В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики воспитателя (офицера) кадетских классов. Авторы статьи доказывают, что традиции общеобразовательной школы, сформированные в процессе учебы в кадетском классе, приёмы, формы и методы патриотической и военной подготовки позволяют достичь целей в воспитании и в учебном процессе.
Ключевые слова: кадет, традиции, патриотическое воспитание, патриотизм.
Гражданское воспитание, трудолюбие, уважение прав и свобод человека, любовь к окружающим, Родине, семье как основе основ воспитания — один из главных и основополагающих принципов государственной политики страны в сфере образования, закреплённый в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273.
Военно-учебные заведения в нашей стране всегда пользовались огромным и заслуженным доверием и авторитетом в обществе. Это объясняется тем, что основной задачей таких учреждений было всестороннее развитие личности учащегося.
Россия — великая держава с богатыми традициями, мощной профессионально подготовленной армией и флотом. Вооруженные силы Российской Федерации с честью выполняют свой долг в мирное и военное время, в труде и бою добывают славу нашему Отечеству. Особенно это проявляется сейчас, в период проведения СВО по защите населения Донецкой и Луганской народных республик.
Специфика военных профессий и некоторых сфер государственной службы (МВД, Росгвардия, МЧС) особенно учитывают детскую тягу к романтике. Это даёт молодым гражданам возможность выбора жизненного пути, который позволит им в полной мере реализовать себя в общественно-полезной сфере на благо служения Родине.
Целью воспитательной работы с кадетами является не только патриотическое воспитание, но и воспитание гражданской ответственности высоких патриотических чувств, формирование понимания и осознания исторического прошлого и будущего, воспитание всесторонне развитой личности.
Анализ литературы показывает, что для решения задач патриотического воспитания необходимо развивать историческое сознание, пространственную идентичность (географическое сознание), экологическую идентичность молодых людей. Таким образом, развитие чувства патриотизма сопряжено с формированием у молодых людей представления о месте, в котором они живут, о географическом положении, об истории края, своей малой Родины, о том, каким образом и в чём конкретно они сами могут помочь в решении экологических задач места проживания. Действия человека по отношению к своей стране определяется его собственным мировоззрением.
Содержание патриотического воспитания могут выступать «различные виды социальной активности (волонтёрство, добровольчество, различные движения и направления и т. д.)», экологические рейды, организация кружковой деятельности и многое другое. (2, с.22). группа исследователей отмечает следующее: «участие в волонтёрском движении способствует формированию нравственных установок личности, норм гуманистических взаимоотношений, энтузиазма и оптимизма». Авторы, опираясь на результаты своего исследования отмечают, что волонтёрское движение зачастую носит «формальный, поверхностный характер, у участников не складывается аксиологического, смыслового блока деятельности» (4,с. 60)
Эмпирические данные позволяют систематизировать круг проблем, связанных с патриотическим воспитанием. Например, учащимся в исследовании, посвященном гражданскому мировосприятию, задавали вопрос: «Назовите рукотворные и не рукотворные исторические и культурные памятники, которые вам известны». В ответах, опрашиваемых «никто не связывает объекты своего региона со страной в целом… Никто из респондентов не назвал историческое лицо, чья деятельность связана с историей региона» (4, с. 59).
То есть в структуре гражданской идентичности когнитивный компонент представлен недостаточно убедительно, но носит диффузный и недифференцированный характер.
Сложившаяся в мире на сегодня политическая ситуация, крайне негативное отношение США и Европы к России приводит к пониманию необходимости защиты отечества.
Современная молодёжь, особенно сейчас, наиболее уязвима перед внешними воздействиями и чаще поддаётся негативному влиянию, в особенности по средствам доступности социальных сетей. Поэтому крайне важно уделять особое внимание воспитанию современной молодёжи, формированию её мировоззрения. Современные исследования посвящены теме гражданского мировосприятия. «Гражданское мировосприятие является уникальным процессом, благодаря которому может быть сформировано мировоззрение личности, идентичность и жизненная позиция». (2, с. 22).
Патриотическое воспитание в школе — непрерывный и длительный процесс, тесно связанный с воспитанием и просвещение учащихся, представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у подрастающего поколения ценностных ориентаций, норм поведения гражданина и патриота своей страны — России.
