колебаний и перемещений элементов башни приведены в виде графиков и таблиц.

Ключевые слова: башенные конструкции, вращательная жесткость, осевая жесткость, болтовые соединения.

Учет «реальной работы» узлов башенных конструкций предполагает создание расчетных схем, которые будут включать в себя модели узловых соединений, позволяющие определять величину внутренних усилий и деформаций элементов наиболее приближенные к действительным значениям. Как правило, при этом также важно учитывать и другие факторы, оказывающее значительное влияние на НДС конструкции: нелинейную диаграммы деформирования материала, геометрическую нелинейность, осадку опор, пространственную работу конструкции, уточненные значения действующих нагрузок. Как правило, в практике проектирования, данными факторами пренебрегают и в расчетных схемах конструкций используют упрощенные модели.

Поведение узлов под действием нагрузок и воздействий в составе конструкций зависит от множества параметров. В частности, рассматривая узловые соединения металлических башен из трубчатых профилей, к основным факторам, определяющим их реальную работу, можно отнести осевую жесткость элементов решетки. Вопрос о степени влияния жесткости узлов на напряженно-деформированное состояние данных конструкций освещается в работах многих отечественных и зарубежных авторов (В. И. Трофимов, Е. В. Горохов, В. Н. Васылев, Е. В. Шевченко, А. В. Танасогло,Davoud Nezamolmolki, Ahmad Shooshtari и др.) [1–4].

Методы

Общая последовательность исследования:

1) определение величины продольной жесткости узла с использованием программного комплекса IdeaStatica;

2) создание трёхмерных моделей башенных конструкции в комплексе ЛИРАСАПР 2015 R4, с различными конфигурациями узловых соединений;

3) выполнение модального анализа для каждой модели башни;

4) анализ результатов и выводы.

Рассмотрим башню трехгранного сечения в плане с высотой 90,750 м, расположенную в г. Санкт-Петербург. Элементы башни выполнены из стальных бесшовных горячедеформированных труб по ГОСТ 8732–78 [5] (см. табл. 1).

Таблица 1

Материалы и сечения элементов башни

№ п/п

Элемент

Сечение, мм

Сталь по ГОСТ 27772–2015 [6]

Нормативное сопротивление

Расчетное сопротивление

1

пояс

труба 219х20

С355

345

340

2

труба 194х6

355

350

3

труба 168х8

4

решетка

труба 89х6

5

труба 146х6

6

труба 57х5

7

труба 102х6

Моделирование башни осуществлялось с помощью универсального пространственного стержневого КЭ, тип 10. Жесткость узлов задавалась с помощью встроенного функционала расчетной программы ЛИРА-САПР. Расчетная схема приведена ниже на рис. 1.

Расчетная схема башни

Рис. 1. Расчетная схема башни

При расчете башенной конструкции определяющими являются постоянные нагрузки от собственного веса конструкций, а также ветровые нагрузки.

Для определения осевой жесткости узлов соединения рассчитываемой башенной конструкции были применен встроенный функционал программного комплекса IdeaStatica, с помощью которого получены значения продольной жесткости узла (см. рис. 2).

Определение осевой жесткости типового узла башни

Рис. 2. Определение осевой жесткости типового узла башни

Величина осевой жесткости в случае одноболтового соединения распорок и раскосов башни между собой и с поясными элементами составила 42 МН/м.

Результаты

По итогам расчета были получены значения продольной силы N (кН) в элементах башенной конструкции (см. рис. 3–5).

Значения продольной силы N (кН) в элементах пояса башни при различных конфигурациях узлов

Рис. 3. Значения продольной силы N (кН) в элементах пояса башни при различных конфигурациях узлов

Значения продольной силы N (кН) в элементах распорок башни при различных конфигурациях узлов

Рис. 4. Значения продольной силы N (кН) в элементах распорок башни при различных конфигурациях узлов

Значения продольной силы N (кН) в элементах раскосов башни при различных конфигурациях узлов

Рис. 5. Значения продольной силы N (кН) в элементах раскосов башни при различных конфигурациях узлов

Из представленных графиков можно сделать вывод о том, что для поясных элементов башни значения продольной силы в случае схемы с жесткими и угловыми шарнирами отличаются незначительно (-0,81 %); при использовании узлов с учетом осевой жесткости разница составляет (+17,41 %) относительно схемы с жесткими узлами.

Часть элементов решетки башенной конструкции (раскосы, распорки) вследствие перераспределения внутренних усилий меняет свое НДС с «сжатия» на «растяжение» и наоборот. Максимальная разница продольного усилия между схемами с угловыми шарнирами и жесткими узлами:

– для раскосов (+192,28 %);

– для распорок (+1,24 %).

