Психологические особенности жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Кольчик, Е. Ю. Психологические особенности жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации / Е. Ю. Кольчик, М. М. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103804/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье представлены результаты изучения психологических особенностей жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По итогам сравнительного анализа обнаружены различия в компонентах жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у подростков, воспитывающихся в стабильных условиях.

Ключевые слова: жизнестойкость, подростки, трудная жизненная ситуация, психологические особенности.

В связи с политической и экономической ситуацией, осуществлением специальной военной операции на территории Украины, все больше людей сталкиваются со стрессогенными, неизвестными феноменами, кардинально трансформировавшими их обычный жизненный уклад. Одним из таких феноменов выступает трудная жизненная ситуация — как объективно нарушающая жизнедеятельность личности по ряду причин, которая им не может быть преодолена самостоятельно [1].

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять несовершеннолетним, оказавшимся в таких ситуациях, поскольку в сравнении со взрослыми, у них недостаточно жизненного опыта, нужных знаний, ресурсов для разрешения возникших трудных ситуаций.

К категории подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отнесены: сироты, инвалиды, потерпевшие стихийные бедствия, подвергшиеся насилию, отбывающие наказание в виде лишения свободы, подростки, живущие в малоимущих семьях, жертвы вооруженных конфликтов, подростки из семей беженцев и вынужденных переселенцев, подростки, имеющие недостатки в развитии, с отклонениями в поведении [2].

В идеале социально-психологическая поддержка должна оказываться ребенку в семье. Однако в настоящее время здесь имеет место проблема ее дезорганизации, связанная с нарушением взаимоотношений между супругами, в системе «родители — ребёнок», обоюдным отчуждением в ней, а также вынужденное переселение с граничащих с Украиной территорий в Республику Крым.

Нами в исследовании конкретно изучались психологические особенности жизнестойкости у подростков, которые относятся к категории попавших в трудную жизненную ситуацию, в надежде обнаружить ресурс, который поможет им преодолеть сложности и успешно адаптироваться к новым условиям. Экспериментальную выборку составили 40 подростков (13–15 лет) из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проходивших оздоровление на базе МДЦ «Артек» в 2023 году. Контрольная выборка была сформирована из 40 подростков, также оздоровившихся по путевкам в Артеке, воспитывавшимся в стабильных условиях.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существуют различия в особенностях жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у сверстников, воспитывающихся в стабильных условиях.

Диагностический инструментарий исследования представлен тестом жизнестойкости Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и шкалой толерантности к неопределенности МакЛейна (в адаптации Осина) [3]. По итогам диагностики в каждой выборке при помощи теста жизнестойкости был выделен процент подростков с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости.

В контрольной выборке больший процент составляют подростки с выраженной жизнестойкостью (80 %), со средним уровнем жизнестойкости (15 %) и наименьший процент — с низким уровнем (5 %). Наименее выражена жизнестойкость в экспериментальной выборке подростков с высоким уровнем — всего около 47 %, у остальных средний (17 %) и низкий уровень (35 %). На рис. 1 представлено данное соотношение наглядно.

Уровни жизнестойкости в выборках

Рис. 1. Уровни жизнестойкости в выборках

Сопоставление процентных долей выраженности при помощи критерия Фишера позволило сопоставить степень жизнестойкости в выборках: доля подростков в экспериментальной выборке с высоким уровнем жизнестойкости оказалась достоверно меньше, чем доля подростков в контрольной выборке: 80 %/47 %, φэмп. = 3.29 p <0,001 [4].

Доля подростков в экспериментальной выборке с низким уровнем жизнестойкости оказалась больше, чем доля подростков в контрольной выборке: 35 %/5 %, φэмп. = 3.000 p <0,001.

На основании полученных данных, нами сделан вывод: в экспериментальной выборке достоверно больше процент подростков, у которых степень жизнестойкости ниже, по сравнению с контрольной выборкой.

При помощи критерия U Манна — Уитни нами были также подсчитаны различия между выборками по составляющим жизнестойкости: степень жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась ниже, чем в контрольной выборке (р≤0,05). Тогда как степень контроля и принятия риска у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась выше, чем в контрольной выборке (р≤0,05).

Между выраженностью шкалы вовлеченность не обнаружены различия в выборках (р>0,1).

