В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии, образование, дистанционное обучение, образовательный процесс, цифровизация.
В современной России цифровизация системы образования идёт активными темпами.Под цифровизацией в широком смысле слова подразумевается внедрение современных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все составляющие образовательной системы, в частности в дошкольное образование, обусловлена глобальной цифровизацией всех отраслей экономики. В современный период суть цифровой трансформации заключается в повышении эффективности и гибкости применения инновационных технологий для перехода к персонализированному образовательному процессу. Цифровизация является современным этапом развития информатизации, который отличается преобладающим использованием цифровых технологий накопления, обработки, передачи, хранения и визуализации информации. Это способствует возникновению и распространению новых технических средств, внедрению инновационных технологий и программных решений в образовательный процесс [1, с. 183].
Сегодня главной задачей государства является грамотное осуществление стратегии цифровизации для повышения эффективности профессиональной деятельности и компетентности педагогов и учащихся. С этой целью для педагогов различного профиля постоянно проводятся научные исследования, семинары, конференции на тему цифровой трансформации системы образования. Например, в Москве в сентябре 2019 года прошла международная российско-китайская образовательная конференция «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документация основывается на базе НИУ ВШЭ. Согласно концепции цифровизации, в образовании сегодня решаются важные задачи. Переобучение педагогического состава и включение дистанционного обучения в перечень обязательных умений позволит расширить возможности учебного процесса [4].
Важно обратить внимание, что до недавнего времени отсутствовала широкая практическая потребность в дистанционном формате обучения детей дошкольного возраста. Обучение дошкольников проводилось с помощью разветвленной сети дошкольных учреждений, имеющихся повсеместно. Однако со временем оптимизация сети такого типа учреждений, нехватка педагогических кадров, в частности специалистов узкого профиля (логопедов, дефектологов, специальных психологов и т. д.), вызвало необходимость поиска новых способов и форм обучения. В качестве альтернативного способа обеспечения доступности дошкольного образования было создано дистанционное обучение. В результате изменений в системе образования популяризация и распространение дистанционных образовательных технологий способствовало решению накопившихся вопросов в сфере дополнительного образования дошкольников [6].
Важно отметить, что сегодня к уровню знаний детей дошкольного возраста применяются серьезные требования. Дошкольники должны подойти к начальной школе подготовленными, с достаточно широким набором знаний, умений и навыков. В связи с этим актуализируется дополнительное образование, в частности в дистанционном формате. Например, некоторые школы начинают изучать второй язык (английский, французский и др.) с первого класса. Для того чтобы дети осознанно и адекватно воспринимали много новой информации, родители часто их готовят на дополнительных дистанционных курсах и кружках в подготовительный к школе период. Сегодня целью использования дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) в условиях дополнительного образования является расширение возможностей обучения различным образовательным программам детей по месту жительства в удобном темпе и в удобное время, что повышает эффективность образовательного процесса. Реализация разных методических подходов целенаправленного применения дистанционных образовательных технологий в работе с дошкольниками дает возможность повысить уровень обученности дошкольников. Дистанционный формат обучения сегодня применяется в программах для развития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка. Часто ДОТ используют для развития воображения, внимания, памяти, моторики, формирования готовности к учебному процессу в школе и совместной деятельности [6].
Известно, что в связи с цифровой трансформацией образовательной системы подготовка детей к школе ведется как в дошкольном учреждении, так и с помощью дистанционного обучения. Использование различных цифровых технологий, платформ, приложений и сервисов позволяет активно внедрять дистанционное обучение в образовательный процесс. Это даёт уникальную возможность обеспечить вариативность учебного процесса и разнообразить формы педагогической деятельности. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста имеет большую перспективу развития в современных условиях образовательной среды. Данный вывод подтверждается различными исследованиями, повышением мотивационной составляющей в обучении детей, повышением качества образовательного процесса за счёт разнообразия форм обучения (проекты, конференции, презентации, видео-уроки, мастер-классы и т. д.), высокими показателями успеваемости, эффективностью дистанционного формата обучения. Тематикой дистанционного обучения занимались различные отечественные учёные: М. Ю. Карпенко, Н. Б. Евтух, А. М. Долгоруков, С. П. Кудрявцева, Д. М. Джусубалиева, Е. С. Полат, Н. Г. Сиротенко, Б. И. Шуневич, А. В. Хуторской, О. В. Хмель и другие [2].
Сегодня идёт активное введение цифровых программ в государственные и частные образовательные учреждения. Создаются, тестируются и применяются учебно-методические материалы, в которых применяются искусственный интеллект и компьютерные инновационные технологии. Активно внедряются инновационные технологии, использование интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ в образовательный процесс, в том числе для обучения детей дошкольного возраста.
В современный период государство разрабатывает различные варианты дополнительного образования для детей дошкольного возраста. В 2020 году автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Министерство просвещения РФ создали и внедрили цифровую платформу-навигатор «Дополнительное образование детей» [5].