В случае жестких узлов и узлов с учетом осевой жесткости, разница составила:

– для раскосов (+157,5 %);

– для распорок (-81,22 %).

Результаты перемещений конструкций вдоль глобальных осей X, Y, Z при различных конфигурациях узлов приведены в табл. 2.

Таблица 2

Перемещения башенной конструкции при различных конфигурациях узлов, мм

Вид загружения

Направление перемещения

Конфигурация узла

Жесткий узел

Узел с угловыми шарнирами

Узел, учитывающий осевую жесткость

Собственный вес

Х , мм

0,59

0,594 (+0,68 %)

0,49 (-16,94 %)

Y , мм

0,561

0,565 (+0,71 %)

0,463 (-17,46 %)

Z , мм

1,59

1,59

1,74 (+9,43 %)

Статическая составляющая ветровой нагрузки

Х , мм

4,22

4,81 (+13,98 %)

4,2 (-0,47 %)

Y , мм

353

353

368 (+4,24 %)

Z , мм

10,1

10,1

9,49 (-6,03 %)

Пульсационная составляющая ветровой нагрузки

Х , мм

123

122 (-0,81 %)

12,2 (-90,08 %)

Y , мм

95

91,8 (-3,37 %)

0,591 (-99,37 %)

Z , мм

4,75

4,68 (-1,47 %)

0,316 (-93,34 %)

Значения перемещений для схемы с жесткими и угловыми шарнирами расходятся незначительно. Стоит отметить заметное снижение величины деформаций в случае схемы с узлами, учитывающими осевую жесткость при загружении пульсационной составляющей ветровой нагрузки, что может быть связано с уменьшением общей жесткости и собственных частот колебаний для данной схемы.

Полученные в результате модального анализа расчетных схем значения собственных частот колебаний, которые представлены на рис. 6 и табл.3.

Из графика (рис. 6) видна тенденция, указывающая на снижение значений собственных частот колебаний в случае применения узлов с угловыми шарнирами до 5,92 %; узлов с осевой жесткостью до 37,14 %.

Значения собственных частот колебаний

Рис. 6. Значения собственных частот колебаний

Таблица 3

Значения собственных частот колебаний, Гц

Тип расчета

Форма колебаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Жесткий узел

1.024

1.024

2.811

2.919

2.923

4.978

5.647

5.676

6.734

6.752

Узел с угловыми шарнирами

1.024

1.024

2.801

2.915

2.919

4.953

5.439

5.462

6.340

6.352

Узел, учитывающий осевую жесткость

0.978

0.978

1.767

2.319

2.320

3.174

4.215

4.226

4.741

5.840

Выводы

Осевая жесткость болтовых соединений узлов башенных конструкций из трубчатых профилей оказывает значительное влияние на распределение внутренних усилий в элементах, в большей степени на распорки и раскосы, меняя при этом в некоторый из них НДС с «сжатия» на «растяжение». Также учет жесткости узлов приводит к заметному снижению собственных частот колебаний конструкции, что как уже отмечалось ранее. важно при динамическом анализе конструкции. Полученные в данной статье результаты могут служить основанием для дальнейших исследований влияния жесткости узлов сопряжения на НДС элементов башенных конструкций.

Литература:

  1. Трофимов В. И. Исследование и расчет новых типов металлических опор линий электропередачи. М., «Энергия», 1968. 424 с. с илл.
  2. Е. В. Горохов, В. Н. Васылев, Е. В. Шевченко, А. В. Танасогло. Экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния фрагментов стальных башенных опор ВЛ // Современное промышленное и гражданское строительство. 2013. Том 9. № 1, С. 59–69.
  3. Davoud Nezamolmolki1, Ahmad Shooshtari. Dynamic behavior of lattice transmission towers // International Journal of Steel Structures 21(3).
  4. W. Jiang, Z. Q. Wang, G. McClure, G. Wang, J. Geng. Accurate modeling of joint effects in lattice transmission towers, Journal of Engineering Structures 33 (2011) 1817–1827.
  5. ГОСТ 8732–78 «Трубы стальные бесшовные горячедеформированные».
  6. ГОСТ 27772–2015 «Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия (с Поправками, с Изменением N 1)».
Основные термины (генерируются автоматически): осевая жесткость, продольная сила, различная конфигурация узлов, собственная частота колебаний, башенная конструкция, узел, труба, ветровая нагрузка, жесткий узел, модальный анализ.


