Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 09.06.2023

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Галимуллина, Г. Р. Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры / Г. Р. Галимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103853/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоответствия развития культуры личностного фактора человека гуманному общению с природой. Учитывая, что человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В формировании целостности личности большую роль играет экологическое образование, целью которого является формирование ответственного отношения к окружающей среде на базе нового мышления. Экологическое образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Предложение картотеки сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, являлись целью работы автора, результатом которой стало написание данной статьи, отражающей теоретические изыскания, практический педагогический эксперимент и основные выводы.

Ключевые слова: экологическая культура дошкольника, экологическая грамотность, дошкольный возраст, ценности экологической культуры, представления о природе и окружающем мире, нравственный аспект развития личности, педагогическое и воспитательное воздействие , воспитательно-педагогическая роль.

The problem of ecology on a global scale today attracts the attention of scientists from different countries. The search and development of the latest technologies is underway to protect the planet from constant destructive trends as a result of technological progress and the discrepancy between the development of the culture of the human personality factor and humane communication with nature. Considering that a person learns about the world throughout his life. Environmental education plays an important role in the formation of the integrity of the individual, the purpose of which is to form a responsible attitude to the environment on the basis of new thinking. Environmental education of children is an extremely urgent problem of the present time. Only an ecological worldview, an ecological culture of living people can bring the planet and humanity out of the catastrophic state in which they are now. The proposal of a card file of plot-role-playing games aimed at the formation of ecological culture of preschool children was the aim of the author's work, which resulted in the writing of this article reflecting theoretical research, practical pedagogical experiment and the main conclusions.

Keywords: ecological culture of a preschooler, ecological literacy, preschool age, values of ecological culture, ideas about nature and the surrounding world, the moral aspect of personal development, pedagogical and educational impact, educational and pedagogical role.

Дошкольный возраст характеризуется установлением связи ребенка с ведущими для личности сферами жизни: с миром людей и природой. Основы экологической культуры воспитываются в дошкольном детстве в результате накопления положительного опыта общения ребенка с природой, эмоциональной оценки ее красоты и многообразия природных явлений, формирования осознанного эмоционально-оценочного, ценностного отношения к миру природы и животному миру.

Важным представляется, что формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте закладывает вектор дальнейшего развития представлений ребенка к природе и окружающем мире, его эмоциональное, ценностное и деятельностное отношение. В период дальнейшего взросления ребенок, получивший базовые знания о природе, вопросах экологии, роли человека в сохранении окружающего мира в гармонии, будет стремиться сделать собственный вклад в дело сохранения жизни на земле, сбережения и преумножения природного богатства. Кроме того, он станет дальше транслировать ценности экологической культуры.

Формирование экологической культуры дошкольников рассматривается как доминирующая цель воспитания в книгах С. Н. Николаевой «Юный эколог» [4], Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» [6]. Культурологический подход, реализованный в авторских программах экологического воспитания дошкольников, предполагает не столько усвоение детьми знаний о животных и растениях, сколько развитие умения видеть красоту и гармонию богатого и разнообразного мира природы, бережно относиться ко всему живому на Земле, заботиться о сохранении природы, соблюдать экологические правила поведения на природе.

Экологическая культура дошкольника трактуется Н. А. Рыжовой [6] с позиций нравственного аспекта развития личности, который подразумевает воспитание представлений о внутренней ценности природы, эмоционально-позитивного отношения к ней, а также развитие первичных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающей среде. природе и в повседневной жизни.

Интересна диссертация Н. Г. Куприной «Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей» [3], в которой рассматривается педагогическая концепция художественного воспитания детей на основе эколого-эстетического подхода. Работа выполнена с опорой на философскую, культурологическую, искусствоведческую теории культуры и рассматривает эколого-эстетический подход как формирование отношения человека к природе как духовной и эстетической ценности. В диссертации показана эффективность метода эмоционально-деятельностного переживания детьми экологических и эстетических ценностей в полихудожественной игровой деятельности, подчеркивается роль художественного воспитания детей в формировании ценностного отношения человека к природе.

Л. С. Выготский неоднократно в своих работах обращает внимание на проблему практического жизненного действия искусства. Подчеркивая идею о том, что искусство во все времена рассматривалось как часть и средство воспитания, ученый утверждал, что оно выступает как «организация нашего поведения на будущее, направленность вперед. Л. С. Выготский подчеркивал, что восприятие произведений искусства способствует личностному развитию человека, ребенок — эмпатия, мышление и речь, воображение и креативность, а также его культурное развитие [2].

Анализ педагогической литературы показывает, что учеными также была доказана эффективная роль игры в формировании духовно-нравственного сознания, эмоционально окрашенного бережного отношения ребенка к природе.

