Влияние разгрузочного модуля на осадки точки дна котлована | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 09.06.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Корниенко, К. В. Влияние разгрузочного модуля на осадки точки дна котлована / К. В. Корниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 124-129. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103868/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современных условиях невозможно развитие исторического города без использования подземного пространства. Ранее глубокие ямы в городе не использовались из-за специфических геологических условий Санкт-Петербурга, в том числе наличия слабых глинистых отложений на глубине 20–30 метров. Однако, чтобы избежать негативного влияния на окружающие здания, необходимо контролировать подвижки грунта, которые неизбежны, особенно при условии слабых и рыхлых грунтов. В статье рассмотрено влияние разгрузочного модуля на осадки точки дна котлована. Выполнено численное моделирование в ПК Plaxis 2D на основе лабораторных испытаний грунтов при действии вертикальной нагрузки.

Ключевые слова: НДС грунта, численное моделирование, ПК Plaxis 2D, модуль деформации, модуль разгрузки.

  1. Численное моделирование

В данной статье рассмотрим влияние разгрузочного модуля на осадки точки дна котлована.

Численное моделирование выполнено на основе лабораторных испытаний грунтов при действии вертикальной нагрузки.

Моделирование выполнялось в ПК Plaxis 2D. Для исследования была выбрана модель Hardening Soil (упругопластическая модель с упрочнением). В данной грунтовой модели отдельно рассматриваются модуль деформации грунта при девиаторном нагружении (E 50 ref ), модуль деформации при сжатии (E oed ref )и модуль разгрузки и повторного нагружения грунта (E ref ur ) [1], которые задавались согласно данным лабораторных испытаний.

Деформационная сетка(max), м (ИГЭ-4а)

Рис. 1. Деформационная сетка(max), м (ИГЭ-4а)

Полные перемещения (max/min), м(ИГЭ-4а)

Рис. 2. Полные перемещения (max/min), м(ИГЭ-4а)

Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-4а)

Рис. 3. Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-4а)

Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-4а)

Рис. 4. Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-4а)

Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-5)

Рис. 5. Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-5)

Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-5)

Рис. 6. Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-5)

Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-5)

Рис. 7. Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-5)

Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-5)

Рис. 8. Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-5)

Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-7)

Рис. 9. Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-7)

Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-7)

Рис. 10. Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-7)

Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-7)

Рис. 11. Деформационная сетка(max), м(ИГЭ-7)

Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-7)

Рис. 12. Полные перемещения (max/min), м (ИГЭ-7)

Результаты численного моделирования в ПК Plaxis 2D представлены выше в виде Рисунков 1–12 и сводной Таблицы 1.

Таблица 1

Сводные данные результатов численного моделирования

Тип грунта

Eur min/max, МПа

Деформ. cетка

(max), м

Полные перемещения (max/min), м

1

Насыпные грунты: пески, супеси со строительным мусором, с примесью органических веществ

38,79

0,026

0,024

—0,024

102,22

0,027

0,008

—0,025

4

Супеси пылеватые текучие серые с прослоями песка с примесью органических веществ

17,89

0,073

0,051

—0,061

39,63

0,068

0,027

—0,061

Супеси пылеватые пластичные серые с прослоями песка, с растительными остатками

14,71

0,122

0,084

—0,053

56,95

0,031

0,015

—0,029

5

Пески пылеватые плотные серые насыщенные водой, с растительными остатками

59,35

0,075

0,031

—0,055

175,49

0,068

0,020

—0,055

6

Пески средней крупности средней плотности серые насыщенные водой, с растительными остатками

148,9

0,054

0,017

—0,043

203,59

0,052

0,015

—0,041

7

Слабозаторфованные грунты черные насыщенные водой

5,11

0,314

0,143

—0,281

16,63

0,181

0,037

—0,173

9

Суглинки тяжелые пылеватые текучие коричневато-серые ленточные

11,02

0,163

0,105

—0,078

17,98

0,127

0,065

—0,074

10

Суглинки легкие пылеватые текучепластичные серые слоистые

15,33

0,066

0,058

—0,044

29,44

0,149

0,059

—0,085

13а

Суглинки легкие пылеватые тугопластичные серые с гравием, галькой до 5 % с гнездами песка

37,78

0,037

0,029

—0,018

48,72

0,032

0,022

—0,018

Выводы

Величина разгрузочного модуля имеет непосредственное влияние на уровень осадок в точке дна котлована. Результаты показали, что фактический модуль разгрузки Eur составляет в среднем на 30 % меньше, чем рекомендуется ПК Plaxis 2D. Кроме того, значения модулей разгрузки, полученные с использованием разных лабораторных приборов, также могут отличаться, влияя на показатели поднятия точки дна котлована и уровень осадков грунта.

В итоге можно заключить, что основные причины расхождения результатов математического моделирования с натурными данными состоят в следующем:

  1. Недостаточно информации о геологической структуре изучаемого массива.
  1. Применяемые в указанных ПК расчётные модели характеризуются высокой степенью усреднения, несоразмерны фактической работе грунта под нагрузкой и требуют тщательной проверки в конкретных инженерно-геологических условиях.
  2. Согласно аналитическим расчетам механики грунтов, ожидаемые осадки зданий выше на 30–40 % по сравнению с реальными данными.

Литература:

  1. Типичные ошибки применения Plaxis 2D при расчете котлованов/ GOUW Tjie-Liong.
Основные термины (генерируются автоматически): деформационная сетка, численное моделирование, дно котлована, разгрузочный модуль, вертикальная нагрузка, лабораторное испытание грунтов, модуль деформации, модуль разгрузки, перемещение, прослой песка.