С помощью шкалы толерантности к неопределенности Д. МакЛейна, мы выявили специфические особенности проявления толерантности к неопределенности у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что наглядно проиллюстрировано на рис.2.

Толерантность к неопределенности в выборках

Рис. 2. Толерантность к неопределенности в выборках

Общий показатель толерантности (при максимальном 133) в выборках распределился следующим образом: 68 в экспериментальной; 127 — у подростков из контрольной выборки. Следовательно, наименьшую толерантность зафиксировали у подростков из экспериментальной выборки.

Проанализировав данные, полученные в выборках при помощи математического критерия Манна-Уитни, оказалось, что по всем шкалам, есть различия: «отношение к неопределенным ситуациям» (p<0,001), «отношение к сложным задачам» (p<0,05), «толерантность к неопределенности» (p<0,05). Кроме шкалы «отношение к новизне», что указывает на общую тенденцию в выборках стремиться к познанию и обретению новых знаний (p>0,1).

Наше предположение о том, что подростки в контрольной выборке обладают большей толерантностью к неопределенности, верное (p<0,001), по сравнению с подростками в экспериментальной выборке.

Выводы:

  1. Жизнестойкость подростка можно рассматривать в качестве внутриличностного ресурса преодоления жизненных трудностей, профилактики их негативного влияния на личность.
  2. По данным теста жизнестойкости С.Мадди (Д. А. Леонтьева) в выборках были выделены значимые отличия, относительно уровня жизнестойкости: степень сформированности жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, достоверно меньше, чем у сверстников из контрольной выборки (р≤0,05). Контроль и принятие риска, в свою очередь, выше в экспериментальной выборке, по сравнению с контрольной выборкой (р≤0,05).
  3. По итогам диагностики толерантности к неопределенности Д. МакЛейна, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают меньшей толерантностью к неопределенности, чем подростки в контрольной выборке (p<0,05 и p<0,001).
  4. Ранее выдвинутая гипотеза подтвердились: существуют различия в особенностях жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у обычных сверстников, воспитывающихся в стабильных условиях: подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отличает меньшая степень жизнестойкости, толерантности к неопределенности, отношения к неопределенным ситуациям и к сложным задачам.

Литература:

1. Алексеева З. Е., Андросова М. И. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка (из опыта работы)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 25–26. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770702.htm.

2. Алекулова Г. О. Трудные жизненные ситуации как причины девиантного поведения подростков// В сборнике: Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 275- 278.

3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — С. 15–17.

4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.: Речь, 2008. — 392 с.

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, контрольная выборка, подросток, экспериментальная выборка, уровень жизнестойкости, доля подростков, выборка, неопределенность, особенность жизнестойкости, помощь критерия.


Похожие статьи

Значимость жизнестойкости подростков в условиях трудной жизненной ситуации

В статье представлен краткий теоретический анализ проблематики жизнестойкости подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дано определение понятиям «жизнестойкость», «трудная жизненная ситуация», описаны критерии нахождения подростка в труд...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Жизнестойкость в подростковом возрасте как компонент психологической безопасности

В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей жизнестойкости подростков.

Психолого-педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения

В статье исследуется проблема социальной адаптации подростков группы риска, экспериментальным путем доказывается, что подростки «группы риска» испытывают дезадаптацию, рассмотрены основные положения развивающей и коррекционной работы с подростками «г...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена псих...

Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого воображения младших подростков. Рассмотрены различные точки зрения исследователей на сущность и природу воображения как психического процесса. Развитие творческого воображения детей 10–12 лет ...

Похожие статьи

Значимость жизнестойкости подростков в условиях трудной жизненной ситуации

В статье представлен краткий теоретический анализ проблематики жизнестойкости подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дано определение понятиям «жизнестойкость», «трудная жизненная ситуация», описаны критерии нахождения подростка в труд...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Жизнестойкость в подростковом возрасте как компонент психологической безопасности

В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей жизнестойкости подростков.

Психолого-педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения

В статье исследуется проблема социальной адаптации подростков группы риска, экспериментальным путем доказывается, что подростки «группы риска» испытывают дезадаптацию, рассмотрены основные положения развивающей и коррекционной работы с подростками «г...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена псих...

Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого воображения младших подростков. Рассмотрены различные точки зрения исследователей на сущность и природу воображения как психического процесса. Развитие творческого воображения детей 10–12 лет ...

Задать вопрос