Информационные системы в органах и организациях прокуратуры: понятие, преимущества и недостатки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 07.06.2023

Статья просмотрена: 2359 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Т. С. Информационные системы в органах и организациях прокуратуры: понятие, преимущества и недостатки / Т. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103828/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются понятия информационные системы и комплексы, которые действуют в органах и организациях прокуратуры РФ, описаны их основные функции, виды, преимущества и недостатки.

Ключевые слова: информационные системы, прокуратура, цифровизация, федеральные органы государственной власти.

В настоящее время цифровизация затронула почти все сферы жизнедеятельности человека, как в учебных процессах в школах, вузах, так и на работе. Создается множество программных обеспечений для ускорения и улучшений качества работы сотрудников, их взаимодействия друг с другом не только внутри организации, но и с другими компаниями. Это касается и органа федеральной государственной власти, который осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России — Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону № 149-ФЗ под информационными системами понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [1].

В сентябре 2017 года Генеральным прокурором Российской Федерации был издан Приказ № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года», который определил цели, задачи, принципы и основные направления цифровой трансформации [2].

Так среди основных целей внедрения цифровых технологий в деятельность прокуратуры можно выделить следующие:

  1. Формирование, на основе оптимизации деятельности прокурора, высокотехнологичного надзора, направленного на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры, развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия между органами прокуратуры, обществом и государственной властью;
  2. Создание условий для быстрой и безошибочной реализации надзорных функций;
  3. Создание условий для перехода к цифровой экономике, оптимизации потоков документационной информации в бумажном и электронном виде.

17 декабря 2019 года Государственная Дума РФ одобрила законопроект о создании единой базы данных по преступлениям. В неё включены статистика о состоянии преступности, а также сообщения о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре. Оператором системы назначена Генеральная прокуратура.

При этом часть информации, если ее обнародование не противоречит законодательству, размещается в Интернете. Перечень публично размещаемой официальной статистической информации утверждает Генеральный прокурор РФ — Краснов И. В. по согласованию с федеральными государственными органами.

В настоящее время в органах прокуратуры работают такие информационные системы, как:

  1. Информационная система межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ИС МЭВ ГП РФ).
  2. АИК «НАДЗОР WEB». Данный комплекс предназначен для ведения ведомственного делопроизводства и документооборота в электронном виде.
  3. АИС «Архивное дело ОП». Предназначена для автоматизации процессов делопроизводства по ведению номенклатуры дел, их формированию, оформлению, систематизации и приему дел на архивное хранение, контролю сроков хранения и выделения к уничтожению.
  4. АИК «КАДРЫ-ОП» применяется для распределенного учета кадров и их персональных данных, а также изменений в штатном расписании органов прокуратуры.
  5. АИС «Пенсия» предназначена для учета и сопровождения пенсионного обеспечения бывших работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, в том числе постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
  6. Ведомственный программно-технический комплекс автоматизации финансово-хозяйственной деятельности органов и организаций прокуратуры РФ (ВПТК).
  7. Информационная система по организации и контролю коммуникационного взаимодействия с гражданами.
  8. Специальное программное обеспечение Единый портал прокуратуры РФ (СПО ЕПП).
  9. Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных мероприятий» (ЕРКНМ).
  10. Государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС). Действует с конца августа 2020 года. Система предназначена для обеспечения автоматизированной поддержки функций по осуществлению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также по формированию и представлению отчетности органов прокуратуры.

Помимо этого, активно используется видео-конференц-связь. Как показывает статистика, в 2021 году в таком формате было проведено 566 совещаний, в 2022 году — более 760. Одним из преимуществ использования ВКС является повышение координирующей роли органов прокуратуры, более рациональное использование бюджетных средств и иных ресурсов на проведение семинаров.

К преимуществам данных систем можно отнести значительное сокращение организационно-технических затрат, ускорении прохождения документов до конечного исполнителя за счет электронной технологии наложения резолюции руководителями подразделений и одновременной отправки документа, высвобождение рабочего времени исполнителей за счет уменьшения непроизводительных трудозатрат по оформлению документа (согласованию, передачам для утверждения и регистрации).

Но, несмотря на очевидные преимущества работы с информационными системами, существует и ряд проблем.

Во-первых, низкая скорость работы в «час пик». Система имеет слабые места, в результате чего происходят сбои при большой нагрузке на сервер.

Во-вторых, человеческий фактор также является одним из элементов, задерживающих процесс информатизации. Отсутствие специальных, информационных познаний приводит к эффекту, тормозящему процессы прохождения документов, служащие делают ошибки при регистрации, передаче и отправке документов, что может привести к неполучению информации конечным адресатом.

В-третьих, хакерские атаки со стороны недружественных государств, способных оказать угрозы для критически-важных объектов информационных сетей.