Так, Л. Д. Бобылева [1] и С. Н. Николаева [4] говорят о возможностях применения игр и игровых ситуаций для формирования базовых представлений о природе, а в дальнейшем для углубления знаний дошкольников об окружающем мире, его системных связях. Авторы выделяют группы игр, способствующих привлечению внимания дошкольников к окружающей природе, более пристальному и внимательному отношению к процессам, происходящим в ней.

Еще одно направление в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста состоит в применении средств аппликации. А. П. Юнина [9] и Э. К. Янакиева [10] говорят о применении аппликации как способе изучения природных материалов, возможности начать разговор о процессах, происходящих в природе, о роли человека для сохранения окружающего мира.

Итак, в педагогическом и воспитательном воздействии на детей дошкольного возраста для формирования экологической культуры используется широкий спектр технологий, методов и способов воздействия, начиная от произведений художественной культуры и игрового взаимодействия и заканчивая использованием ручного труда, в частности, аппликаций для возможности обсудить отношения человека и природы. Отмечается в качестве важного аспекта формирование словаря дошкольника, обеспечивающего выражением им своего эмоционального отношения к природе, экологии, своему месту в окружающем мире.

О важности игры для дошкольников говорили многие ученые и педагоги, в частности, Л. С. Выготский, и Д. Б. Эльконин. Так, Л. С. Выготский красноречиво говорил о ролевой игре как источнике передачи знаний и усвоения ценностей. По Л. С. Выготскому игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных [2, с. 51].

Одинаковый путь развития игровой ситуации в жизни дошкольника подтвердил Д. Б. Элькониным через серию экспериментальных исследований в форме наблюдения за играми детей дошкольного возраста (проводились в 50–60-х гг. прошлого столетия). Данные исследования позволили автору выделить четыре уровня развития игры [8, с. 45]: 1) повторяющиеся действия с предметами без опознавания их смысла и содержательной части, 2) расширения спектра игровых действий, 3) конкретизация действия ребенка, 4) выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра выполняет важную воспитательно-педагогическую роль в становлении и развитии личности ребенка, в формировании и развитии его умственного, душевного и физического потенциала, в развитии его речевых способностей. В контексте формирования экологической культуры дошкольника сюжетно-ролевая игра позволяет расширить его знания о природе, эмоционально прожить различные ситуации, связанные с взаимодействием с природой, а также приобщиться к миру взрослых, приняв участие в решении взрослых задач. Задача педагога направлять дошкольников, объяснять им возможные варианты развития событий, а также поощрять их фантазию и эмоциональное проявление.

Для практического исследования условий и предпосылок формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр мы выдвинули гипотезу: сюжетно-ролевые игры, посвященные профессиональной деятельности в сфере решения экологических задач, позволят сформировать интерес к экологии, обогатят представление детей об окружающем мире, а также стимулируют их принимать участие в делах, связанных с решением экологических задач.

Литература:

  1. Бобылева Л. Д. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 2020. № 7(36) — 42 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский — СПб.: Питер, 2019. — 652 с.
  3. Куприна Н. Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: монография / Н. Г. Куприна; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». — Екатеринбург, 2021. — с. 379.
  4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2020. — 325 с.
  5. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. — М.: Гном и Д, 2019. — 320 с.
  6. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом— природа». — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2019. — 192 с. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rjabinushka11.ucoz.ru/Obrasovanie/parcialnaja_programma_nash_dom-priroda.pdf
  7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2021. — 432 с.
  8. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -4-е изд., стер.-М.: Издательский центр Академия, 2018. — 384 с.
  9. Юнина, А. П. Аппликация — как средство развития дошкольника / А. П. Юнина // Семья и школа. 2019. № 3. — С.34–36.
  10. Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Э. К. Янакиева // Современный детский сад. 2021. № 8. — С. 49–51.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, окружающий мир, экологическая культура, природа, формирование, экологическая культура дошкольника, эколого-эстетический подход, воспитательно-педагогическая роль, воспитательное воздействие, сюжетно-ролевая игра.


Ключевые слова

дошкольный возраст, экологическая грамотность, экологическая культура дошкольника, ценности экологической культуры, представления о природе и окружающем мире, нравственный аспект развития личности, педагогическое и воспитательное воздействие, воспитательно-педагогическая роль

Похожие статьи

Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»

Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества

Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как теоретическая проблема

Статья посвящена изучению современных подходов к понятию «рефлексия». В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развити...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Изучение экологии в школе и СПО как основной фактор формирования экологической культуры у школьников и студентов

В статье рассматриваются принципы формирования экологической культуры в целях создания эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, рационального природопользования, изучения взаимодействий системы «человек-природа».

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Похожие статьи

Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»

Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества

Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как теоретическая проблема

Статья посвящена изучению современных подходов к понятию «рефлексия». В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развити...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Изучение экологии в школе и СПО как основной фактор формирования экологической культуры у школьников и студентов

В статье рассматриваются принципы формирования экологической культуры в целях создания эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, рационального природопользования, изучения взаимодействий системы «человек-природа».

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Задать вопрос