В статье представлены результаты изучения психологических особенностей жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По итогам сравнительного анализа обнаружены различия в компонентах жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у подростков, воспитывающихся в стабильных условиях.
Ключевые слова: жизнестойкость, подростки, трудная жизненная ситуация, психологические особенности.
В связи с политической и экономической ситуацией, осуществлением специальной военной операции на территории Украины, все больше людей сталкиваются со стрессогенными, неизвестными феноменами, кардинально трансформировавшими их обычный жизненный уклад. Одним из таких феноменов выступает трудная жизненная ситуация — как объективно нарушающая жизнедеятельность личности по ряду причин, которая им не может быть преодолена самостоятельно [1].
Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять несовершеннолетним, оказавшимся в таких ситуациях, поскольку в сравнении со взрослыми, у них недостаточно жизненного опыта, нужных знаний, ресурсов для разрешения возникших трудных ситуаций.
К категории подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отнесены: сироты, инвалиды, потерпевшие стихийные бедствия, подвергшиеся насилию, отбывающие наказание в виде лишения свободы, подростки, живущие в малоимущих семьях, жертвы вооруженных конфликтов, подростки из семей беженцев и вынужденных переселенцев, подростки, имеющие недостатки в развитии, с отклонениями в поведении [2].
В идеале социально-психологическая поддержка должна оказываться ребенку в семье. Однако в настоящее время здесь имеет место проблема ее дезорганизации, связанная с нарушением взаимоотношений между супругами, в системе «родители — ребёнок», обоюдным отчуждением в ней, а также вынужденное переселение с граничащих с Украиной территорий в Республику Крым.
Нами в исследовании конкретно изучались психологические особенности жизнестойкости у подростков, которые относятся к категории попавших в трудную жизненную ситуацию, в надежде обнаружить ресурс, который поможет им преодолеть сложности и успешно адаптироваться к новым условиям. Экспериментальную выборку составили 40 подростков (13–15 лет) из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проходивших оздоровление на базе МДЦ «Артек» в 2023 году. Контрольная выборка была сформирована из 40 подростков, также оздоровившихся по путевкам в Артеке, воспитывавшимся в стабильных условиях.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существуют различия в особенностях жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у сверстников, воспитывающихся в стабильных условиях.
Диагностический инструментарий исследования представлен тестом жизнестойкости Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и шкалой толерантности к неопределенности МакЛейна (в адаптации Осина) [3]. По итогам диагностики в каждой выборке при помощи теста жизнестойкости был выделен процент подростков с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости.
В контрольной выборке больший процент составляют подростки с выраженной жизнестойкостью (80 %), со средним уровнем жизнестойкости (15 %) и наименьший процент — с низким уровнем (5 %). Наименее выражена жизнестойкость в экспериментальной выборке подростков с высоким уровнем — всего около 47 %, у остальных средний (17 %) и низкий уровень (35 %). На рис. 1 представлено данное соотношение наглядно.
Рис. 1. Уровни жизнестойкости в выборках
Сопоставление процентных долей выраженности при помощи критерия Фишера позволило сопоставить степень жизнестойкости в выборках: доля подростков в экспериментальной выборке с высоким уровнем жизнестойкости оказалась достоверно меньше, чем доля подростков в контрольной выборке: 80 %/47 %, φэмп. = 3.29 p <0,001 [4].
Доля подростков в экспериментальной выборке с низким уровнем жизнестойкости оказалась больше, чем доля подростков в контрольной выборке: 35 %/5 %, φэмп. = 3.000 p <0,001.
На основании полученных данных, нами сделан вывод: в экспериментальной выборке достоверно больше процент подростков, у которых степень жизнестойкости ниже, по сравнению с контрольной выборкой.
При помощи критерия U Манна — Уитни нами были также подсчитаны различия между выборками по составляющим жизнестойкости: степень жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась ниже, чем в контрольной выборке (р≤0,05). Тогда как степень контроля и принятия риска у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась выше, чем в контрольной выборке (р≤0,05).
Между выраженностью шкалы вовлеченность не обнаружены различия в выборках (р>0,1).
С помощью шкалы толерантности к неопределенности Д. МакЛейна, мы выявили специфические особенности проявления толерантности к неопределенности у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что наглядно проиллюстрировано на рис.2.
Рис. 2. Толерантность к неопределенности в выборках
Общий показатель толерантности (при максимальном 133) в выборках распределился следующим образом: 68 в экспериментальной; 127 — у подростков из контрольной выборки. Следовательно, наименьшую толерантность зафиксировали у подростков из экспериментальной выборки.
Проанализировав данные, полученные в выборках при помощи математического критерия Манна-Уитни, оказалось, что по всем шкалам, есть различия: «отношение к неопределенным ситуациям» (p<0,001), «отношение к сложным задачам» (p<0,05), «толерантность к неопределенности» (p<0,05). Кроме шкалы «отношение к новизне», что указывает на общую тенденцию в выборках стремиться к познанию и обретению новых знаний (p>0,1).
Наше предположение о том, что подростки в контрольной выборке обладают большей толерантностью к неопределенности, верное (p<0,001), по сравнению с подростками в экспериментальной выборке.
Выводы:
- Жизнестойкость подростка можно рассматривать в качестве внутриличностного ресурса преодоления жизненных трудностей, профилактики их негативного влияния на личность.
- По данным теста жизнестойкости С.Мадди (Д. А. Леонтьева) в выборках были выделены значимые отличия, относительно уровня жизнестойкости: степень сформированности жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, достоверно меньше, чем у сверстников из контрольной выборки (р≤0,05). Контроль и принятие риска, в свою очередь, выше в экспериментальной выборке, по сравнению с контрольной выборкой (р≤0,05).
- По итогам диагностики толерантности к неопределенности Д. МакЛейна, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают меньшей толерантностью к неопределенности, чем подростки в контрольной выборке (p<0,05 и p<0,001).
- Ранее выдвинутая гипотеза подтвердились: существуют различия в особенностях жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у обычных сверстников, воспитывающихся в стабильных условиях: подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отличает меньшая степень жизнестойкости, толерантности к неопределенности, отношения к неопределенным ситуациям и к сложным задачам.
Литература:
1. Алексеева З. Е., Андросова М. И. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка (из опыта работы)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 25–26. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770702.htm.
2. Алекулова Г. О. Трудные жизненные ситуации как причины девиантного поведения подростков// В сборнике: Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 275- 278.
3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — С. 15–17.
4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.: Речь, 2008. — 392 с.