Патриотизм — это любовь к Отечеству, преданность своему Отечеству, стремление служить своим интересам и готовность защищать его до самопожертвования. На личностном уровне патриотизм выступает как основная, устойчивая черта человека, выражающаяся в его мировоззрении, моральных и нравственных идеалах и нормах поведения. Психологическое изучение феномена патриотизма «связано со множеством трудностей — это и категоризация данного понятия, его операционализация, последующее построение конкретных психодиагностических приёмов, способов и техник изучения данного феномена» (1, с. 15).
Патриотизм нельзя воспитывать в ходе разовых мероприятий, в этом направлении ведётся системная работа и основа этому семья и семейные ценности. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Вырастающие из любви к «малому Отечеству» патриотические чувства, проходящие на всём пути к зрелости несколько стадий, возвышаются до национально-патриотической уверенности в себе, до сознательной любви к Отечеству. Патриотизм всегда конкретен и направлен на реальные объекты.
Вопросу патриотического воспитания всегда уделяется большое внимание. Исторически сложилось так, что очень часто на территории нашей страны происходили воины, русским людям проходилось защищать свою страну и интересы государства, поэтому характерными чертами были, чувство патриотизма, любовь к Родине и готовность в любую минуту встать на защиту своей Родины, являются характерными чертами россиян. Это происходит в настоящее время, в период проведения СВО.
Главное в патриотическом воспитании вырастить поколение, которое будет любить свою Родину и передавать эту любовь от поколения к поколению. Следует так же отметить, что вопросы, связанные с патриотизмом, с воспитанием уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою страну прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, гимн, флаг) и формирование гражданской позиции отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте. Федеральный закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 года. «О молодёжной политики Российской Федерации» и федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование» предусматривающий разработку программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания, формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и происходящих событий; активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории нашего Отечества, создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания.
Однако, не смотря на широкую исследовательскую базу в области патриотического воспитания, работ, посвящённых развитию патриотического сознания в системе кадетского образования, недостаточно.
Исходя из вышеизложенного можно увидеть противоречие между потребностями общества в развитии патриотизма у подрастающего поколения, потенциальными возможностями учебных заведений кадетского образования в формировании и развитии этого качества у кадет и недостаточным развитием соответствующих технологий и методик, учитывающих современные подходы к патриотическому воспитанию.
Таким образом патриотизм — сложное и многогранное понятие, требующее уточнения и конкретизации. Патриотизм тесно связан с понятием и феноменом гражданской идентичности. Формирование ценностного отношения к Отечеству, развитие исторического и экологического сознания учащихся способствует развитию гражданского самосознания у обучающихся. Подростковый возраст является сензитивным для становления патриотизма и развития патриотических чувств. Психолого-педагогическое сопровождение патриотизма носит системный характер. Благоприятным условием развития патриотизма является гуманизация образования, построенная на интериоризации общечеловеческих ценностей в пространстве личности современных детей и молодёжи. Особое значение для развития патриотических чувств имеет личность педагога, который является лидером учебной группы. Согласно современно парадигмы лидерства организация сотрудничества внутри группы — одна из важнейших задач активности учителя. Это способствует развитию взаимопомощи, умению слушать и слышать других, самостоятельно организовывать работу внутри группы и выстраивать между учащимися. Кроме того, заинтересованность педагога, его личный пример являются важнейшим условием формирования таких качеств как неравнодушие, вовлеченность в общее дело, соработничество.
Литература:
- Егоров И. В. Индивидуально-психологические характеристики студенческой молодёжи со схожими аттитюдами патриотизма: кросс-культурный аспект/И. В. Егоров, Д. В. Наумова//Актуальные проблемы психологического знания. -2020.-№ 1–2(53).-С.13–33.
- Егоров И. В., Наумова Д. В., Содержание гражданского мировосприятия молодёжи разных регионов России (на примере студентов Крыма и Дальнего Востока)// Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. -№ 3(40). –Москва, 2016. –С. 22–28.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А., Хабнер М. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы, Москва: ВАКО, 2011.
- Наумова Д. В. Эмпирическое исследование отношения к государству у молодых людей в контексте их гражданского мировосприятия// Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Шестой выпуск. / Отв. ред. Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю., Филонов Л. Б. — СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2016г. — 108 с. — С. 54–60.
- Наумова Д. В. Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодёжи// Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 128–136 DOI: 10.15382/sturШМ201952/128–136