Для современного этапа отечественного школьного образования актуальна проблема соотношения между социальным и личностным заказом на образование. Запросы современной школы требуют существенного пересмотра задач высшего профессионального педагогического образования. В качестве одной из важнейших выдвинута задача формирования учителя нового типа, обладающего высоким научно-методическим потенциалом: уже недостаточно связывать его профессиональное обучение с накоплением психолого-педагогических и предметно-методических знаний и умений. В данной статье рассматриваются основные профессиональные компетенции учителя начальных классов.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, учителя, начальные классы, педагогическая деятельность.
Опираясь на толкование термина (competentia — (лат.) — круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом), можно отметить, что компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [1, с.125].
В наш современный цифровой век учителям необходимо быть гибкими и способными адаптироваться ко всему, с чем он может столкнуться каждый день.
Современные учителя начальных классов обладают обширными знаниями в своем предмете, в состоянии ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у их учеников. Они умеют составлять планы уроков, которые были бы интересными и информативными. Умеют выстраивать отношения со своими учениками, устанавливая доверие и уважение.
Каждый учитель должен быть уверен не только в себе, но и в своих учениках и коллегах. Уверенный в себе человек вдохновляет других быть уверенными, а уверенность учителя может помочь повлиять на других, чтобы они стали лучше. Умение общаться не только со своими учениками, но и с родителями и коллегами — важнейший навык. Учителя обладают эффективными навыками работы с маленькими детьми и общения с ними на их уровне [3, с.39].
Преподавание — это процесс обучения на протяжении всей жизни. Мир постоянно меняется, вместе с учебной программой и образовательными технологиями, поэтому от учителя требуется идти в ногу с этим.
Самый эффективный инструмент, который может использовать учитель, — это свое воображение. Учителям необходимо проявлять творческий подход и придумывать уникальные способы вовлечь своих учеников в процесс обучения, особенно сейчас, когда совершенствуются учебные программы.
Эффективный учитель — это наставник, который знает, как направить своих учеников в правильном направлении. Они подают пример и являются хорошим примером для подражания. Они поощряют своих учеников и ведут их к успеху.
Технологии развиваются быстрыми темпами. Только за последние пять лет мы стали свидетелями огромного прогресса, и мы будем продолжать видеть, как он растет. Хотя за этими разработками может быть трудно угнаться, это то, что нужно делать всем современным учителям. Современный учитель не только разбирается в новейших технологиях, но и знает, какие цифровые инструменты подходят его ученикам.
Современные учителя начальных классов способны научить своих учащихся критически мыслить, сделать их более инновационными, творческими, способными к адаптации, увлеченными и гибкими. Они дают возможность решать проблемы, самостоятельно направлять, саморефлексировать и руководить. Дают им инструменты для достижения успеха не только в школе, но и в жизни.
Работа с маленькими детьми в течение всего дня требует огромного терпения. Особенности их возраста делают учащихся начальных классов неугомонными, с короткой концентрацией внимания. Каждый ребенок тоже индивидуален, что делает работу еще более сложной. Терпеливый характер в сочетании с чувством юмора помогает учителям спокойно переносить взлеты и падения каждого дня, сосредоточившись при этом на конечных целях [2, с.40].
Каждый ребенок приходит в школу с уникальной индивидуальностью и стилем обучения. Чтобы достучаться до каждого ребенка и эффективно обучать каждого ребенка, учителя должны уважать эти различия и работать со стилем каждого ребенка, а не пытаться заставить ребенка адаптироваться к другому стилю. В нашем глобальном обществе учителя также должны быть готовы к мультикультурным классам, в которых представлены многие этнические группы, культуры и традиции. Классная комната, где эти различия не просто терпимы, но приветствуются и принимаются во внимание, создает открытую и увлекательную атмосферу обучения.
Планирование уроков, которые будут привлекать маленьких детей и в то же время обучать их, требует творческого подхода. Адаптация уроков к индивидуальным стилям обучения требует гибкости. Компетентный учитель начальных классов будет использовать творческий подход и гибкость, чтобы сделать каждый день позитивным для себя и для класса.
Технологии в классе предоставляют учителям больше инструментов для эффективного обучения. В дополнение к таким ресурсам, как учебники и рабочие тетради, технология предоставляет преподавателям различные инструменты, помогающие учащимся лучше понимать материал. Хотя это может показаться дополнительной работой для учителей — необходимость осваивать новые устройства в свободное время, выяснять, как включить их в свои учебные программы, — технологии всегда должны быть способны помочь, а не навредить. Но до тех пор, пока технологии являются высококачественными, доступными и удобными для пользователя, технологии могут быть важнейшим инструментом улучшения преподавания и усвоения знаний.
Особенно часто работа в значительной степени зависит от навыков работы с компьютером и онлайн-способов общения, таких как электронная почта. Чем раньше учащиеся смогут научиться чувствовать легкость и мастерство работы с технологиями, тем скорее они приобретут важные навыки, которые помогут им в будущем. Технологии — это не просто средство улучшения их обучения; это материал, который они также должны изучать [3, с.14].
Таким образом, можно говорить о том, что навыки, необходимые для эффективного преподавания в начальных классах, включают в себя нечто большее, чем просто опыт в академической области. Учитель умеет взаимодействовать с детьми и помогать сформировать мировоззрение. Это сложная работа.
Хотя существует много разных способов эффективного преподавания, у хороших учителей начальных классов есть несколько общих качеств. Они подготовлены, устанавливают четкие и справедливые отношения среди детей, имеют позитивный настрой, терпеливы с учениками. Они способны корректировать свои стратегии преподавания, чтобы соответствовать как учащимся, так и материалу, признавая, что разные учащиеся учатся по-разному. Учитель начальных классов является образцом для подражания, который задает тон всему классу. Учителю, способному проявить энтузиазм и целеустремленность, ученики с большой вероятностью ответят взаимностью. И наоборот, когда учитель настроен негативно, неподготовлен или нетерпелив, эти качества отразятся на отношении учеников к своему учителю.
Литература:
- Леньшин, А. И. О профессиональной компетентности учителя / А. И. Леньшин // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (10). — С. 362.
- Тлеубердиев Б. М., Рысбаева Г. А., Медетбекова Н. Н. Профессиональная компетентность педагога // Международный журнал экспериментального образования. — 2019. — № 10–1. — С. 47.
- Третьяк И. Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. — 2020. — № 3. — С.80.