Влияние коронавируса на рынок автомобилей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Каленчук, И. Р. Влияние коронавируса на рынок автомобилей / И. Р. Каленчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 248-253. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103819/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается влияние пандемии коронавируса (COVID-19) на развитие рынка автомобилей в мире. Данная проблема актуальна, так как пандемия возникла в 2020 году и ни одна из отраслей экономики не была готова к тому, чтобы приспособиться к такому явлению, в частности рынок автомобилей. Отсюда возникает вопрос о том, как будет развиваться рынок автомобилей, и каковы дальнейшие перспективы в условиях пандемии. Эта проблема уникальна тем, что она не изучена тщательно. Единственными достоверными источниками, благодаря которым можно сделать выводы — это новостные порталы.

Ключевые слова: рынок автомобилей, мировая экономика, карантин, COVID-19

Насколько известно, сердцем распространения коронавируса стал город Ухань провинции Хубэй, который называют «китайским Детройтом», поскольку там сосредоточены предприятия крупнейших производителей автомобилей и комплектующих. И когда эпидемия в Китае была почти побеждена, хотя не исключалась ее вторая волна, местный авторынок постепенно восстанавливал работу, в то время как в Европе, Америке, Южной Корее, Японии и ЮАР автомобильные предприятия были массово закрыты на карантин.

Вспышка коронавируса COVID-19 в Китае нанесла серьезный удар по мировому автомобильному рынку. В Швейцарии из-за первых случаев заражения правительство решило отменить все крупные мероприятия, включая ежегодный Женевский автосалон [3].

Большинство автопроизводителей прекратили производство автомобилей из-за эпидемии коронавируса. Конвейеры были остановлены почти на всех европейских заводах. Однако работа в некоторых цехах продолжалась, но вместо аппаратов для автомобилестроения здесь собирали аппараты искусственной вентиляции легких, шили маски, а некоторые предприятия решили переоборудовать в больницы. Автопроизводители один за другим присоединились к общей борьбе с COVID-19 [4].

Автомобильный рынок сильно пострадал от коронавируса: продажи замедлились, многие шоу были отменены или перенесены, запуски автомобилей были отложены, а спрос в Китае резко был снижен, сообщал International Business Times. Аналитики не ожидали улучшения в ближайшем будущем и понизили целевые показатели для 22 компаний, уточнял Bloomberg со ссылкой на исследователей RBC Capital Markets [10].

Ситуация на российском рынке автомобилей

Российский авторынок мог столкнуться с последствиями остановки производства из-за коронавируса в апреле 2020 года — именно в течение этого месяца запасы комплектующих с китайскими компонентами и подкомпонентами на автозаводах и у российских поставщиков подходили к концу. Отечественные автомобильные компании искали срочную замену китайским запчастям. Ситуация осложнялась тем, что замена китайских автокомпонентов требовала много времени. Из-за этой задержки, как полагали эксперты, у некоторых автомобильных компаний могла возникнуть нехватка автомобилей. Прекращение работы китайских поставщиков напрямую не могло привести к росту цен на новые автомобили, но ослабление рубля могло привести к росту стоимости автомобилей и запасных частей [3].

В России автозаводы все еще работали, но им не удалось избежать остановок производства. Так, предприятия Volkswagen Group Rus в Калуге и Нижнем Новгороде с 30 марта 2020 года перешли на двухнедельный простой из-за нехватки комплектующих, поставляемых с европейских заводов [11].

О нехватке комплектующих из Южной Кореи также было объявлено на заводе «Автотор» в Калининграде, где производятся модели Kia и Hyundai. В результате компания ожидала снижения производства примерно на 8000 автомобилей в первом квартале 2020 года и не исключала дальнейшего падения объемов производства. На «Автоторе» были приняты меры по корректировке режима работы предприятия, чтобы предотвратить остановку конвейера [11].

