На сегодняшний день стекло используется практически везде, оно есть в каждом доме. Появилось стекло в давние времена, еще в Древнем Египте. Но в Древнем Риме процесс изготовления достиг невероятных высот. Слава античного стекла не угасла. И в Итальянском городе Венеция в начале XIII века начинает развиваться производство, которое добавило славы городу. Возникшее в средние века венецианское стекло также называют муранским. Этот термин появился со времен Крестовых походов. Однако почему же его стали называть Муранским? В этом нет секрета: в конце XIII века все мастерские были перенесены за пределы города на остров Мурано. [1] На это повлияло не только желание властей сохранить тайну изготовления стекла, но и сама технология производства. Одним из секретов была многоступенчатая очистка стекла. Уже в очищенную стекольную массу добавляли оксиды металла или золотую крошку. Мастер на трубку набирал стекло. У него был определенный промежуток температуры стекла, при котором он работал (от 1000 градусов до 750)
Муранское стекло получило огромную популярность. Изделия из него поражали великолепием, это говорило о большом мастерстве стеклоделов. Муранское стекло имело свои особенности: поверхность идеально гладкая и со временем не блекло. В XV производство еще больше набрало обороты. Разрабатывались технологии, которые ранее были неизвестны. Большую популярность получило цветное стекло благодаря оригинальности производства и стойкости красителей. Дело в том, что стекло не окрашивали краской, а добавляли определенные окиси металлов, благодаря чему удавалось добиться прозрачности и блеска. Одним из прекрасных исторических примеров таких изделий может послужить свадебный кубок Баровьера, [2] автором которого является Анджело Баровьер. (Рис. 1) Он был создан примерно в 1450 году. Кубок сделан с применением технологии выдувания стекла, расписан вручную и украшен золотым орнаментом, который контрастирует с синим цветом самого изделия. В данный момент кубок хранится в Музее муранского стекла и считается одним из шедевров искусства стекла эпохи Возрождения.
Рис. 1. Свадебный кубок Баровьера
Интерес также представляет эмалированное стекло, украшенное позолотой (Рис. 2), относящееся к периоду приблизительно с 1450 по 1530 годы. Чаще всего среди таких изделий встречаются бокалы на высокой ножке, «ребёрчатые» чаши, кувшины и фляги. Еще одним великолепным историческим примером может послужить необыкновенно прозрачное стекло (Рис. 3), разработку которого приписывают ранее упомянутому Анджело Баровьеру.
|
|
Рис. 2. Чаша |
Рис. 3. Бокал на «крылатой» ножке |
Однако производство не может всегда идти идеально, и уже в XVII веке, из-за появления конкурентов в Богемии и Силезии, стеклодувные мастерские в Мурано утратили былую славу, а после войны с Наполеоном они были практически уничтожены.
В XX веке история венецианского стекла снова набирает обороты. Начинается сотрудничество стеклодувов с архитекторами, дизайнерами, благодаря чему изделия из стекла получают «вторую жизнь». Из этого стекла изготавливали посуду, люстры, церковную утварь и украшения, зеркала.
В 1920-е годы предметы становились более простыми и функциональными, почти лишенными декоративности. именно такие предметы пользовались спросом. По-прежнему большое внимание уделялось стеклянной посуде, не только как к предметам бытового характера, но и как к произведению искусства, деталям интерьера. В 1921 году была основана компания Vetri Soffiati Muranesi Capellin Venini под руководством Витторио Зекчина, как главного дизайнера. Создатели — Джакомо Каппеллин и Паоло Венини. Их компания создала новое направление — изделия в стиле модерн. Работы этой компании участвовали в каждой выставке. Широкое признание компания получила на выставках декоративно-прикладного искусства 20-х годов: Биеннале в Монце (1923, 1925), Венецианская биеннале (1924) и Парижская выставка (1925).
