SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании / Л. А. Бязрова, Д. Ю. Асаева, М. З. Атаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103863/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.

Ключевые слова: swot-анализ, фирма, конкурентоспособность, эффективность, конкуренция, методика, компания.

Условия функционирования современного рынка, экономики в целом требуют от компаний своевременного реагирования на происходящие изменения. В настоящее время компании функционируют в нестабильных условиях, и им приходится адаптироваться к различным переменам на рынке. Как известно, деятельность любой компании подвержена влиянию как внешних, так и внутренних факторов. В число внешних факторов входят экономическая обстановка в регионе, политические факторы, демографическая ситуация, а также уровень покупательской способности населения и пр. Внутренние факторы включают качество и уровень использования маркетинга, использование трудовых ресурсов, принципы деятельности компании, а также наличие конкурентов. Вследствие этого все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с анализом конкурентоспособности организации на рынке [4].

SWOT-анализ является одним из важнейших аналитических инструментов, необходимых для комплексной оценки деятельности компании, определения ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды. [1].

Понятие SWOT-анализа впервые предложил Кеннет Эндрюс в 1963г. на конференции по проблемам бизнес-политики в Гарварде.

Каждая буква аббревиатуры SWOT означает сторону деятельности компании:

S (strengths) — сильные стороны компании, которые дают ей преимущество по отношению к конкурентам. Для каждой фирмы они индивидуальны: высокое качество продукции, регулярная система скидок, более доступные цены для покупателей, имидж компании на рынке и т. д.

W (weaknesses) — слабые стороны, которые необходимо улучшить для более эффективного функционирования компании и снижения ее уязвимости.

O (opportunities) — возможности внешней среды, использование которых может благоприятно повлиять на развитие бизнеса. К примеру, освоение новых рынков, внедрение инноваций, рекламные каналы, требующие меньших затрат.

T (threats) — угрозы внешней среды, являющиеся деструктивными для работы компании и ухудшающие ее положение на рынке. В частности, уровень конкуренции в отрасли, снижение доходов населения, изменения в законодательстве.

Результаты SWOT-анализа используются менеджментом компании для определения своего текущего положения на рынке, выстраивания дальнейшей стратегии развития с учетом выявленных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды.

Основные элементы SWOT-анализа представлены на рис. 1.

Элементы SWOT-анализа

Рис. 1. Элементы SWOT-анализа

Источник: составлено автором

Объектом анализа могут являться коммерческие и некоммерческие предприятия, отдельные экономические отрасли, а также конкретные группы товаров и т. д. В числе прочего, SWOT-анализ можно использовать и по отношению к конкретным индивидам.

Как инструмент стратегического планирования, SWOT-анализ подходит и для крупных компаний и для начинающих. Оценка может проводиться на разных этапах деятельности компании: при подведении итогов года, запуске новой линейки товаров и т. д. Молодые предприятия могут использовать данный вид анализа для оценки перспектив при выходе на рынок, планирования маркетинговых стратегий. Крупному бизнесу рекомендуется проведение анализа хотя бы 1 раз в год, что связано с постоянно меняющейся средой компании. Главная особенность метода в том, чтобы по результатам его проведения были сформулированы конкретные решения по повышению эффективности деятельности компании.

SWOT-анализ обыкновенно проводится в несколько этапов. На начальном этапе даётся общая характеристика объекту исследования, определяются цели компании, принципы её работы, а также основные виды деятельности. Следующий этап предполагает выявление сильных и слабых сторон бизнеса. Как правило, это факторы, на которые компания может повлиять для достижения определённых целей. Преимущества и факторы уязвимости компании тесно связаны с её финансами, состоянием внутреннего маркетинга, использованием ресурсов. На третьем этапе необходимо определить возможности и угрозы бизнеса. Эти факторы внешней среды не поддаются контролю со стороны бизнеса, их воздействие оказывается извне (новые технологии, усиление конкуренции и пр.). Далее на основе полученных данных необходимо заполнить SWOT-матрицу. Конечная стадия предполагает разработку определённой стратегии и заполнение матрицы решений.

Комбинирование элементов SWOT-матрицы позволяет разработать для компании определённые стратегии. В литературе принято выделять четыре типа стратегий. Последние основаны на сопоставлении сильных сторон и возможностей, слабостей и возможностей, сильных сторон и угроз, слабых сторон и угроз.

Сильные стороны-возможности. Данная стратегия предполагает использование возможностей внешней среды для укрепления и улучшения сильных сторон компании.

Слабости-возможности. Эта стратегия является защитной, т. к. подразумевает использование возможностей для полной или частичной ликвидации уязвимых сторон компании, способствует предотвращению рисков.