На данной Платформе расположен разнообразный цифровой образовательный контент, например, представлены многие лидеры рынка дополнительного онлайн-образования. Среди них можно выделить 40 организаций, в том числе Учи.ру, Мобильное электронное образование, Яндекс.Учебник, Skyeng, Ворлдскилс Россия, Онлайн-школа «Фоксфорд», Кодвардс, 1С и др. Важно отметить, что Онлайн-программы дополнительного образования, в том числе для детей дошкольного возраста, которые предлагаются на Платформе «Дополнительное образование детей», способны удовлетворить разнообразные интересы и потребности детей разного возраста. Дополнительные электронные курсы дистанционного обучения дают возможность детям овладеть необходимыми компетенциями, востребованными в современном мире. Таким образом, можно сделать вывод, что современный дистанционный формат реализации образовательных программ в условиях дополнительного образования позволяет эффективно осваивать новые знания в онлайн взаимодействии со своими ровесниками, родителями и педагогами разного профиля [5].
Выделим особенности применения технологий дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста в условиях дополнительного образования по сравнению с традиционными средствами обучения в дошкольном учреждении:
— возможность освоения различных образовательных программ в любом месте, в удобное время с участием и помощью родителей, что положительно влияет на коммуникативное взаимодействие в семье;
— увеличение количества обучающихся детей за счет возможности обучения детей из отдаленных районов, в которых нет узких специалистов, либо детей, не посещающих дошкольное учреждение;
— оказание консультационной помощи разными специалистами родителям и детям дошкольного возраста;
— усиление эффективности работы узких специалистов (логопедов, дефектологов, специальных психологов и т. д.) с детьми с ОВЗ, инвалидами, одаренными детьми;
— расширение возможностей педагога по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении (Развитая программно-телекоммуникационная среда позволяет ему разнообразить методы и приёмы преподавания, проводить познавательные уроки с помощью проектной деятельности, мультимедийных презентаций, мастер-классов, слайд-шоу и т. д. Эффективность усвоения материала с использованием компьютера, мультимедийной презентации, видео-, аудиозаписей гораздо выше, чем на обычном уроке. Видеозаписи, слайд-шоу позволяют показать в динамике показывать окружающий мир, наблюдение которых в обычной жизни вызывает затруднения: например, рост цветка, дождь, движение волн, вращение планет вокруг Солнца и т. д.);
— возможность изучения и моделирования разных жизненных ситуаций, которые нельзя либо сложно продемонстрировать в жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта);
— безграничные возможности проявления творческого потенциала ребенка: информационно-коммуникационные технологии позволяют с помощью приложений, сервисов, чатов виртуально реализовывать фантазии ребенка, например рисование пальцами, управление голосовыми командами, создание виртуальной реальности и т. д.);
— мобильность, быстрота обратной связи, непрерывность образования, наглядность, получение информации дистанционно, интерактивность дистанционного формата;
— простота, привлекательность для детей и универсальность работы электронных приложений;
— использование цифровых технологий при дистанционном обучении побуждает детей дошкольного возраста к поисковой исследовательской деятельности, в частности поиск полезной информации на интернет-ресурсах с помощью родителей и самостоятельно [6].
Таким образом, различные исследования по применению технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования показывают хорошие результаты обучения и повышение эффективности образовательного процесса. Удобство и комфорт дистанционного обучения открывает новые возможности для его применения в будущем. Специалистам и учёным в дальнейшем предстоит большая научно-исследовательская работа по изучению дистанционного обучения как новой образовательной практики. Усилия исследователей должны быть направлены на совершенствование нормативно-правовой базы дистанционного обучения дошкольников, а также совершенствование материально-технической части дошкольных учреждений, разработку методических рекомендаций для педагогов, родителей, организаций, предоставляющих услуги дополнительного. Это требует новых научных исследований для формирования полной информационной базы о данной форме учебной деятельности [3; 6].
Литература:
- Уварова А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования // Под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», М. — 2019. — 344 с.
- Мензул Е. В., Иванова С. В., Рязанцева Н. М. Проблемы дистанционного обучения в профессиональном образовании и пути их решения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — 2020. — № 11–12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-distantsionnogo-obucheniya-v-professionalnom-obrazovanii-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 06.06.2023).
- Киселёва Ю. Н. Организация дистанционного обучения детей в условиях дополнительного образования // Вестник науки. — 2020. — № 6 (27). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-detey-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 06.06.2023).
- Семь задач цифровизации российского образования. — 2020. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 07.06.2023).
- Министерство образования и молодёжной политики Владимирской области.- URL: https://xn--80aakec5bilkue.xn--33–6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/pres-tsentr/news/34057/# (дата обращения: 05.06.2023)
- Федина Н. В., Бурмыкина И. В., Звезда Л. М., Пикалова О. С., Скуднев Д. М., Воронин И. В. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития // Проблемы современного образования. — 2017. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-nauchnye-podhody-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 06.06.2023).