Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 2132 раза

Библиографическое описание:

Жирякова, Н. В. Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций / Н. В. Жирякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103862/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последние десятилетия противопоставление формальной системы образования неформальному ослабевает, а на замену ему приходит взаимодополняющее сотрудничество. Устанавливаются тесные отношения между этими двумя образовательными системами. Это происходит не только благодаря значительному расширению научной базы по вопросу неформального образования за последние 25 лет, но и благодаря развитию конкурентной среды ввиду растущего уровня необходимых навыков при приеме на работу. Упрощение доступа ко всевозможным курсам, тотальная цифровизация, глобализация в сфере образования привели к тому, что среди молодых специалистов и выпускников школ, профессиональных учебных заведений и университетов формируется здоровая соревновательная среда нацеленная на то, чтобы молодые специалисты охватывали как можно больше компетенций и обладали большим количеством навыков.

Развитие личностных компетенций не является целью неформального образования, но, безусловно, в процессе обучения, формируются навыки самоорганизации, общеделовые компетенции.

Неформальное образование в большей степени личностно ориентировано, является более гибким по ряду параметров и в большей степени способствует формированию необходимых компетенций обучающихся за счет большей степени мотивации субъектов неформального образования на освоение учебного материала, большей степени осознанности целей своего образования, за счет возможности свободного выбора способов и форм освоения учебного материала. Соответственно, интериоризация полученных знаний и повышение компетентности обучающихся в профессиональной сфере может происходить успешнее.

Неформальное образование — это любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы образования. Это может быть отдельная деятельность или значительная часть более широкой деятельности, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов обучения, что и является целью данного вида образования [3].

Данное понятие, на наш взгляд, является универсальной по отношению к приведенным ранее определениям, а также отражает мнение российских и зарубежных специалистов.

Опираясь на предложенные нами трактовки неформального образования, в качестве одного из вывода отметим, что данный вид образования обладает признаками организованности, систематичности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющимся. Организация неформального образования осуществляется, как правило, за пределами официальных образовательных учреждений и не сопровождается стандартизированной процедурой подтверждения документами государственного образца. По своему предметному содержанию неформальное образование может быть нацеленным на разные возрастные группы, иметь разные образовательные цели — профессиональные, личностные, социальные и т. д., а также разную временную продолжительность своего существования.

Таким образом, неформальное образование имеет большой внутренний потенциал и ряд значимых преимуществ, которые способствуют развитию и повышению профессиональной и личностной компетентности у специалистов разных профессиональных сфер.

Неформальное образование имеет различные формы:

— интенсивные программы обучения,

— тренинги,

— открытые лекции,

— занятия на массовых открытых онлайн-курсах [2].

Стоит выделить основные практики, которые реализуются в рамках неформального образования в условиях молодёжной политики. Данные практики сейчас очень популярны и играют важную роль в формировании личностных и профессиональных компетенций молодёжи.

Примерами таких практик являются:

Коучинг– это метод, в котором коуч (coach — тренер) помогает учащемуся достичь личной или профессиональной цели путем консультативного взаимодействия с учеником. Эта практика предполагает наличие комплекса обучающих технологий и форм психологической поддержки, ориентированных на творческое созидание и реализацию особых, индивидуально важных целей для ученика [4].

Данный метод формирует у молодых людей как личностные, так и профессиональные компетенции. Такими компетенциями являются в данном случае коммуникационные навыки, организационные навыки, умение слушать. Ведь при работе с тренером, молодые люди учатся не только говорить, но и слушать, воспринимать эту информацию и организовывать свою деятельность так, чтобы она соответствовала всем полученным знаниям. Благодаря неформальной обстановке во время обучения, молодые люди также учатся креативно мыслить, что также является личностными компетенциями. Говоря о профессиональных компетенциях, можно отметить, что этот метод формирует у молодёжи умение организовывать рабочий процесс с учетом максимальной эффективности. Этот навык является очень важным для современного молодого человека. Каждую идею и креативную мысль молодой человек должен реализовать, а хороший результат будет получен как раз с помощью такого профессионального навыка.

В рамках менторства в неформальном образовании также формируются личностные и надпрофессиональные компетенции. Молодёжная политика предоставляет возможность молодым людям научиться планировать свою деятельность; работать в команде, так как ментроство бывает групповым и коллективным, то молодой человек сотрудничает с большим количеством людей, контактирует с ними и взаимодействует. Такая работа направлена на формирование коммуникативных навыков и на умение быстро адаптироваться, ведь очень часто приходится работать не только персонально, но и коллективно. Смена обстановки также позволяет молодым людям мыслить критически.

Во многих молодёжных центрах в неформальном образовании используется данный метод, который дает свои плоды. Благодаря такому методу не только передаётся опыт, но и происходит передача навыков и компетенций, в том числе профессиональных и личностных. Проведение открытых обучающих курсов в рамках реализации проектов также являются неформальным образованием, где часто за молодыми людьми закрепляются наставники, руководители. Такие личностные компетенции, как организационные навыки, эмоциональный интеллект, коммуникационные навыки и умение работать в команде также формируются у участников процесса неформального образования.

Авторы отмечают еще один метод, очень популярный в неформальном образовании. «Тренинг — практика, предполагающая получение большого количества информации в короткие сроки. Это интенсивная форма обучения, в процессе которого спикер передает определенный набор информации, которую аудитория декодирует самостоятельно, но реализует под наблюдением. Если упростить, то процесс объяснения материала сведен к минимуму, большая часть таких занятий — это практика ученика и обратная связь учителя» [4].

Во время проведения тренингов участники неформального образования приобретают способность резюмировать, осмысливать, анализировать и объединять различные исходные данные в последовательную систему; толерантно относиться к неопределенной рабочей ситуации; практично использовать и применять свой опыт.

Неформальное образование является инструментом овладения личностными и надпрофессиональными компетенциями в условиях муниципальной молодежной политики. Молодые люди активно участвуют в проектной деятельности, неформальном образовании и перенимают опыт, различные навыки, которые помогают им не только как профессионалам своего дела, но и как личностям. Данный факт является очень важным для современного человека.

Литература:

  1. The Role of National Qualifications Systems in Promoting Lifelong Learning. — OECD — Belgium, 2005. 36 pp.
  2. Зюбан Е. В., Кичерова М. Н., Муслимова Е. О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. 2020. Номер 1 C. 126. [Электронный ресурс] URL: https://arxiv.gaugn.ru/s1814–95450000617–1–1-ru-113/ (дата обращения: 21.06.2023)
  3. Мухлаева, Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых / Т. В. Мухлаева // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых РАО. № 4 (25). 2010. С.158.
  4. Практики неформального обучения [Электронный ресурс]URL: https://hr-tv.ru/articles/praktiki-neformalnogo-obuchenija.html (дата обращения 21.06.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, компетенция, молодая, навык, вид образования, молодежная политика, молодой человек, практик, учебный материал.


Похожие статьи

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Совершенствование профессиональных компетенций учителя начальных классов как инструмент организации школьных перемен

Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов

Похожие статьи

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Совершенствование профессиональных компетенций учителя начальных классов как инструмент организации школьных перемен

Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов

Задать вопрос