Организация деятельности по оптимизации процесса адаптации первоклассников в школе через применение кукольного театра была реализована нами с опорой на те положения, которые были рассмотрены в теоретической главе выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: кукольный театр, адаптация, школа, первоклассник.
Цель формирующего этапа исследования содействие повышению уровня адаптации первоклассников экспериментальной группы в школе через применение кукольного театра.
Для реализации формирующего этапа эксперимента необходимо было иметь доступ к театральному кабинету школы (в актовом зале), а также в наличие должны быть музыкальные колонки, подключенные к компьютеру учителя (ноутбуку), медиа проектор, ширма для кукольного театра, наборы домашних кукольных театров по русским народным сказкам.
Данная работа реализовывалась в период с сентября 2022 года по май 2023 года (12 занятий, один раз в две недели) в экспериментальной группе младших школьников. Все занятия с учениками экспериментальной группы были реализованы нами в ходе внеурочной деятельности.
На первом занятии (тема «Забавный кукольный театр») мы вспомнили с учениками экспериментальной группы какой бывает кукольный театр. Дети делились своими впечатлениями из дошкольной образовательной организации. Так, ученики отметили, что им в саду особо нравились русские народные сказки, которые показывались при помощи ширмы передвижки. На втором занятии мы с детьми осуществили поход в кабинет театра (театральный класс возле актового зала). Здесь ученики смогли самостоятельно ознакомиться с материалом, оборудованием для постановки кукольного театра в условиях начальной школы (ширма передвижка, перчаточный кукольный театр, наборы домашних театров по содержанию русских народных сказок, костюмы, декорации и др.). Дети делились впечатлениями кем они себя представляют, какие роли хотят исполнить, что их привлекает в кукольном театре.
На третьем занятии мы объединили детей по их общим интересам в отдельные группы, так Дина Г., Рузаль С. и Самира П. выбрали для себя роли из русской народной сказки «Курочка Ряба» (бабушка, автор, дедушка), а Саид И., Диляра У., Расул М. решили совместными усилиями поставить театр «Теремок». Все это содействовало более тесному знакомству детей в классе, установлению коммуникаций между ними при выполнении общих функций.
На четвертом занятии дети учились также в группах подбирать необходимый материал к постановке кукольного театра (примеряли перчатки с героями, заучивали их реплики, слова, вырабатывали соответствующую дикцию, интонацию, речевые умения, учились согласовывать между собой разные действия). Василя С. «Я буду Зайчиком из сказки «Заячья избушка», мой голосок тонкий, боязливый, так как зайчика в сказке обидела Лиса, выгнала его из дома».
Далее при организации репетиций мы оказывали детям посильную для них помощь. Это прежде всего умение найти свое место в коллективе сверстников, окружающих, выполнение своей роли в соответствии с заданными в отношении нее требованиями, налаживание сотруднических отношений со сверстниками, получение удовольствия от проделанной коллективной работы. Данное занятие содействовало повышению уровня адаптации учеников к новым социальным условиям.
На постановку мини кукольных театров мы пригласили родителей учеников экспериментальной группы. Так дети смогли самоутвердиться в глазах близких для них людей. Даже самые скованные и нерешительные ученики (Алина Ю., Марьям М., Сабина П.) смогли проявить себя с новой позиции. Так как выступая за ширмой ребенок чувствует себя более уверенно, его не видно, поэтому ученики смогли представить себя такими, какими они стремятся быть в реальной жизни. Длинные сказки детей были поставлены не в полном объеме, а лишь отдельными фрагментами («Колобок», «Теремок», Кот, петух и Лиса» и др.).
При индивидуальной постановке стихотворных произведений для детей мы выделили каждому ученику определенное четверостишие, которые дети объединили в одну композицию и показали совместно представление по произведению А. Л. Барто «Игрушки». На данном этапе каждый ученик получил свою маленькую роль в общей композиции (Рамиля М. «Мишка», Ролан В. «Кораблик», Табрис В. «Зайка» и др.).
После дети поверили в свои силы, стали более активно участвовать в совместной творческой работе над произведением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Так Арслан Г. и Зарина К. подбирали необходимые атрибуты к постановке, другие дети раздавали роли в классе. По сравнению с начальным этапом работы, видно были насколько объединились ученики между собой, появились навыки работы в коллективе.
Далее мы с детьми в совместной форме стали работать над разработкой собственного сценария по теме «Наш дружный класс». Изначально дети пытались самостоятельно определить роль каждого ученика в группе (кто что умеет делать, кто как учится, у кого что получается сделать очень хорошо и др.). В итоге мы пришли к выводу что каждый ребенок в классе по-своему талантлив в разных сферах (пение, учение, рисование, танцы, творчество, спорт и др.).
При постановке сценки «Наш дружный класс» дети распределили между собой роли Наиля О. читала слова автора «Мы все в этом году поступили в школу. В нашем классе 25 человек. У нас есть и мальчики, и девочки. Мы хотим рассказать, какие наши ученики». Далее по сюжету дети представляли своих друзей «Элина П. самая высокая, она ходит на волейбол и у нее есть призовые места». Все это служило повышению уровня адаптации детей к новому школьному коллективу.
Далее мы пригласили на занятие учеников среднего звена, и они предоставили вниманию детей начальной школы свои постановки с русской народной игрушкой Петрушкой. Представление получилось забавным увлекательным и вызывало живой интерес детей к общению с учениками, которые старше них по возрасту.
На заключительном занятии «Самоанализ и рефлексия» младшие школьники учились подводить итоги коллективной работы, делали выводы о совместной деятельности (что получилось реализовать, чему новому мы научились, что запомнили и др.).
Таким образом на формирующем этапе эксперимента нами была проведена образовательно-воспитательная работа по оптимизации процесса адаптации первоклассников в школе через применение кукольного театра.
Всего в план вошли 12 занятий, которые реализовывались на основе использования технологии кукольного театра: «Забавный кукольный театр», «Кабинет театра в школе», «Распределяем новые роли», «Подготовка к постановке», «Организация репетиций», «Постановка мини театров», постановка по циклу А. Л. Барто «Игрушки», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», подготовка сценки «Наш дружный класс», постановка сценки «Наш дружный класс», «Выступление Петрушки», «Самоанализ и рефлексия».
Литература:
- Перцев, А. В. Театрализованные представления в обучении младших школьников: особенности применения / А. В. Перцев // Школа. — 2020. — № 1. — С. 18–21.
- Разина, М. А. Кукольный театр — детям / М. А. Разина // Психология. — 2020. — № 11. — С. 96–98.
- Сами, С. Е. Начальные классы и сценарии театрализованных занятий / С. Е. Сами. — Витебск: Кот, 2021. — 57 с.
- Тазик, В. М. Школьная театральная педагогика / В. М. Тазик. — Вол: Заря, 2021. — 57с.
- Угорь, А. А. Адаптация личности этапы, развитие / А. А. Угорь. — Казань: Ворот, 2020. — 89 с.