В статье рассматривается создание и принятие кодекса об административном судопроизводстве.
Ключевые слова: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство, Российская Федерация, КАС РФ, Государственная Дума.
The article discusses the creation and adoption of the Code of Administrative Proceedings.
Keywords: Code of Administrative Procedure of the Russian Federation, administrative proceedings, Russian Federation, CAS of the Russian Federation, State Duma.
Проблема охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц от незаконных действий со стороны государственной власти и органов местного самоуправления оставалась актуальной во все времена. Неравные по своей природе отношения, в которых одна сторона обладает властными полномочиями, а другая обязана подчиняться — необходимо было уравновесить с помощью защиты интересов последней. Выходом из сложившейся ситуации стало создание механизма административного судопроизводства.
На протяжении всей Российской истории ставился вопрос о создании административных судов, но впервые упоминания о административном судопроизводстве появилось с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году.
В Конституции было провозглашено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [1].
Первой попыткой создания суда по административным делам было внесение в Государственную Думу Российской Федерации проекта Федерального конституционного закона N 7886–3 " О федеральных административных судах в Российской Федерации» [2] в 2000 году, а в 2006 гуду поступил первый проект Кодекса административного производства, но законопроекты не были приняты [3].
В 2012 году на XIII Всероссийском съезде судей Президент Российской Федерации — Владимир Путин «призвал завершить создание административного судопроизводства — поскорее принять кодекс и сформировать судебные составы, которые будут разрешать споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Бремя доказывания возлагается на госорган, не на граждан». В постановлении XIII Всероссийском съезде судей говорилось, что что приоритетным для Государственной Думы Российской Федерации является рассмотрение «проекта федерально конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» [2] и проекта федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».
Принятый Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) был подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ еще весной 2013 г. В июне 2013 г. проект был принят в первом чтении, и на этом работа над ним остановилась почти на два года. 20 февраля 2015 г. КАС РФ был принят Государственной Думой РФ, а 8 марта 2015 г. подписан Президентом РФ [4].
КАС РФ представляет собой завершающий развитие российского процессуального законодательства этап, в котором появились правовые институты и традиционные для судебной власти процедуры по разрешению административных и иных публично-правовых споров. Сформировалась абсолютно новая административно-правовая форма, элементы и признаки которой появились с вступлением в силу анализируемого процессуального закона. Новый вид судопроизводства — административное — это одновременно и новый эта в развитии не только административного процессуального законодательства (административного процессуального права). Но и дальнейшее адекватное развитие общего административного права. Словом, с принятием КАС РФ фактически «состоялось» специализированное правовое регулирование (т. е. в конкретном процессуальном законе) судебного порядка разрешения административных и иных публичных споров [5].
Таким образом, вступивший в законную силу 15 сентября 2015 г. Кодекс административного судопроизводства [6] приготовил для юристов и участников административно-процессуальных отношений множество нововведений, споры о которых продолжаются и по сей день.
Появились новые понятия, такие как административное дело, административный иск, административный истец и административный ответчик. Кроме этого, важно отметить, что административными истцами могут выступать государственные и местные органы, а также иные организации, наделенные публичными функциями (например, избирательные комиссии). Кроме того, законодатель определил, что административно-процессуальной правосубъектностью могут обладать ограниченно дееспособные в рамках гражданского законодательства лица, а также организации, не имеющие правового статуса юридического лица.
Также в целях повышения динамики рассмотрения дел и ускорению работы суда, по некоторым категориям дел была введена упрощенная процедура, сущность которой сводится к тому, что рассмотрение такого дела осуществляется в виде изучения судьей письменных материалов и принятия решения на их основе, то есть без устного разбирательства в судебном заседании.
Другим нововведением в целях повышения динамики рассмотрения дел является право участников административно-процессуальных отношений представлять и получать документы в электронном виде, право на участие в заседании посредством конференц-связи, а также ранее не встречающиеся в нормативно — правовых актах извещение путём отправки СМС-сообщения или вызова по электронной почте с согласия лица.
Также следует отметить, что законодатель детализирует вопросы, связанные с подведомственностью судов, а также закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, что, безусловно, снимает множество неясностей при обращении в суд, особенно для граждан, не имеющих юридического образования или профессионального представителя.
К слову, о гражданах, не имеющих юридического образования. Одним из главных нововведений, вызвавших споры среди теоретиков процессуального права и юристов-практиков (судей, должностных лиц административных органов, государственных и муниципальных служащих) стало обязательность участия профессионального представителя-юриста в целях максимально возможного обеспечения интересов заявителя. При этом в соответствии со статьей 55 КАС [6] профессиональный представитель должен обладать высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности, и представить соответствующий документ об образовании суду.
Данное нововведение получило неоднозначную оценку. С одной стороны, такая норма поможет разгрузить суды от необоснованных исков, а с другой норма ограничивает положение правозащитников и общественных деятелей.
В отношении индивидуальных предпринимателей, а также иной экономической деятельности изменения не произошли. Данные виды споров продолжают рассматриваться в арбитражных судах.
Кроме того, в Кодексе об административном производстве стала прослеживаться четкая параллель с уголовным процессом. Так, появилась возможность подачи гражданского иска с требованиями о возмещении вреда (в том числе морального) в рамках административного производства.
Еще одна немаловажная деталь — все судебные издержки в полном объеме возлагаются на проигравшую сторону. Это означает, что проигрывать административные иски будет довольно накладно, поскольку стоимость проведения судебных экспертиз и иных судебных действий, а также возмещение расходов, связанных с приглашением в суд необходимых участников процесса, являются дорогим удовольствием. Правда, здесь следует отметить, что при подаче коллективного иска в случае проигрыша судебные издержки распределяются в равных долях на всех соистцов, что существенно повышает возможность инициации административных дел коллективным способом [7].
В заключении необходимо отметить, что КАС Российской Федерации официально закрепил институт административной юстиции в качестве неотъемлемого элемента российской правовой системы. Обозначил административное судопроизводство как форму правосудия в публичном праве России, осуществляющуюся на практике. Соответственно реализовал положение ст. 118 Конституции РФ о наличии административного судопроизводства в России.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Проект Федерального конституционного закона N 7886–3 «О федеральных административных судах в Российской Федерации»: внесен Верховным Судом РФ) (в первом чтении) (не действует) // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70403198/
- Lektsia.com: «Формирование кодекса административного судопроизводства» URL: https://lektsia.com/6x1d3f.html
- Wiselawyer.ru: «Принятие кодекса административного судопроизводства РФ: значение, проблемы, дальнейшее перспективы». URL: https://wiselawyer.ru/
- Cyberleninka.ru: «К дискуссии о Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации». URL: https://cyberleninka.ru/
- Кодекс административного судопроизвлства Российской Федерации: федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. От 17.02.2023) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147 (дата обращения: 06.06.2023).
- Cyberpedia.su: «Что нового появилось в связи с принятием КАС?». URL: https://cyberpedia.su/21x12349.html