Вопросы школьной адаптации очень остро стоят в наше время. Это связано с тем, что систематически растет количество детей, которые имеют психические нарушения.
Увеличивается количество учеников, которые имеют нервные расстройства, склонны к стрессу, депрессивным состояниям. Адаптация к первому классу процесс сложный он требует к себе предельного внимания со стороны.
Здесь ученик усваивает новую для него роль в обществе, которая предопределяется статусом ученика. Меняется окружение школьника, появляются дети, которые входят в коллектив класса, педагоги.
Ключевые слова: адаптация, первоклассники, школа, факторы.
Образовательная организация как большая общественная группа, представляет собой сферу, в которую обязательно подключается ученик. Ученик первого класса должен быть готов к этому физически, а также в плане общественного развития. Ведь с переходом в начальную школу коренным образом перестраивается вся сфера жизнедеятельности малыша. Опыт сопровождения учеников первого класса в период адаптации, показал, что среди учеников начальных классов есть дети, которые в силу своих личностных особенностей не могут адаптироваться к новым ученическим условиям.
Результативность педагога в процессе адаптации учащегося к школе определяется принятием во внимание указанных факторов и правильного выстраивания отношений с учащимся. Анализ исследований в отношении интерпретации опыта педагогического и психологического сопровождения процесса адаптации учеников первого класса позволяет сделать вывод о том, что имеет место быть несколько факторов, которые положительно воздействует на привыкание ребенка к новым условиям образовательной организации. Их делят на три группы:
– образовательная работа в школе;
– общая подготовленность ученика к обучению в школе;
– психофизиологические факторы.
К последней группе Н. А. Волосковая относит возраст начала систематического обучения. Если ребенок приходит в школу в шесть лет, процесс его адаптации протекает тяжелее так как наблюдается усиленная работа всех систем организма человека.
Младший школьный возраст — это этап бурного и активного роста, дети быстро вытягиваются в рост, можно заметить в этот период некую дисгармонию в развитии ученика касаемо физиологических пропорций.
Еще один фактор данной группы состояние здоровья учащегося, то есть его общая физическая подготовка к обучению. Это важный фактор, который прямо воздействует на процесс школьной адаптации. От физической подготовки зависит также и длительность данного процесса. Здоровые дети очень быстро адаптируются к новым условиям, дети, которые имеют хронические заболевания и часто болеют попадают в группу риска в этом отношении. Как правило с поступлением в первый класс здоровье этих детей еще более ослабевает.
Все это может спровоцировать нервные и психические отклонения в развитии школьника. Важный результат дошкольного периода — это психическая готовность школьника к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению с психологической точки зрения включает в себя группу взаимосвязанных элементов:
– мотивы ученика и его внутренняя позиция;
– способность подчинять свои действия плану, проявление воли;
– знаковые функции сознания, познавательная сфера учащегося.
Возрастным и индивидуальным возможностям ученика должны соответствовать:
– расписание уроков;
– содержание программы обучения в начальной школе;
– условия организации занятий;
– приемы, способы обучения детей и др.
Дети, которые посещают детский сад быстро адаптируются к школе. В своих трудах А. А. Грибова рассматривает, что течение процесса адаптации во многом определяется особенностями воспитания ребенка в дошкольный период детства.
Дети, которые посещали дошкольное учреждение быстрее входят в новый коллектив по сравнению с теми учениками, которые сидели дома. Плохо адаптированные дети, среди посещавших детский сад встречаются в два раза реже, чем среди тех детей, которые пришли из домашних условий. Несомненно, большую роль на процессы адаптации ученика оказывает также и стиль общения педагога с детьми, выбранная им методика обучения детей.
Важно также создать в классе положительный микроклимат. Психологи классный руководитель добиваются возникновения дружбы между ребятами, их объединений в группы по общим увлечениям. В ребенка вселяют понимание, что школа и класс — это коллектив товарищей, которые немного старше или младше по возрасту.
Отношение педагога к учащемуся — показатель отношений к нему и его одноклассникам. Если педагог относится к ребенку негативно он от этого страдает. Многие дети в отношениях друг с другом копируют педагога, поэтому следует избегать неправильных отношений в классе с учениками.
В первом классе дети могут не знать многое о своих одноклассниках, педагог должен работать над этим. Можно предлагать учащимся совместные коллективные игры.
В ускорении процесса адаптации к жизни школы помогает не личная форма работы педагога с учеником, а работа детей в отдельных общих группах. В первом классе педагог должен быть очень внимателен к процессу построения взаимоотношений с детьми.
Важными моментами успешности деятельности на начальном этапе обучения выступают:
– соблюдение режима дня;
– оказание помощи в принятии школьных правил и включение в роль ученика.
Для грамотной адаптации следует создавать благополучную атмосферу в классе, добиваться установления дружбы между учениками. Во всех этих процессах значимое место отводиться педагогу.
Он должен мотивировать детей к познавательной активности, создавать для каждого ученика ситуацию успеха на занятии, привлекать детей к общению друг с другом, вовлекать во внеурочную работу, давать детям возможность самоутвердиться, найти им свое место в коллективе, оценочный режим в случаях неуспеха должен быть максимально щадящим.
Психолого-педагогическое сопровождение в указанном направлении включает в себя несколько правил. Необходимо показывать ребенку что его любят таким какой он есть, нельзя говорить ребенку что он хуже других детей, важно отвечать на все вопросы ученика, успеха в данном случае невозможно добиться силой.
Педагог должен уметь ставить себя на место ребенка, чтобы понять его чувства. Не стоит ребенка принуждать, любой ученик имеет право на ошибку. Каждый человек должен иметь счастливые воспоминания из детства. К себе ребенок относится так, как к нему относятся взрослые. Принимая во внимание вышеизложенное, можно добиться благополучной адаптации учащихся к школьной жизни.
Таким образом, работы исследователей показывают, что верная самооценка ребенка относительно своего места в школе, появление новой формы ответственности, грамотные приемы семейного воспитания, отсутствие конфликтов, высокий статус в коллективе сверстников содействует оперативному привыканию детей к учебному процессу. Процесс школьной адаптации затрудняет общая неготовность ребенка к обучению, неумение устанавливать сотрудничество с взрослыми, низкий уровень образования родителей ученика, тяжелая обстановка в семье.
Результативность педагога в процессе адаптации учащегося к школе определяется принятием во внимание указанных факторов и правильного выстраивания отношений с учащимся.
Литература:
- Ляхова, С. Е. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников / С. Е. Ляхова // Театр в школе. — 2022. — № 1. — С. 14–17.
- Маршал, В. А. Работа с учениками начальной школы / В. А. Мршал. — Уфа: Рига, 2021. — 149 с.
- Миннуллина, Р. Ф., Газизова Ф. С. Содействие успешной адаптации ребенка / Р. Ф. Миннуллина // Образование. — 2020. — № 10. — С. 57–59.
- Назии, И. Н. Кукольный театр в эстетическом воспитании младших школьников / И. Н. Назии. — Курск: Прок, 2021. — 214 с.
- Оселок, В. А. Театрализованные развлекательные представления / В. А. Оселок. -Майкоп: Фарт, 2020. — 186 с.