Завод Mazda Sollers, который получал все комплектующие с основного завода Mazda Motor в Японии, не испытывал проблем с поставками, однако с 27 апреля 2020 года он планировал остановить конвейер в связи с модернизацией производства, которая занимала не менее трех недель. Завод АвтоВАЗ приостановил сборку автомобилей с 30 марта 2020 года. Такие меры были приняты в рамках указа Президента России по предотвращению распространения коронавируса. 6 апреля 2020 года АвтоВАЗ возобновил работу отдельных подразделений. Российская компания «АвтоВАЗ» возобновила производство автомобилей с 13 апреля 2020 года. Об этом сообщила пресс-служба предприятия [1].

В первом квартале 2020 года в России было продано 328518 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 1,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте 2020 года, до введения мер, связанных с пандемией коронавируса, продажи выросли на 4 % до 162321 автомобиля. Соответствующие данные приведены в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) [6].

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штарзель отметил, что март 2020 года оказался сильным месяцем с неожиданным увеличением продаж на 4 % по сравнению с аналогичным месяцем прошлого 2019 года, что привело к увеличению объема рынка на 1,8 % в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте 2020 года многие бренды продемонстрировали двузначный рост. Такое сильное начало года не отражало реальной тенденции, а скорее было связано с искусственно вызванным увеличением продаж в марте из-за ослабления валюты. В конце марта продажи автомобилей и деятельность дилеров были внезапно прерваны из-за мер, связанных с ситуацией с COVID-19 [6].

Таблица 1

Статистика продаж автомобилей в России за январь/март 2019 и 2020 годов

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/1/51/755863477801511.jpg

Источник: новостной портал Autonews https://www.autonews.ru/news/5e8db6f69a794713e0d52407)

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте 2020 года Lada продала 32808 своих автомобилей, что на 3 % меньше, чем в 2019 году. Самой популярной моделью АвтоВАЗа в первый весенний месяц стала Lada Granta с результатом 11631 штука, за ней следует Lada Vesta. — 11172 россиянина остановили свой выбор на этом автомобиле [7].

Было бы трудно ожидать, что глобальный сбой в цепочке поставок комплектующих обошел стороной Россию. Автомобильный рынок, будучи капиталоемкой отраслью, функционировал без больших запасов комплектующих, что делало его чрезвычайно уязвимым для дальнейшего распространения коронавируса. Малейший скачок в цепочке поставок мог вызвать массовые сбои и быстро привести к потере миллиардов долларов. Российские компании, опрошенные газетой «Известия», уже пытались найти замену китайским комплектующим.

АвтоВАЗ сообщил, что некоторые мировые поставщики АвтоВАЗа поставляли им небольшие партии комплектующих со своих китайских заводов. Но в то время завод располагал необходимым запасом этих деталей. Тем не менее, у российских поставщиков АвтоВАЗа могли возникнуть проблемы, компания обладает самым высоким уровнем локализации в российской автомобильной промышленности. Директор по коммуникациям АвтоВАЗа Сергей Ильинский сообщил, что АвтоВАЗ оценивал потенциальные риски для местных поставщиков, некоторые из которых также получали запчасти из Китая. В компании был создан оперативный штаб, который совместно с поставщиками первого и последующих уровней оценивал потенциальные риски для поставок и разработал сценарии действий в случае негативного развития ситуации. Завод работал по графику [3].

УАЗ был полностью обеспечен китайскими комплектующими на март 2020 года, компания не собиралась пересматривать производственный план в том месяце. Однако уже в следующем месяце 2020 года компания ожидала увеличения потенциальных рисков для себя. Пресс-служба Ульяновского автомобильного завода сообщила, что из-за вспышки коронавируса возникли риски перебоев с поставками в апреле 2020 года. При неблагоприятном сценарии развития событий УАЗ планировал переключиться на альтернативных поставщиков внутри России — позже были проработаны варианты. Угрозы длительного простоя не было, отгрузка автомобилей в дилерские центры шла по графику [3].

