В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, учебная мотивация, учебный процесс, мотив, мотивационная сторона.
Поступая в школу, каждый ребёнок имеет свою внутреннюю позицию, он хочет хорошо учиться, получать новые знания и опыт. Чтобы пусть познания был качественным и целесообразным обучающихся необходимо мотивировать. Изучить мотивацию, значит выявить реальный уровень и возможность развития перспективы обучения.
Результатами познания становится основа для планирования процесса формирования знаний. Формирование — это целенаправленный процесс, в котором учитель сравнивает полученные результаты с исходными данными, которые были на начальном уровне формирования знаний. Сравнивает с планируемыми результатами.
Учитель не должен выполнять роль наблюдателя развития мотивационной стороны, а должен наоборот стимулировать её развитие системой психологических приёмов. Ведь именно от учебной мотивации зависит отношение ребёнка к обучению, учителю. Она влияет на характер деятельности младших школьников, на становление ученика как личности.
Обратимся к педагогике и изучим определения «мотивации».
Философ и психолог Узнадзе Д. Н. определяет мотивацию как «период, предшествующий волевому акту» [3].
Рубинштейн С. Л. в своих трудах описывал мотивацию как «детерминацию, реализующуюся через психику». По мнению психолога, мотивация — это «опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [2].
Эффективность учебного процесса во многом зависит от мотивационного уровня обучающихся. Мотивация обуславливается деятельностью. А деятельность побуждается конкретными мотивами. Мотивы — это именно то, ради чего выполняется деятельность.
По отношению к деятельности мотивы разделяются на несколько групп:
1) внешние — это мотивы обязанностей, долга, оценки, достижений, успехов, благополучия, избегание конфликтных ситуаций и неприятностей;
2) внутренние — это проявление интереса к содержанию, процессу деятельности, овладение способами к саморазвитию.
Чаще всего внешние мотивы оказывают негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одна из главных задач педагога — это повышение уровня внутренней мотивации каждого обучающегося.
Психолог Е. П. Ильин выделяет, что мотивация — это «совокупность мотивов, возникающих, меняющихся и реализуемых в процессе поведения». Особое внимание обращает на то, что мотивация не только отражается в сознании субъекта, но и прогнозируется им, когда он сравнивает разные варианты своих действий и их последствия [1].
Российский психолог С. Р. Немов под понятием мотивации подразумевает «совокупность причин психологического характера, объясняющихся поведением человека, направленностью и активностью».
Социолог Г. М. Андреева говорит о том, что мотивация складывается из следующих видов побуждений: мотив, потребность, интерес, стремление, цель, влечение, мотивационные, идеалы.
Развитие мотивации складывается из нескольких стадий:
1) Актуализация.
2) Выбор действий, формируются намерения, ставится цель.
3) Реализация намерений.
4) Постреализация.
Не стоит упускать тот факт, что мотив и мотивации объединяют в себе представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, которые имеются у людей, не стоит и забывать о внешних факторах, заставляющих вести себя конкретным образом.
Следовательно, определение «мотивация» шире понятия «мотив». Мотив — это один из видов побуждений к мотивации.
Педагог и психолог Д. Б. Эльконин в структуру учебной мотивации младших школьников отправляет следующие мотивы:
Основное содержание учебной деятельности составляют познавательные мотивы деятельности. Познавательные мотивы отражают стремление младших школьников к самообразованию, направляют на самостоятельное совершенствование способов получения новых знаний.
Социальные мотивы — взаимодействие младших школьников с окружающей средой. Главная составляющая — получение отметок, знаний, выработка ответственности и ценности знаний.
Высокая похвала и отметка для ребёнка — это эмоциональная защищённость, гордость.
Человека, стремящегося выполнять определенную деятельность, можно назвать замотивированным. Если обучающийся прилежен в учебной деятельности, значит, у него мотивация к учебе. У спортивного человека, стремящегося к достижению высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения. Начальник, директор склонен к подчинению, значит, это высокий уровень мотивации к власти.
Совокупностью побуждающих факторов, которые определяют активность личности является мотивация. Мотивация включает в себя мотивы, потребности, стимулы, которые обуславливают поведение человека.
Автор педагогической психологии Д. Б. Эльконин относит учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников. Учебная мотивация — это совокупность мотивов, соответствующих задачам педагогической деятельности, направляющих действия учащегося и определяющих его поведение в системе школьных ценностей [4].
Любая деятельностная направленность без мотива или со слабым мотивом либо вообще не реализуется, либо оказывается крайне неустойчивой.
Российский философ В. Н. Лаврененко выделяет, мотивация объясняет направленность действия, организованную и устойчивую целость деятельности, стремление к достижению поставленной цели. Мотивация, представляющая собой систему мотивов, придает деятельности определенный смысл и направленность.
Для учеников начальной школы учебная деятельность имеет разный смысл. Важную роль имеет выявление характера учебной мотивации и смысла учения. В процессе взросления структура установок мотивационной стороны может изменяться.
Поступая в школу, чаще всего первоклассник приходит положительно мотивированным. Но для того, чтобы положительное отношение к школе и к учёбе стало прогрессивным, необходимо мотивацию укрепить. Учитель должен уделить особое внимание на формирование у детей устойчивой мотивации к достижению успехов, к учебным интересам, являющимся основой учебно-познавательной мотивации.
Сравнивая динамику мотивов учеников первых и третьих классов можно выявить, что на первой ступени у учеников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, например, сидеть за партой, носить портфель, складывать свои принадлежности, носить школьную форму. Со временем начинает проявляться интерес к первым результатам своей учебной деятельности, например, письмо первых букв и цифр, первая похвала и отметка. Только через преодоление этих интересов начинает формироваться интерес к учебному процессу в целом, а затем к получению знаний.
Таким образом, мотивация учебной деятельности даёт самое глубокое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет уровень успешности. Если мотивы обучения отсутствуют, то это непременно приводит к сокращению уровня успеваемости. Центральной частью содержания мотивации в младшем школьном возрасте является установка — «научиться учиться». Роль младшего школьника — это начальная стадия формирования мотивации обучения. Именно от неё во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
Литература:
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — 1-изд. — Санкт — Петербург: Питер, 2002. — 507 c.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 3-изд. — Санкт — Петербург: Питер, 2000. — 712 c.
- Узнадзе Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. — 2-изд. — Москва: Живая классика, 2004. — 413 c.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — 4-изд. — Москва: Академия, 2007. — 384 c.