В-четвертых, введение новых технологий без отмены ранее действующих методов осуществления деятельности. Большая часть служащих, пользуясь системами электронного документооборота, дублирует часть документации на бумажных носителях для «надежности» [4 c.24].

Помимо названных проблем, актуализации требует и нормативные акты. Основной документ, регламентирующий делопроизводство в органах прокуратуры — Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 29.12.2011 № 450 нуждается в обновлении некоторых пунктов в соответствии с действующим законодательством [3].

Таким образом, цифровизация деятельности органов и органов прокуратуры РФ имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Многие вопросы внедрения электронного документооборота отражены в нормативных актах — законах, инструкциях. Но для того, чтобы информационные системы выполняли свои функции — совершенствование делопроизводства, ускорение работы с документами на всех этапах, необходимо решить ряд проблем, которые возникают именно в практическом применении данных систем.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года».
  3. Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 29.12.2011 № 450
  4. Джейранова З. Р., Мартиросян Г. Е. Внедрение электронного документооборота в органах прокуратуры низового звена: история, достижения, проблемы и перспективы // Сфера права. 2020. № 2. С.23–26.
  5. Алексеев, Д. А. Цифровизация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации / Д. А. Алексеев. — Текст: электронный // Научный журнал «Актуальные исследования» № 36 (115), сентябрь '22: [сайт]. — URL: https://apni.ru/article/4567-tsifrovizatsiya-deyatelnosti-organov-prokurat (дата обращения: 07.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Генеральная прокуратура, орган прокуратуры, система, Генеральный прокурор, государственная власть, информационная система, прокурорский надзор, следственная работа, электронный вид.


Похожие статьи

Основные характеристики Ростехнадзора как объекта информатизации

В статье определяются особенности создания и оформления документов в рамках автоматизированных информационных систем, проанализированы основные характеристики Ростехнадзора как объекта информатизации, а также дано описание действующей автоматизирован...

Развитие информационных технологий в таможенных органах: проблемы и перспективы

В статье рассматривается история развития информационных технологий в таможенных органах, отмечаются их преимущества и недостатки. Рассмотрены проблемы существующих информационных технологий и перспективы будущих информационных технологий таможенных ...

Использование информационных технологий в правоохранительной деятельности

В статье дано определение понятию информационных технологий. Рассмотрена роль информационных технологий в правоохранительной деятельности. Рассмотрено, что основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты. ...

Некоторые проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах

В статье рассматриваются некоторые основные проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах Российской Федерации, а также меры, направленные на усиление борьбы с коррупцией, имеющие предупредительный характер. Проанализирована официаль...

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения информаци...

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Информационные технологии в сфере экономики

В статье автор пытается определить роль и назначение информационных технологий в экономике, а также разобрать конкретные примеры их использования в данной сфере.

Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения

В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.

Внедрение информационной системы в федеральные органы исполнительной власти

В данной статье авторы рассматривают вопрос внедрения информационной системы, выделяют основные этапы внедрения, варианты внедрения информационных систем.

К вопросам проблемы реализации требований регуляторов в области защиты информации органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов РФ

В статье автор исследует аспекты выполнения требований и мер по информационной безопасности в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления РФ.

Похожие статьи

Основные характеристики Ростехнадзора как объекта информатизации

В статье определяются особенности создания и оформления документов в рамках автоматизированных информационных систем, проанализированы основные характеристики Ростехнадзора как объекта информатизации, а также дано описание действующей автоматизирован...

Развитие информационных технологий в таможенных органах: проблемы и перспективы

В статье рассматривается история развития информационных технологий в таможенных органах, отмечаются их преимущества и недостатки. Рассмотрены проблемы существующих информационных технологий и перспективы будущих информационных технологий таможенных ...

Использование информационных технологий в правоохранительной деятельности

В статье дано определение понятию информационных технологий. Рассмотрена роль информационных технологий в правоохранительной деятельности. Рассмотрено, что основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты. ...

Некоторые проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах

В статье рассматриваются некоторые основные проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах Российской Федерации, а также меры, направленные на усиление борьбы с коррупцией, имеющие предупредительный характер. Проанализирована официаль...

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения информаци...

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Информационные технологии в сфере экономики

В статье автор пытается определить роль и назначение информационных технологий в экономике, а также разобрать конкретные примеры их использования в данной сфере.

Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения

В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.

Внедрение информационной системы в федеральные органы исполнительной власти

В данной статье авторы рассматривают вопрос внедрения информационной системы, выделяют основные этапы внедрения, варианты внедрения информационных систем.

К вопросам проблемы реализации требований регуляторов в области защиты информации органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов РФ

В статье автор исследует аспекты выполнения требований и мер по информационной безопасности в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления РФ.

Задать вопрос