Российский производитель грузовиков «КамАЗ» также ранее объявил о возможной корректировке производственных планов в марте 2020 года. Группа ГАЗ изучила ситуацию. Российский офис Renault сообщил, что на тот момент на российских сборочных площадках (в Москве и Тольятти) имелся необходимый запас запчастей для обеспечения бесперебойной работы завода, но горизонт прогнозирования вероятных событий был ограничен несколькими неделями [3].

Анна Гемиш из отдела коммуникаций Renault Russia отметила, что Renault Russia совместно с поставщиками различного уровня, в том числе местными, тщательно проанализировала ситуацию и проработала различные сценарии развития ситуации с вирусом [3].

Ситуация на международном рынке автомобилей

О проблемах с поставками комплектующих из провинции Хубэй объявили многие крупные автомобильные компании. В частности, из-за проблем с комплектующими частично остановился завод концерна Hyundai-Kia в Южной Корее. Непосредственно в Поднебесной GM, Tesla, Nissan, Ford и PSA Peugeot-Citroen объявили о приостановке производства [3].

16 марта 2020 года Fiat Chrysler Automobiles (FCA) объявила о приостановке работы заводов на две недели. Это делалось для защиты персонала от пандемии коронавируса и адаптации к снижению спроса, говорится в сообщении компании. Производство марок Fiat и Maserati должно было быть остановлено до 27 марта на итальянских заводах в следующих городах: Мельфи, Помильяно, Кассино, Мирафьори, Грульяско и Модена. Заводы FCA в Сербии и Польше также были закрыты, сообщал автопроизводитель. Временное прекращение производства позволило группе эффективно отреагировать на перебои в рыночном спросе путем оптимизации поставок, говорилось в заявлении FCA. Когда рыночный спрос возобновился, компания будет готова обеспечить запланированный уровень производства [8].

Позже итало-американская Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и французская PSA Group должны были постараться максимально ускорить сделку по полному слиянию. Об этом со ссылкой на главу PSA Карлоса Тавареса сообщалось в Automotive News [8].

Ранее сообщалось, что сделка между двумя автопроизводителями не смогла состояться в связи с пандемией нового коронавируса. Это было связано с коллапсом экономики на ведущих мировых рынках, включая США и Европу, с остановкой производства на крупнейших автомобильных заводах по всему миру, а также падением продаж новых автомобилей [9].

Карлос Таварес сказал, что рабочие группы PCA и FCA, созданные в конце 2019 года, максимально ускорят работу над проектом. Предполагалось, что полное слияние позволило FCA и PSA значительно снизить затраты на разработку будущих автомобилей, а также снизить себестоимость производства автомобилей. Согласно предварительному прогнозу, новый альянс в первый год своего существования должен был продать 8,7 млн автомобилей по всему миру и уступить по объему продаж только Volkswagen, Toyota и Renault-Nissan-Mitsubishi. В феврале 2020 года Toyota предупредила акционеров, что вспышка коронавируса может оказать серьезное влияние на мировые продажи и производство автомобилей в течение всего года, сообщали англоязычные издания [9].

Акции автопроизводителей пострадали сильнее всего со времен финансового кризиса и банкротств General Motors и Chrysler. Зарубежные СМИ указали, что активная продажа финансовых инструментов была вызвана растущим беспокойством по поводу вспышки коронавируса COVID-19 по всему миру. Акции GM, Ford, Fiat Chrysler Automobiles, Tesla и Ferrari снизились, поставив под сомнение бум продаж автомобилей, который привел к пяти рекордным или почти рекордно низким годам продаж в США. В частности, акции GM и Ford Motor упали двузначными числами в 2020 году, снизившись на 12 %. Даже доля Tesla, которая выросла на 59,7 % в 2020 году, упала на 25,9 % с 21 февраля 2020 года [10].

