В данной статье рассматриваются понятия информационные системы и комплексы, которые действуют в органах и организациях прокуратуры РФ, описаны их основные функции, виды, преимущества и недостатки.
Ключевые слова: информационные системы, прокуратура, цифровизация, федеральные органы государственной власти.
В настоящее время цифровизация затронула почти все сферы жизнедеятельности человека, как в учебных процессах в школах, вузах, так и на работе. Создается множество программных обеспечений для ускорения и улучшений качества работы сотрудников, их взаимодействия друг с другом не только внутри организации, но и с другими компаниями. Это касается и органа федеральной государственной власти, который осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России — Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону № 149-ФЗ под информационными системами понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [1].
В сентябре 2017 года Генеральным прокурором Российской Федерации был издан Приказ № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года», который определил цели, задачи, принципы и основные направления цифровой трансформации [2].
Так среди основных целей внедрения цифровых технологий в деятельность прокуратуры можно выделить следующие:
- Формирование, на основе оптимизации деятельности прокурора, высокотехнологичного надзора, направленного на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры, развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия между органами прокуратуры, обществом и государственной властью;
- Создание условий для быстрой и безошибочной реализации надзорных функций;
- Создание условий для перехода к цифровой экономике, оптимизации потоков документационной информации в бумажном и электронном виде.
17 декабря 2019 года Государственная Дума РФ одобрила законопроект о создании единой базы данных по преступлениям. В неё включены статистика о состоянии преступности, а также сообщения о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре. Оператором системы назначена Генеральная прокуратура.
При этом часть информации, если ее обнародование не противоречит законодательству, размещается в Интернете. Перечень публично размещаемой официальной статистической информации утверждает Генеральный прокурор РФ — Краснов И. В. по согласованию с федеральными государственными органами.
В настоящее время в органах прокуратуры работают такие информационные системы, как:
- Информационная система межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ИС МЭВ ГП РФ).
- АИК «НАДЗОР WEB». Данный комплекс предназначен для ведения ведомственного делопроизводства и документооборота в электронном виде.
- АИС «Архивное дело ОП». Предназначена для автоматизации процессов делопроизводства по ведению номенклатуры дел, их формированию, оформлению, систематизации и приему дел на архивное хранение, контролю сроков хранения и выделения к уничтожению.
- АИК «КАДРЫ-ОП» применяется для распределенного учета кадров и их персональных данных, а также изменений в штатном расписании органов прокуратуры.
- АИС «Пенсия» предназначена для учета и сопровождения пенсионного обеспечения бывших работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, в том числе постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
- Ведомственный программно-технический комплекс автоматизации финансово-хозяйственной деятельности органов и организаций прокуратуры РФ (ВПТК).
- Информационная система по организации и контролю коммуникационного взаимодействия с гражданами.
- Специальное программное обеспечение Единый портал прокуратуры РФ (СПО ЕПП).
- Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных мероприятий» (ЕРКНМ).
- Государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС). Действует с конца августа 2020 года. Система предназначена для обеспечения автоматизированной поддержки функций по осуществлению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также по формированию и представлению отчетности органов прокуратуры.
Помимо этого, активно используется видео-конференц-связь. Как показывает статистика, в 2021 году в таком формате было проведено 566 совещаний, в 2022 году — более 760. Одним из преимуществ использования ВКС является повышение координирующей роли органов прокуратуры, более рациональное использование бюджетных средств и иных ресурсов на проведение семинаров.
К преимуществам данных систем можно отнести значительное сокращение организационно-технических затрат, ускорении прохождения документов до конечного исполнителя за счет электронной технологии наложения резолюции руководителями подразделений и одновременной отправки документа, высвобождение рабочего времени исполнителей за счет уменьшения непроизводительных трудозатрат по оформлению документа (согласованию, передачам для утверждения и регистрации).
Но, несмотря на очевидные преимущества работы с информационными системами, существует и ряд проблем.
Во-первых, низкая скорость работы в «час пик». Система имеет слабые места, в результате чего происходят сбои при большой нагрузке на сервер.
Во-вторых, человеческий фактор также является одним из элементов, задерживающих процесс информатизации. Отсутствие специальных, информационных познаний приводит к эффекту, тормозящему процессы прохождения документов, служащие делают ошибки при регистрации, передаче и отправке документов, что может привести к неполучению информации конечным адресатом.
В-третьих, хакерские атаки со стороны недружественных государств, способных оказать угрозы для критически-важных объектов информационных сетей.
В-четвертых, введение новых технологий без отмены ранее действующих методов осуществления деятельности. Большая часть служащих, пользуясь системами электронного документооборота, дублирует часть документации на бумажных носителях для «надежности» [4 c.24].
Помимо названных проблем, актуализации требует и нормативные акты. Основной документ, регламентирующий делопроизводство в органах прокуратуры — Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 29.12.2011 № 450 нуждается в обновлении некоторых пунктов в соответствии с действующим законодательством [3].
Таким образом, цифровизация деятельности органов и органов прокуратуры РФ имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Многие вопросы внедрения электронного документооборота отражены в нормативных актах — законах, инструкциях. Но для того, чтобы информационные системы выполняли свои функции — совершенствование делопроизводства, ускорение работы с документами на всех этапах, необходимо решить ряд проблем, которые возникают именно в практическом применении данных систем.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года».
- Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 29.12.2011 № 450
- Джейранова З. Р., Мартиросян Г. Е. Внедрение электронного документооборота в органах прокуратуры низового звена: история, достижения, проблемы и перспективы // Сфера права. 2020. № 2. С.23–26.
- Алексеев, Д. А. Цифровизация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации / Д. А. Алексеев. — Текст: электронный // Научный журнал «Актуальные исследования» № 36 (115), сентябрь '22: [сайт]. — URL: https://apni.ru/article/4567-tsifrovizatsiya-deyatelnosti-organov-prokurat (дата обращения: 07.06.2023).