В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.
Ключевые слова: swot-анализ, фирма, конкурентоспособность, эффективность, конкуренция, методика, компания.
Условия функционирования современного рынка, экономики в целом требуют от компаний своевременного реагирования на происходящие изменения. В настоящее время компании функционируют в нестабильных условиях, и им приходится адаптироваться к различным переменам на рынке. Как известно, деятельность любой компании подвержена влиянию как внешних, так и внутренних факторов. В число внешних факторов входят экономическая обстановка в регионе, политические факторы, демографическая ситуация, а также уровень покупательской способности населения и пр. Внутренние факторы включают качество и уровень использования маркетинга, использование трудовых ресурсов, принципы деятельности компании, а также наличие конкурентов. Вследствие этого все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с анализом конкурентоспособности организации на рынке [4].
SWOT-анализ является одним из важнейших аналитических инструментов, необходимых для комплексной оценки деятельности компании, определения ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды. [1].
Понятие SWOT-анализа впервые предложил Кеннет Эндрюс в 1963г. на конференции по проблемам бизнес-политики в Гарварде.
Каждая буква аббревиатуры SWOT означает сторону деятельности компании:
S (strengths) — сильные стороны компании, которые дают ей преимущество по отношению к конкурентам. Для каждой фирмы они индивидуальны: высокое качество продукции, регулярная система скидок, более доступные цены для покупателей, имидж компании на рынке и т. д.
W (weaknesses) — слабые стороны, которые необходимо улучшить для более эффективного функционирования компании и снижения ее уязвимости.
O (opportunities) — возможности внешней среды, использование которых может благоприятно повлиять на развитие бизнеса. К примеру, освоение новых рынков, внедрение инноваций, рекламные каналы, требующие меньших затрат.
T (threats) — угрозы внешней среды, являющиеся деструктивными для работы компании и ухудшающие ее положение на рынке. В частности, уровень конкуренции в отрасли, снижение доходов населения, изменения в законодательстве.
Результаты SWOT-анализа используются менеджментом компании для определения своего текущего положения на рынке, выстраивания дальнейшей стратегии развития с учетом выявленных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды.
Основные элементы SWOT-анализа представлены на рис. 1.
Рис. 1. Элементы SWOT-анализа
Источник: составлено автором
Объектом анализа могут являться коммерческие и некоммерческие предприятия, отдельные экономические отрасли, а также конкретные группы товаров и т. д. В числе прочего, SWOT-анализ можно использовать и по отношению к конкретным индивидам.
Как инструмент стратегического планирования, SWOT-анализ подходит и для крупных компаний и для начинающих. Оценка может проводиться на разных этапах деятельности компании: при подведении итогов года, запуске новой линейки товаров и т. д. Молодые предприятия могут использовать данный вид анализа для оценки перспектив при выходе на рынок, планирования маркетинговых стратегий. Крупному бизнесу рекомендуется проведение анализа хотя бы 1 раз в год, что связано с постоянно меняющейся средой компании. Главная особенность метода в том, чтобы по результатам его проведения были сформулированы конкретные решения по повышению эффективности деятельности компании.
SWOT-анализ обыкновенно проводится в несколько этапов. На начальном этапе даётся общая характеристика объекту исследования, определяются цели компании, принципы её работы, а также основные виды деятельности. Следующий этап предполагает выявление сильных и слабых сторон бизнеса. Как правило, это факторы, на которые компания может повлиять для достижения определённых целей. Преимущества и факторы уязвимости компании тесно связаны с её финансами, состоянием внутреннего маркетинга, использованием ресурсов. На третьем этапе необходимо определить возможности и угрозы бизнеса. Эти факторы внешней среды не поддаются контролю со стороны бизнеса, их воздействие оказывается извне (новые технологии, усиление конкуренции и пр.). Далее на основе полученных данных необходимо заполнить SWOT-матрицу. Конечная стадия предполагает разработку определённой стратегии и заполнение матрицы решений.
Комбинирование элементов SWOT-матрицы позволяет разработать для компании определённые стратегии. В литературе принято выделять четыре типа стратегий. Последние основаны на сопоставлении сильных сторон и возможностей, слабостей и возможностей, сильных сторон и угроз, слабых сторон и угроз.
Сильные стороны-возможности. Данная стратегия предполагает использование возможностей внешней среды для укрепления и улучшения сильных сторон компании.
Слабости-возможности. Эта стратегия является защитной, т. к. подразумевает использование возможностей для полной или частичной ликвидации уязвимых сторон компании, способствует предотвращению рисков.
Сильные стороны-угрозы. Указанная стратегия призвана помочь в преодолении сложностей за счёт преимуществ компании.
Слабости-угрозы. Цель использования данной стратегии — защита слабых сторон компании и предупреждение угроз.
SWOT-анализ, как и любой метод, имеет определённые достоинства и недостатки.
К достоинствам данного метода можно отнести следующие:
- Универсальность и широта использования, то есть данный метод применим к различным отраслям экономики, по отношению к целому предприятию, отдельному филиалу, конкретному товару и пр.
- Простота и эффективность использования
- Возможность использования результатов анализа для краткосрочного и долгосрочного планирования
Минусы SWOT-анализа.
- Субъективность показателей, т. к. учитываются оценки разных людей.
- Устаревание результатов, т. е. данные анализа актуальны на конкретный момент времени. Если происходят серьёзные изменения на рынке или внутри компании, анализ необходимо провести заново.
- Недостаточность показателей. Анализ может не включать необходимые показатели, так как они могут быть упущены из виду [2].
Резюмируя, отметим, что SWOT-анализ является действенным инструментом для оценки внешней и внутренней среды организации, выявления её сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Данный метод целесообразно применять для профилактики нежелательных событий в деятельности компаний.
SWOT-анализ рекомендуется проводить регулярно по причине быстро меняющейся ситуации на рынке. Его могут применять как крупные компании, так и малый и средний бизнес. Результаты SWOT-анализа служат источником информации о перспективах дальнейшего развития компании, а также дают представление о её конкурентоспособности.
Литература:
- Степура, М. А. Использование SWOT-анализа в стратегическом управлении / М. А. Степура // Вектор экономики. — 2019. — № 1(31). — С. 111. — EDN MLDBLV.
- Мещерякова, Е. А. SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия / Е. А. Мещерякова, М. В. Мещеряков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 551–553. — URL: https://moluch.ru/archive/418/93030/
- Бачинский А. Г., Дмитриев Н. А., Авласевич Д. В., Кириллов А. А. ТЕХНОЛОГИЯ SWOT- АНАЛИЗА // Форум молодых ученых. 2020. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-swot-analiza
- Менеджмент: учебник для вузов / Ю. В. Кузнецов [и др.]; под редакцией Ю. В. Кузнецова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 448 с.
- Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для вузов / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 566 с.