16 марта 2020 года многие мировые издания вышли с громкой новостью о том, что автомобильные заводы по всей Европе останавливают производство, поскольку коронавирус влиял на предложение и доступность рабочей силы. Так, СМИ сообщили, что крупнейший в мире производитель автомобилей Volkswagen Group приостановил производство на заводах по всей Европе, поскольку пандемия коронавируса повлияла на продажи и нарушила цепочки поставок. Немецкий автопроизводитель, которому принадлежат бренды Audi, Bentley, Bugatti, Ducati, Lamborghini, Porsche, Seat и Skoda, заявил, что неопределенность в отношении воздействия коронавируса не позволяла прогнозировать показатели в 2020 году. Автопроизводитель добавил, что 2020 год был очень трудным, писал Business Insider [10].

Также 17 марта британская газета The Guardian и ряд других изданий сообщили, что Nissan прекратил работу на заводе в Сандерленде, на котором работало 6000 человек и производилось около 440000 автомобилей в год. Компания заявила, что в то время изучались дальнейшие меры, поскольку она оценивала перебои в цепочке поставок и внезапное падение рыночного спроса, вызванное чрезвычайной ситуацией с COVID-19 [10].

Чтобы хоть как-то справиться с кризисом, компании начали проявлять инициативы в надежде оживить продажи. Согласно американским публикациям, автопроизводители начали внедрять программы стимулирования, призванные убедить клиентов в том, что они могут купить новый автомобиль, не беспокоясь о потере платежеспособности во время пандемии коронавируса. В частности, Hyundai заявила, что возобновит свою программу защиты от потери работы Hyundai Assurance, чтобы обеспечить владельцам «душевное спокойствие в неопределенные времена», поскольку вспышка COVID-19 вызывала опасения, что американцы могут перестать покупать новые легковые и грузовые автомобили. Программа была впервые запущена во время Великой рецессии, когда она помогла Hyundai отвоевать долю рынка у своих конкурентов, несмотря на кризис продаж в автомобильной промышленности в тот период [10].

Fox News объявила о решении Ford запустить программу помощи в получении кредитов для покупателей новых автомобилей и тех, кто пострадал от коронавируса [10].

Сообщалось также, что General Motors (GM) стимулировало продажи и предлагало потребительские льготы, которые включали отсрочку платежей на четыре месяца и финансирование под 0 % в течение семи лет, начиная с 2020 года [10].

Кроме того, правительства активно стремились вовлечь автомобильный рынок в борьбу с распространением COVID-19. СМИ сообщали, что Великобритания обратилась к таким производителям, как Ford Motor, Jaguar Land Rover и Honda, с просьбой помочь в производстве медицинского оборудования, включая аппараты искусственной вентиляции легких, для борьбы со вспышкой коронавируса [10].

Таблица 2

Статистика рынка автомобилей в мире в условиях карантина

https://ru-bezh.ru/managerUploads/files/8/33528/tabl.jpg

Источник: информационно-аналитический журнал RUБЕЖ https://ru-bezh.ru/blog-5685/33529-koronavirus-atakuet-mirovoj-avtoprom

Остановка конвейеров в Европе и США произошла на фоне пустых выставочных залов из-за пандемии коронавируса, как это когда-то произошло в Китае. В то же время в Америке дилеры новых автомобилей пытались заманить покупателей в автосалоны большими скидками и кредитами с нулевыми процентами или трехмесячной отсрочкой первого платежа.

Выводы

Неопределенность в отношении последствий пандемии COVID-19 означает, что невозможно делать какие-либо прогнозы прибыли в 2020 году. Об этом заявляли многие автопроизводители, в частности Volkswagen Group, которой принадлежат бренды Audi, Bentley, Bugatti, Ducati, Lamborghini, Porsche, Seat и Skoda. Пандемия коронавируса поставила автомобильный рынок перед неясными операционными и финансовыми проблемами. Существуют также опасения по поводу долгосрочных последствий для экономики [8].

