В статье автор пытается определить различия смешанной республики в разных странах (РФ, Франция, Португалия).
Ключевые слова: смешанная республика, президент, форма правления, Российская Федерация, Франция, Португалия, правительство, парламент.
Россию, Францию и Португалию объединяет тот факт, что по форме правления данные государства — смешанные республики. Авторы спорят о форме правления в этих странах и данный вопрос является дискуссионным. На первый взгляд можно сделать вывод, что если в этих странах одна форма правления, то и сравнивать их не имеет никакого смысла, но это не так. Смешанная республика в разных странах может проявляться по-разному. Поэтому целесообразно сделать сравнение форм правления каждой из данных стран, чтобы выявить различия [1].
Смешанная республика — это республика, где существует баланс власти между президентом и парламентом. То есть в странах с такой формой правления правительство солидарно отвечает и перед президентом, и перед парламентом.
В Конституции РФ 1993 года указана республиканская форма правления. И большинство учёных склоняются к тому, что в РФ смешанная республика.
Слеженков В. В. считает, что в Российской Федерации смешанная (полупрезидентская) республика. Также автор отмечает, что Россия классифицируется в качестве «президентско-парламентского» подвида смешанной республики. Это означает, что Правительство РФ отвечает не только перед Президентом РФ, но и перед парламентом. Нельзя не согласиться с данной позицией, поскольку полномочия органов распределены таким образом, что доминирующий орган власти отсутствует [2].
В Российской Федерации существует 3 ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Президент в данной схеме не относится ни к одной из ветвей, но в действительности, если проанализировать его полномочия, то всё же данное должностное лицо ближе к исполнительной ветви. В статье 83 Конституции РФ сказано, что Президент РФ назначает председателя Правительства РФ, но только в том случае, если его кандидатуру утвердила Государственная Дума РФ. Из данных полномочий можно сделать вывод, что Правительство РФ солидарно отвечает и перед Президентом РФ и перед парламентом, но это не совсем так. В Конституции РФ сказано, что если Государственная Дума РФ три раза не утверждает кандидатов на пост Председателя Правительства РФ, то глава государства вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Историческая практика показала, что с 1998 года случаев, когда нижняя палата российского парламента отказывала Президенту в кандидатуре премьер-министра, не случалось ввиду опасного для самой себя механизма роспуска [3].
У Государственной Думу РФ есть полномочие о выражении недоверия Правительству РФ. Если депутаты большинством голосов решат, что не доверяют Правительству РФ, то ключевое решение принимает Президент РФ. Президент РФ может либо согласиться с решением парламента и отправить в отставку Правительство РФ, либо не согласиться с решением парламента. В случае повторного решения о недоверии Правительству в течении трёх месяцев, Президент РФ уже решает, кому он доверяет больше. И отправляет в отставку Правительство РФ, либо распускает Государственную Думу РФ. В истории РФ депутаты несколько раз пытались выразить недоверие Правительству РФ, но все попытки были провальные. Только в 1995 году депутат Сергей Глазьев инициировал недоверие правительству и собрал необходимое число подписей. В результате голосования было набрано нужное количество голосов (241), но Борис Ельцин сообщил о своём несогласие с Думой. Так как в Российской Федерации президент не относится не к одной ветви власти, то его следует считать своего рода арбитром, что доказывает ситуации, которые я привёл выше [4].
В 2008 году была внесена поправка в Конституцию РФ, которая усилила отчётность Правительства РФ перед парламентом. Теперь Правительство РФ предоставляет отчёты о проделанной работе парламенту. Также Государственная Дума РФ ставит определённые задачи перед Правительством РФ. О ходе выполнения этих задач Правительство РФ также предоставляет отчёт парламенту [5].
Стоит отметить, что в России достаточно сложная процедура отстранения от должности (импичмента). Чтобы отрешить от должности или лишить неприкосновенности Президента РФ многие государственные органы должны иметь одинаковый взгляд на данную позицию. Процесс импичмента в РФ проходит следующим образом: отрешить от должности или лишить неприкосновенности может Совет Федерации РФ, после обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения тяжкого преступления от Государственной Думы РФ. Но при этом Верховный Суд РФ должен найти признаки преступления в действиях Президента РФ, а Конституционный Суд РФ должен проверить правильность процедуры выдвижения обвинения. То есть в процессе импичмента участвует 4 разных государственных органа, что в свою очередь показывает — импичмент в Российской Федерации практически невозможен [6].
Таким образом, Россия по форме правления смешанная республика, но с очень сильной властью президента. Президент обладает серьёзными полномочиями во многих сферах. Хотя у парламента тоже обширные полномочия, но президент имеет рычаги давления и на данный орган. Поэтому дискуссии о форме правления в Российской Федерации продолжаются [7].
Следующим государством с похожей формой правления является Французская республика. Францию считают одним из классических примеров такой формы правления. Но Франция является унитарным государством в отличие от Российской Федерации.
В Конституции Франции 1958 года, сказано, что главой государства является президент, который избирается на 5 лет (до 2002 года президент Франции избирался на 7 лет) [8].
В Франции действует двухпалатный парламент — Сенат (верхняя палата парламента Франции) и Национальное собрание (нижняя палата парламента Франции). Нижняя палата парламента формируется по одномандатным округам и выборы проходят в два тура. Чтобы депутатам победить в первом туре нужно набрать абсолютное большинство. Для того, чтобы победить во втором туре депутатам достаточно набрать относительное большинство. Верхняя палата парламента избирается на уровне департаментов избирательной коллегией, состоящей из депутатов Национальной Ассамблеи, региональных советников, избранных в департаменте, генеральных советников, делегатов муниципальных советов или заместителей делегатов. Состоит она примерно из 150 000 человек. Это единственные выборы, где голосование для членов избирательной коллегии является обязательным. Срок полномочий сенатора составляет 9 лет [9].