Ключевые слова

башенные конструкции, вращательная жесткость, осевая жесткость, болтовые соединения

Похожие статьи

Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках

В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...

Расчет надежности мостовых кранов методом преобразования вероятностей

Основными процессами, определяющими долговечность и надежность различных конструкций, являются процессы изгибных колебаний и усталости. Факторы, которые влияют на процесс усталости, в докладе представлены в виде параметров, учитывающих геометрически...

Влияние податливости узлов на напряженно-деформированное состояние каркаса

Приведены исследования влияния податливости узлов баз колонн на напряженно-деформированное состояние каркаса. Цель исследования — определить влияние фактической работы опорных узлов колонн на напряженно-деформированное состояние каркаса. Цель достига...

Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели

В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...

О дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона при расчете по нелинейной деформационной модели

В статье рассмотрены особенности дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона по толщине при реализации расчета по деформационной модели. Приведены указания по трансформации выражений, определяющих жест...

Исследование изменений в работе каркаса металлического большепролетного геодезического купола при различных способах монтажа

В настоящей статье рассматривается два варианта монтажа геодезического купола, анализируются величины изменения усилий между проектной схемой купола и схемой, полученной по завершении монтажа конструкции, оценивается влияние появляющихся усилий в про...

Влияние учета податливости узлов аутригеров на напряженно-деформированное состояние элементов стальных конструкций высотных зданий

В данной статье выполнен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных методам определения податливости узлов стальных конструкций, методикам расчета конструкций с учетом податливости узлов, способам моделирования узлов с учетом ...

Численное сравнение напряженно-деформированных состояний арки из вальцованного U-образного профиля и арки с приведенным Т-образным сечением, полученным по редуцированным жесткостным характеристикам определенным твердотельным моделированием

В данной статье выполнены численные сравнения напряженно-деформированного состояния арки из тонкостенных вальцованных профилей системы MIC-120 и арки с приведенным Т-образным сечением при загружении различными видами нагрузок.

Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...

Расчет железобетонных элементов, усиливаемых наращиванием сечения, с использованием деформационной модели

Приведен метод расчета железобетонного элемента, усиленного наращиванием (увеличением) сечения. Описываемый подход базируется на использовании нелинейной деформационной модели и гипотезе плоских сечений. В связи со сложившимися различиями напряженно-...

Похожие статьи

Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках

В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...

Расчет надежности мостовых кранов методом преобразования вероятностей

Основными процессами, определяющими долговечность и надежность различных конструкций, являются процессы изгибных колебаний и усталости. Факторы, которые влияют на процесс усталости, в докладе представлены в виде параметров, учитывающих геометрически...

Влияние податливости узлов на напряженно-деформированное состояние каркаса

Приведены исследования влияния податливости узлов баз колонн на напряженно-деформированное состояние каркаса. Цель исследования — определить влияние фактической работы опорных узлов колонн на напряженно-деформированное состояние каркаса. Цель достига...

Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели

В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...

О дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона при расчете по нелинейной деформационной модели

В статье рассмотрены особенности дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона по толщине при реализации расчета по деформационной модели. Приведены указания по трансформации выражений, определяющих жест...

Исследование изменений в работе каркаса металлического большепролетного геодезического купола при различных способах монтажа

В настоящей статье рассматривается два варианта монтажа геодезического купола, анализируются величины изменения усилий между проектной схемой купола и схемой, полученной по завершении монтажа конструкции, оценивается влияние появляющихся усилий в про...

Влияние учета податливости узлов аутригеров на напряженно-деформированное состояние элементов стальных конструкций высотных зданий

В данной статье выполнен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных методам определения податливости узлов стальных конструкций, методикам расчета конструкций с учетом податливости узлов, способам моделирования узлов с учетом ...

Численное сравнение напряженно-деформированных состояний арки из вальцованного U-образного профиля и арки с приведенным Т-образным сечением, полученным по редуцированным жесткостным характеристикам определенным твердотельным моделированием

В данной статье выполнены численные сравнения напряженно-деформированного состояния арки из тонкостенных вальцованных профилей системы MIC-120 и арки с приведенным Т-образным сечением при загружении различными видами нагрузок.

Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...

Расчет железобетонных элементов, усиливаемых наращиванием сечения, с использованием деформационной модели

Приведен метод расчета железобетонного элемента, усиленного наращиванием (увеличением) сечения. Описываемый подход базируется на использовании нелинейной деформационной модели и гипотезе плоских сечений. В связи со сложившимися различиями напряженно-...

Задать вопрос