Помимо воздействия на производственную часть, вирус также ограничил передвижение руководства автомобильных компаний. Так, несколько источников газеты «Известия» в автобизнесе отмечали, что большая часть иностранного руководства российских дочерних компаний китайских автокомпаний по-прежнему находилась на карантине в Китае. Те, кто приехал после вспышки вируса, были помещены на карантин в России. В частности, были пересмотрены планы поездок в Россию для большинства китайских сотрудников, и после китайского Нового года в страну въехало менее 20 представителей. Все они находились в карантинной зоне, в специализированных общежитиях, где пробыли не менее 14 дней для всестороннего наблюдения [3].

В общем и целом, рынок автомобилей продолжал развиваться даже несмотря на сложившиеся обстоятельства с пандемией. Каковы дальнейшие перспективы — трудно предугадать, поскольку феномен коронавируса так и не изучен полностью, но известно одно: рынок автомобилей, как и многие другие отрасли в экономике претерпевали спад. Тем не менее благодаря тому, что автокомпании сотрудничают друг с другом и всячески придумывают способы поддержания работоспособности происходят хоть небольшие, но продвижения вперед, что давало импульс для развития.

Литература:

  1. Общественно-политическая газета Вечерняя Казань: https://www.evening-kazan.ru/news/avtovaz-polnostyu-vozobnovit-proizvodstvo-s-13-aprelya.html
  2. Новостной портал Рамблер: https://finance.rambler.ru/business/43965033-avtovaz-chastichno-vozobnovit-deyatelnost-s-6-aprelya/
  3. Интернет-газета Известия: https://iz.ru/982904/timur-khasanov/stop-mashina-koronavirus-postavil-rossiiskomu-avtopromu-dedlain
  4. Новостной портал AUTONEWS: https://www.autonews.ru/news/5e8ed3f19a79470470770bb3
  5. Интернет-портал Российская Газета: https://rg.ru/2020/03/24/chem-strashen-koronavirus-dlia-rossijskogo-avtorynka.html
  6. Новостной портал AUTONEWS: https://www.autonews.ru/news/5e8db6f69a794713e0d52407
  7. Новостной портал AUTONEWS: https://www.autonews.ru/news/5e9412899a79477aada343ea
  8. Новостной портал ВЕДОМОСТИ: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2020/03/17/825473-ostanavlivaetsya-vipusk-avtomobilei
  9. Новостной портал AUTONEWS: https://www.autonews.ru/news/5e907f2e9a7947d0510e8bf0
  10. Информационно-аналитический журнал RUБЕЖ: https://ru-bezh.ru/blog-5685/33529-koronavirus-atakuet-mirovoj-avtoprom
  11. https://www.autostat.ru/articles/43392/
Основные термины (генерируются автоматически): FCA, PSA, Россия, Китай, Европа, завод, компания, март, рынок автомобилей, автомобильный рынок.


Похожие статьи

Экономические последствия эпидемии COVID-19

Данная статья посвящена экономическим последствиям эпидемии COVID-19. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулась экономика государств в связи с пандемией. Приводятся статистические данные и данные соц. опросов. А также ...

Влияние пандемии Covid-19 на внешнюю политику Китая и результаты борьбы с эпидемией

Статья посвящена анализу влияния коронавирусной инфекции на политическую сферу Китайской народной республики, рассматриваются основные механизмы регулирования распространения заболевания, результаты борьбы с пандемией и возможность повторения опыта К...

Бизнес в условиях пандемии

В статье рассматривается как COVID-19 повлиял на разные отрасли бизнеса. Представлены статистические данные об изменениях главных показателей бизнеса.

Меры выхода из кризиса, связанного с пандемией COVID-19

В статье раскрывается влияние пандемии COVID-19 на финансовое законодательство России, анализируются основные изменения в финансовом праве, связанные с пандемией.