В 1921–1925 гг. компания выпустила коллекцию, вдохновленную эпохой Возрождения. [3] “Ваза Веронезе” была так названа, потому что при ее создании Витторио Зекчин вдохновился аналогичной вазой с картины Паоло Веронезе L'Annunciazione. Ваза Зекчина стала логотипом мастерской Venini и производится до сих пор. (Рис. 4) “Ваза Транспорезе” сделана из тонкого светло-голубого прозрачного стекла с накладными ручками. После закрытия компании Vetri Soffiati Muranesi Cappellin Venini & C. этот стиль модернизма был добавлен в каталог MVM Cappellin & C. под номером модели 5293. (Рис. 5)
|
|
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Веронезе Транспаренте
В 1932 году Карло Скарпа стал художественным руководителем мастерской «Venini». Одним из выдающихся шедевров, изготовленных под его руководством, является люстра Murano Venini «Poliedri». (Рис. 6)
Рис. 6. Люстра Murano Venini «Poliedri»
В то же время, благодаря Карло Скарпе появляется такое понятие, как «филигранное» стекло, которое было впервые представлено на Венецианской биеннале в 1934 году. Технология его производства такова: изделие выдувают из стекла и затем наносят на него множество стеклянных нитей. (Рис. 7) Сейчас данный вид стекла получил большую популярность. Его используют как в домашних интерьерах, так и в интерьерах ресторанов и общественных зданий. (Рис. 8)
|
|
Рис. 7. Филигранное стекло |
Рис. 8. Сосуды |
По похожей технологии делали многослойное стекло, в которое добавляли часто золото, т. к. оно не меняет свои свойства, либо между слоями делали сетку. Так получалось армированное стекло. Сетка внутри придает изделию защитные свойства. В нынешнее время армированное стекло очень популярный материал. Его используют в остеклении фонарей, балконов и окон. Также особенностью данного стекла является то, что оно не рассыпается при разбитии. При ударе оно сохраняет свою структуру и при повторяющихся воздействиях разрушается фрагментами, «ячейками».
Процесс изготовления армированного стекла уникален. Во время непрерывной прокатки в массу стекла погружается армирующая сетка из проволоки, подача которой осуществляется строго параллельно ленте стекла и все время контролируется натяжение и выравнивание.
Множество других видов муранского стекла используют в интерьерах. [4] Применяются цветные стекла, матовые, прозрачные и др. Отличительной особенностью таких изделий является яркость и элегантность, особое внимание уделяется люстрам и другим светильникам. (Рис. 9, 10)
|
|
Рис. 9. Интерьер с синей люстрой |
Рис. 10. Муранские светильники |
Муранским стеклом была решена и проблема изготовления зеркал. До 19 века зеркала изготавливались в основном из полированного металла. Затем стали использовать технологии с использованием ртути, вследствие они были заменены на более безопасные. Зеркала делали с помощью алюминия и серебра. Существовали препятствия в создании совершенно стеклянного зеркала. Во-первых, стеклянная поверхность должна была быть прозрачной и пропускать солнечные лучи. Во-вторых, требовалось создать идеальную отражающую поверхность, которая прикреплялась к стеклу. Именно венецианские мастера довели технологию создания зеркал до совершенства. Они модифицировали сплав ртути и олова, добавив бронзу и золото. Специальные пропорции делали отражение более четким. Такие зеркала стоили очень дорого и пользовались ими только королевские семьи.
Теперь муранское стекло — элитный товар, привлекающий многих туристов. На острове Мурано находится большое количество лавок, магазинов с люстрами, посудой, зеркалами из местного стекла. Но самих мастерских, в которых можно увидеть сам процесс создания предметов, сохранилось, к сожалению, не много. Муранское стекло востребовано и по сей день. Большинство итальянских компаний по продажам товаров для дома, интерьера обязательно включают в свой каталог предметы, выполненные из венецианского стекла. Это считается признаком роскоши.
Литература:
- [Электронный ресурс] https://www.casaricca.ru/journal/muranskoe_steklo_vekovye_sekrety_made_in_italy/
- [Электронный ресурс] https://www.interior.ru/design/442-barovier-toso-istoriya-iz-murano.html
- [Электронный ресурс] https://olnickspanu.com/murano-glass-all/?item=trasparente-015–00
- [Электронный ресурс] https://antikzone.ru/starinnoe-muranskoe-steklo