Сильные стороны-угрозы. Указанная стратегия призвана помочь в преодолении сложностей за счёт преимуществ компании.

Слабости-угрозы. Цель использования данной стратегии — защита слабых сторон компании и предупреждение угроз.

SWOT-анализ, как и любой метод, имеет определённые достоинства и недостатки.

К достоинствам данного метода можно отнести следующие:

  1. Универсальность и широта использования, то есть данный метод применим к различным отраслям экономики, по отношению к целому предприятию, отдельному филиалу, конкретному товару и пр.
  2. Простота и эффективность использования
  3. Возможность использования результатов анализа для краткосрочного и долгосрочного планирования

Минусы SWOT-анализа.

  1. Субъективность показателей, т. к. учитываются оценки разных людей.
  2. Устаревание результатов, т. е. данные анализа актуальны на конкретный момент времени. Если происходят серьёзные изменения на рынке или внутри компании, анализ необходимо провести заново.
  3. Недостаточность показателей. Анализ может не включать необходимые показатели, так как они могут быть упущены из виду [2].

Резюмируя, отметим, что SWOT-анализ является действенным инструментом для оценки внешней и внутренней среды организации, выявления её сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Данный метод целесообразно применять для профилактики нежелательных событий в деятельности компаний.

SWOT-анализ рекомендуется проводить регулярно по причине быстро меняющейся ситуации на рынке. Его могут применять как крупные компании, так и малый и средний бизнес. Результаты SWOT-анализа служат источником информации о перспективах дальнейшего развития компании, а также дают представление о её конкурентоспособности.

Литература:

  1. Степура, М. А. Использование SWOT-анализа в стратегическом управлении / М. А. Степура // Вектор экономики. — 2019. — № 1(31). — С. 111. — EDN MLDBLV.
  2. Мещерякова, Е. А. SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия / Е. А. Мещерякова, М. В. Мещеряков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 551–553. — URL: https://moluch.ru/archive/418/93030/
  3. Бачинский А. Г., Дмитриев Н. А., Авласевич Д. В., Кириллов А. А. ТЕХНОЛОГИЯ SWOT- АНАЛИЗА // Форум молодых ученых. 2020. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-swot-analiza
  4. Менеджмент: учебник для вузов / Ю. В. Кузнецов [и др.]; под редакцией Ю. В. Кузнецова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 448 с.
  5. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для вузов / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 566 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, компания, рынок, сторона, SWOT, возможность, использование возможностей, результат SWOT-анализа, сильная сторона компании, стратегия.


Похожие статьи

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее оценки с помощью SWOT-анализа. Рассмотрены цели, особенности и элементы SWOT-анализа. Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия, на базе проведенного анализа.

Применение теории вероятности в SWOT-анализе

Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В...

Методы анализа маркетинговой логистики

Целью данной статьи является рассмотрение методов анализа маркетинговой логистики. В результате написания был определен ряд методов анализа маркетинговой логистики и определено влияние описанных методов на деятельность предприятия.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Методы и методики исследования взаимосвязи копинг-стратегий с успешностью профессиональной деятельности

В статье представлен, методологический аппарат исследования проблемы, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования.

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Многомерные методы маркетингового анализа бренда

В данной статье рассматриваются основные многомерные методы маркетингового анализа бренда, возможность их применения при вводе нового бренда на рынок.

Оценка стоимости бизнеса в современных условиях: подходы и методы

В данной статье рассматривается сущность оценки бизнеса как одного из ключевых инструментов инвестиционной деятельности компании, которая базируется на двух подходах, основанных на расчете дисконтированной стоимости компании и сравнительном анализе к...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Похожие статьи

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее оценки с помощью SWOT-анализа. Рассмотрены цели, особенности и элементы SWOT-анализа. Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия, на базе проведенного анализа.

Применение теории вероятности в SWOT-анализе

Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В...

Методы анализа маркетинговой логистики

Целью данной статьи является рассмотрение методов анализа маркетинговой логистики. В результате написания был определен ряд методов анализа маркетинговой логистики и определено влияние описанных методов на деятельность предприятия.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Методы и методики исследования взаимосвязи копинг-стратегий с успешностью профессиональной деятельности

В статье представлен, методологический аппарат исследования проблемы, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования.

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Многомерные методы маркетингового анализа бренда

В данной статье рассматриваются основные многомерные методы маркетингового анализа бренда, возможность их применения при вводе нового бренда на рынок.

Оценка стоимости бизнеса в современных условиях: подходы и методы

В данной статье рассматривается сущность оценки бизнеса как одного из ключевых инструментов инвестиционной деятельности компании, которая базируется на двух подходах, основанных на расчете дисконтированной стоимости компании и сравнительном анализе к...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Задать вопрос