Безработица в современной России

Данная статья посвящена такой проблеме макроэкономического характера как безработицы в современной России под влиянием пандемии коронавирусной инфекции и введением санкций рядом стран. Под удар попала Российская экономика. Пандемия и уход зарубежных ...

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Инвестиции в период турбулентности

В статье рассматриваются проблемы инвестирования в период экономической турбулентности. Особенность данной статьи заключается в том, что в ней рассматривается влияние экономической турбулентности на инвестиционную деятельность, учитывая нынешнюю ситу...

Особенности продвижения продукции фармацевтической индустрии на российском рынке в условиях Covid-19

В статье проведен анализ текущей ситуации на фармацевтическом рынке. Выделены основные проблемы фармацевтического рынка, связанные с появлением и распространением нового коронавируса Covid-19, вспыхнувшего в конце 2019 года. Тема коронавирусной инфе...

Статистика социально-экономического развития Свердловской области в постковидное время

Настоящая работа посвящена анализу основных показателей Свердловской области в постковидный период. Поскольку пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу множества производств, достаточно сильно повлияла на социальные процессы в вид...

Отрасли, в наибольшей степени пострадавшие в условиях коронавирусной пандемии COVID-19

Данная статья посвящается проблеме, речь идет о вирусе Covid-19, оказавшем на многие отрасли очень серьезные последствия. Правительство РФ сформировало список отраслей в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавирусной пандемии «COVID-19». М...

Похожие статьи

Экономические последствия эпидемии COVID-19

Данная статья посвящена экономическим последствиям эпидемии COVID-19. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулась экономика государств в связи с пандемией. Приводятся статистические данные и данные соц. опросов. А также ...

Влияние пандемии Covid-19 на внешнюю политику Китая и результаты борьбы с эпидемией

Статья посвящена анализу влияния коронавирусной инфекции на политическую сферу Китайской народной республики, рассматриваются основные механизмы регулирования распространения заболевания, результаты борьбы с пандемией и возможность повторения опыта К...

Бизнес в условиях пандемии

В статье рассматривается как COVID-19 повлиял на разные отрасли бизнеса. Представлены статистические данные об изменениях главных показателей бизнеса.

Меры выхода из кризиса, связанного с пандемией COVID-19

В статье раскрывается влияние пандемии COVID-19 на финансовое законодательство России, анализируются основные изменения в финансовом праве, связанные с пандемией.

Безработица в современной России

Данная статья посвящена такой проблеме макроэкономического характера как безработицы в современной России под влиянием пандемии коронавирусной инфекции и введением санкций рядом стран. Под удар попала Российская экономика. Пандемия и уход зарубежных ...

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Инвестиции в период турбулентности

В статье рассматриваются проблемы инвестирования в период экономической турбулентности. Особенность данной статьи заключается в том, что в ней рассматривается влияние экономической турбулентности на инвестиционную деятельность, учитывая нынешнюю ситу...

Особенности продвижения продукции фармацевтической индустрии на российском рынке в условиях Covid-19

В статье проведен анализ текущей ситуации на фармацевтическом рынке. Выделены основные проблемы фармацевтического рынка, связанные с появлением и распространением нового коронавируса Covid-19, вспыхнувшего в конце 2019 года. Тема коронавирусной инфе...

Статистика социально-экономического развития Свердловской области в постковидное время

Настоящая работа посвящена анализу основных показателей Свердловской области в постковидный период. Поскольку пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу множества производств, достаточно сильно повлияла на социальные процессы в вид...

Отрасли, в наибольшей степени пострадавшие в условиях коронавирусной пандемии COVID-19

Данная статья посвящается проблеме, речь идет о вирусе Covid-19, оказавшем на многие отрасли очень серьезные последствия. Правительство РФ сформировало список отраслей в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавирусной пандемии «COVID-19». М...

Задать вопрос