Похожие статьи

Анализ проведенных работ в области определения модуля деформации для слабых глинистых грунтов

На сегодняшний день развитие исторического города нереально без освоения подземного пространства. До последнего времени глубоких котлованов в среде сложившейся городской застройки не строилось. Причиной этого являются специфические геологические усло...

Зависимость напряженно-деформированного состояния «стены в грунте» от количества буровых свай в пределах котлована

В рамках данного исследования выполнен анализ напряженно-деформированного состояния конструкции «стены в грунте» и окружающего массива грунта при разработке котлована в условиях Санкт-Петербурга в программном комплексе Plaxis 2D на двух участках реал...

Опыт устройства одноэтажного склада на поверхностных фундаментах

Объем спроса на складские помещения растёт, но не каждый может позволить себе строительство или даже аренду такого помещения. Основная задача, которая сейчас стоит перед проектировщиком сделать не только надежно, но и экономически выгодно. Устойчиво...

Анализ причин возникновения постепенного отказа морских гидротехнических сооружений на шельфе в ледовых условиях

Оценка надежности занимает одну из главных ступеней в проектировании. В настоящей статье проанализированы причины ледовой абразии и факторы, на нее влияющие. Рассмотрены ледовые нагрузки и возможные причины возникновения постепенного отказа вследстви...

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Представлен краткий обзор теоретических и экспериментальных исследований методик расчета деформаций нежёстких дорожных одежд. Анализ источников показал основные критерии расчета: упругий прогиб; сдвигоустойчивость подстилающего грунта и конструктивны...

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

В статье представлена история транспортной инфраструктуры Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в прошлом веке и пути решения проблем дорожного строительства в XXI веке. Разработанные конструкции и технологии строительства насыпей в условиях веч...

Выбор технологий возведения зданий в стесненных условиях исторической застройки

В статье рассматривается проблема возведения монолитных зданий в стесненных условиях городской застройки Санкт-Петербурга. При решении проблемы использован метод комплексной экспертной оценки строительных технологий в различных условиях городского ст...

Планирование экспериментального исследования по оценке прочностных и деформативных параметров ПВХ мембраны

В статье рассматриваются результаты планирования экспериментального исследования гидроизоляционной ПВХ мембраны. Прочностные и деформативные параметры определены как одни из основных показателей, обеспечивающих работоспособность материала при действи...

Обзор факторов, влияющих на качество лабораторных испытаний

В статье рассмотрена проблема точности определения механических параметров грунта. Определены факторы, влияющие на точность результата лабораторных испытаний грунтов. Проанализирована расчетная схема котлована, отображающая изменение траектории напря...

Экспериментальный анализ и оценка прочности сжатия прорезиненного бетона

Переработка автомобильных покрышек является альтернативным источником мелких заполнителей для производства прорезиненного бетона, что приведет к значительному повышению морозостойкости бетона, защите окружающей среды и сохранению природных ресурсов п...

Похожие статьи

Анализ проведенных работ в области определения модуля деформации для слабых глинистых грунтов

На сегодняшний день развитие исторического города нереально без освоения подземного пространства. До последнего времени глубоких котлованов в среде сложившейся городской застройки не строилось. Причиной этого являются специфические геологические усло...

Зависимость напряженно-деформированного состояния «стены в грунте» от количества буровых свай в пределах котлована

В рамках данного исследования выполнен анализ напряженно-деформированного состояния конструкции «стены в грунте» и окружающего массива грунта при разработке котлована в условиях Санкт-Петербурга в программном комплексе Plaxis 2D на двух участках реал...

Опыт устройства одноэтажного склада на поверхностных фундаментах

Объем спроса на складские помещения растёт, но не каждый может позволить себе строительство или даже аренду такого помещения. Основная задача, которая сейчас стоит перед проектировщиком сделать не только надежно, но и экономически выгодно. Устойчиво...

Анализ причин возникновения постепенного отказа морских гидротехнических сооружений на шельфе в ледовых условиях

Оценка надежности занимает одну из главных ступеней в проектировании. В настоящей статье проанализированы причины ледовой абразии и факторы, на нее влияющие. Рассмотрены ледовые нагрузки и возможные причины возникновения постепенного отказа вследстви...

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Представлен краткий обзор теоретических и экспериментальных исследований методик расчета деформаций нежёстких дорожных одежд. Анализ источников показал основные критерии расчета: упругий прогиб; сдвигоустойчивость подстилающего грунта и конструктивны...

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

В статье представлена история транспортной инфраструктуры Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в прошлом веке и пути решения проблем дорожного строительства в XXI веке. Разработанные конструкции и технологии строительства насыпей в условиях веч...

Выбор технологий возведения зданий в стесненных условиях исторической застройки

В статье рассматривается проблема возведения монолитных зданий в стесненных условиях городской застройки Санкт-Петербурга. При решении проблемы использован метод комплексной экспертной оценки строительных технологий в различных условиях городского ст...

Планирование экспериментального исследования по оценке прочностных и деформативных параметров ПВХ мембраны

В статье рассматриваются результаты планирования экспериментального исследования гидроизоляционной ПВХ мембраны. Прочностные и деформативные параметры определены как одни из основных показателей, обеспечивающих работоспособность материала при действи...

Обзор факторов, влияющих на качество лабораторных испытаний

В статье рассмотрена проблема точности определения механических параметров грунта. Определены факторы, влияющие на точность результата лабораторных испытаний грунтов. Проанализирована расчетная схема котлована, отображающая изменение траектории напря...

Экспериментальный анализ и оценка прочности сжатия прорезиненного бетона

Переработка автомобильных покрышек является альтернативным источником мелких заполнителей для производства прорезиненного бетона, что приведет к значительному повышению морозостойкости бетона, защите окружающей среды и сохранению природных ресурсов п...

Задать вопрос