Развитие коммуникативного навыка является одним из важнейших этапов воспитания ребенка. Современный мир требует от людей умения взаимодействовать с окружающими, поэтому развитие коммуникативных умений становится все более актуальным. От уровня коммуникативного развития зависит успешность человека в учебе, работе и личной жизни. Низкий уровень коммуникативных умений детей может перерасти в серьезные коммуникативные трудности, которые могут повлиять на их будущую жизнь.
Первые этапы жизненного опыта общения с окружающими ребенок проводит в детском саду и начальной школе. Именно здесь ребенок учится взаимодействовать, слушать и выражать свои мысли, участвовать в коллективных заданиях. На этапе начальной школы начинается формирование базовых знаний в различных областях, включая математику, чтение, письмо и т. д. Поэтому очень важно, чтобы образовательные программы для младших школьников и дошкольников включали в себя развитие коммуникативных умений и навыков.
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, А. Ф. Ануфриева, В. В. Давыдова, Е. В. Коротаева, С. Н. Костроминой, О. А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой, Г. А. Цукерман и др. Однако, практика показывает, что большинство обучающихся испытывают трудности коммуникативного характера, поэтому одной из основных задач начального образования является создание благоприятных условий для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Следовательно, возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.
Е. Е. Родина, анализируя данную проблему пришла к следующему выводу: «Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся так и на уроках. Это обусловило изменения в программно-методическом обеспечении, в организации учебного процесса и определения педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников» [3, c.175].
Понятие «универсальные учебные действия» установлено Федеральным государственным образовательным стандартом. В общем понимании универсальные учебные действия (УУД) представляют собой навыки и умения, необходимые для успешного обучения и личностно-профессионального развития школьника. Это универсальные, трансдисциплинарные действия, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в любой области знаний и в любом возрасте. К ним относятся, например, умение анализировать и синтезировать информацию, умение работать в коллективе, умение принимать решения, умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию, умение использовать современные информационные технологии и др. Универсальные учебные действия помогают школьникам развивать свои когнитивные, коммуникативные, социальные, метапредметные и личностные компетенции.
Коммуникативные универсальные учебные действия согласно ФГОС представляют собой навыки и умения в области общения и взаимодействия, которые необходимы для успешного учебного процесса. Они включают умение слушать, говорить, читать и писать на разных языках, работать в коллективе, формулировать и аргументировать свои мысли, адаптироваться к различным социальным ситуациям и культурным контекстам, эффективно использовать средства коммуникации, включая информационные технологии [2, c.254]
Согласно ФГОС НОО универсальные коммуникативные учебные действия младших школьников, которые формируются на уроках математики, должны включать умения:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения;
— объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
— самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным (ФГОС НОО,2021).
Развитие коммуникативных действий было выделено авторами модели учебного сотрудничества В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и их последователями В. В. Рубцовым и Г. А. Цукерман.
В. К. Дьяченко и Г. А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль играет сотрудничество обучающихся между собой.
Н. В. Рябова, О. В. Терлецкая, осуществляя анализ отечественной и зарубежной литературы, выделили основные критерии формирования коммуникативных учебных действий: «когнитивный (способность определять собственные коммуникативные проблемы), поведенческий (способность управлять поведением), эмотивный (способность владеть эмоциями). Критерии когнитивной успешности младших школьников: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности. Критерии поведенческого параметра характеризуются способностью располагать к себе одноклассников, умением шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способностью выражать свое отношение к происходящему, осознанием своего поведения в коллективе, следованием адекватным формам поведения. В качестве критериев коммуникативной успешности младших школьников при рассмотрении эмотивного параметра выделяются: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта» [4, c.23].
Одной из главных психолого-педагогических проблем формирования коммуникативных универсальных учебных действий является то, что эти умения сложны для формирования и требуют поэтапного развития в течение длительного времени [1, c.7]. Кроме того, каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности, которые могут повлиять на эффективность формирования универсальных учебных действий. Также важно учитывать, что формирование коммуникативных умений должно осуществляться в различных областях знаний и видов деятельности, чтобы обеспечить их полноценное развитие [5, c.54].
Для решения указанной проблемы необходимо, прежде всего, создание атмосферы доверия и уважения в ходе занятий, поощрение общения и сотрудничества между учениками, использование интерактивных методов обучения, а также развитие у учащихся навыков эмоционального интеллекта, таких как эмпатия и умение слушать собеседника. Кроме того, важно включение задач, которые способствуют развитию коммуникативных универсальных действий, в учебный план и программу начального образования [6, c.123].
Таким образом, в начальном образовании одной из главных задач является создание благоприятных условий для развития коммуникативных навыков, стимулирования желания достигать успехов, проявления инициативы и самостоятельности ученика. От сформированного в начальной школе уровня коммуникативного развития зависит успешность обучения и самореализации не только в школе, но и в дальнейшем профессиональном становлении человека.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 160 с.
- Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. — М.: Академия, 2015. — 463
- Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Е. Е. Родина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 175–176.
- Рябова Н. В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Н. В. Рябова, О. В. Терлецкая // Вестник Мининского университета. — 2018. — № 2 (23). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 14.05.2023).
- Теличко О. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников. культура. наука. интеграция. — 2012. — № 1 (17). — С. 54–58.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2011. — 383 с.