Официально парламент Франции не участвует в формировании правительства, но у Национального собрания есть полномочие выражать правительству вотум недоверия. Поэтому депутаты Национального собрания должны утвердить кандидатов Президента Франции на пост премьера и министров.
После принятия действующей Конституции Франции от 1958 года начался этап V республики. На данном этапе усиливается роль исполнительной ветви власти, а соответственно законодательная ветвь ослабевает. Исполнительная власть в Франции поделена между президентом и правительством [10].
Существует ряд полномочий, которые характеризуют Францию, как смешанную республику [11]:
– у Президента Франции есть полномочия, которые позволяют ему принимать решения, не требующие согласия Правительства Франции, что в свою очередь характеризуют страну, как президентскую республику;
– перед Национальным Собранием несёт ответственность весь административный аппарат Правительства Франции, а также вооружённые силы, что в свою очередь характеризуют страну, как парламентскую республику.
Французская республика ввела институт конституционного контроля позже, чем другие страны Европы. Данные обстоятельства были связаны с политикой государства, что никакой представитель не может реализовать нормы закона, кроме народа. Только в Конституции Франции 1946 года был введён государственный орган — Конституционный совет. Данный государственный орган приобрёл свои реальные полномочия только в V Французской республики. Конституционный совет Франции формируется следующим образом:
– 3 конституционных советника назначает Президент Франции;
– 3 конституционных советника назначает Сенат (верхняя палата парламента Франции);
– 3 конституционных советника назначает Национальное собрание (нижняя палата парламента Франции).
Таким образом, во Франции более классическая смешанная республика. Хотя в V Французской республики роль парламента немного ослабевает, но данный орган имеет обширные полномочия, как и Президент Франции. Парламент и президент совместно формируют Правительство, поэтому во Франции более классическая смешанная республика, чем в Российской Федерации [12].
Заключительное государство в данном обзоре — это Португалия. Официальная форма правления в Португалии — смешанная республика. Португалия, так же, как и Франция, является унитарным государством.
В Конституции Португалии 1976 сказано, что главой государства является президент. Президент Португалии избирается на срок 5 лет на основании всеобщих прямых выборов, при тайном голосовании. Президент имеет полномочия, как и в других демократических государствах. Он может распустить парламент, отправить в отставку членов правительства, назначает премьер-министра [13].
Правительство Португалии является высшим органом исполнительной власти в стане, также правительство называют Советом министров. Но в отличие от Российской Федерации и Франции Правительство Португалии формируется иначе. Данный государственный орган формируется из представителей партии, которые имеют большинство в парламенте.
Что касается парламента Португалии, то он тоже отличается от РФ и Франции, так как парламент в Португалии является однопалатным. Парламент Португалии называется Ассамблей Республики. Парламент избирается на 4 года и раньше в его состав входило 250 кандидатов, но после реформы 1989 года, количество депутатов варьируется (от 180 до 230 депутатов). Депутаты избираются в 22 округах, но основе всеобщего голосования [14].
Как и во всех странах со смешанной республикой Правительство Португалии несёт ответственность и перед Президентом Португалии, и перед Парламентом.
Таким образом, подводя итог можно сделать вывод. Что в Португалии, Франции и РФ одна форма правления, но методы реализации совершенно разные. В Российской Федерации президент не относится не к одной ветви власти, но имеет обширные полномочия везде. Он выступает своего рода арбитром для баланса всех ветвей власти, поэтому РФ смешанная республика, но с сильной властью президента. В Франции более классическая смешанная республика, хотя на современном этапе роль парламента немного ослабевает, но данный орган имеет обширные полномочия, как и Президент Франции. В Португалии однопалатный парламент и правительство формируется из представителей партии, которые имеют большинство в парламенте. Поэтому Португалия — смешанная республика, но с сильной властью парламента. Ввиду этого, стоит отметить, что даже в рамках одного вида бывают разнообразные вариации и не существует абсолютно идентичных государств по внешним государственно-правовым проявлениям, однако присутствие основных сходных элементов позволяет провести типологию для более чёткого понимания и систематизации правовых знаний.
Литература:
- Баглай М. В. Конституционное право РФ. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 776 с.
- Слеженков В. В. Полупрезидентская республика: актуальные историко-правовые аспекты развития // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. № 1 (18). С. 39–43.
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. — М., 2005.
- Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2008 года // СПС «КонсультантПлюс».
- Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы,требующие юридических решений // Законодательство. 1999. N 3.
- Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189–193.
- Конституция Франции от 4 октября 1958 г. [Электронный ресурс] / URL: https://e-ecolog.ru/docs/lsM1GoeU0-OA1MaCy_wGg
- Слеженков В. В., Агеев А. А. Развитие института президентства во Франции в период четвертой республики // Форум. 2020. № 2 (19). С. 58–62.
- Фальшина Н. А. От парламентской к полупрезидентской республике: опыт Франции (III — V Республики): дисс. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. С. 123.
- Батыр К. И. История государства и права зарубежных стран. — М.: Проспект, 2011.
- Ковалев А. М. Институт президента в системе разделения властей: Сравнительный опыт Франции и России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998. 17 с.
- Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года [Электронный ресурс] / URL: https://legalns.com/download/books/cons/portugal.pdf
- Слеженков В. В. Полупрезидентская республика: актуальные историко-правовые аспекты развития // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. № 1 (18). С. 39–43.