В статье рассматриваются вопросы, связанные с административной ответственностью за нарушения правил оборота оружия в России. Рассмотрена общая характеристика правонарушений. Проанализированы полномочия органов государственной власти в регулировании вопросов оборота оружия и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, оборот оружия, органы государственной власти.
Правоотношения в сфере оборота гражданского оружия выступают предметом регулирования многих отраслей права, в т. ч. административного и уголовного. Следует различать законный (легальный) и незаконный (запрещенный) оборот оружия. Под законным оборотом оружия понимается приобретение, хранение, ношение, изготовление, передача, сбыт, перевозка, ремонт, уничтожение, применение оружия, производимого на законных основаниях под контролем лицензионно-разрешительной системы или ведомственным контролем военизированных организаций [7]. Незаконным является совершение всех вышеперечисленных действий с нарушением установленных законодательством правил обращения с оружием.
«Неправомерный оборот оружия является одним из существенных факторов, способствующих ухудшению криминогенной обстановки, росту организованной преступности, терроризма в стране, и представляет реальную угрозу государственной, общественной и личной безопасности» [5]. За нарушения правил оборота гражданского и служебного оружия предусмотрена административная и уголовная ответственность. Основной массив законодательства о незаконном обороте гражданского оружия содержат нормы административного права, в частности, ст.ст. 20.8–20.15 гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), включающие правонарушения, объектом которых являются общественный порядок и общественная безопасность.
Объективную сторону правонарушений характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил. Анализ элементов норм права в вышеуказанных статьях показывает преобладание в них бланкетного способа изложения правонарушения, то есть правонарушение обозначается в самой общей форме, а для полного уяснения его смысла требуется обращение к другим нормативным правовым актам, основными из которых являются: Федеральный закон «Об оружии» [2], Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации [3].
Субъектом правонарушений являются граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего либо 18-летнего возраста. Субъектами могут быть также юридические и должностные лица. Совершение правонарушений гражданином и должностным лицом характеризуется, как правило, умышленной формой вины, но может быть и неосторожной (ст.ст. 20.11, 20.14, 20.15 КоАП) [6]. Вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП, в которой указано, что «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению» [1].
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации [4] (далее -Пленум ВС РФ), «в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т. п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности». Кроме того «виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра, оборот которого Федеральным законом «Об оружии» ограничен или запрещен».
Административная ответственность реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций норм Особенной части КоАП РФ, а также предписаний законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. «Однако, как отмечает М. В. Бакунин, сравнительно-правовой анализ положений Конституции РФ и норм федерального закона об оружии позволяет сделать вывод о превышении федеральным законодательством пределов полномочий органов государственной власти РФ в регулировании вопросов оборота оружия. При этом по смыслу положений ст.ст. 72 и 73 Конституции РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Таким образом, оборот оружия, за исключением порядка покупки и продажи, должен регулироваться субъектами Российской Федерации. А с учетом положений ст. 72 Конституции РФ, относящей административное и административно-процессуальное законодательство к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, последние вправе самостоятельно устанавливать административную ответственность за нарушение правил оборота оружия» [5].
Составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере правил оборота оружия имеют право должностные лица двух федеральных органов исполнительной власти: Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ и органы внутренних дел. Рассматривать их по существу должны либо должностные лица Росгвардии (согласно ст. 23.85 КоАП), либо судьи (в случаях, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ). «При этом дву-субъектность административной юрисдикции по ч. ч. 3, 4, 4.1, 5 и 6 ст. 20.8, чч. 1 и 3 ст. 20.12, ст. 20.14 можно рассматривать как типичный коррупционный фактор, связанный с реализацией полномочий органа власти и выражающийся в широте дискреционных полномочий, о чем свидетельствует отсутствие нормативного закрепления в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ условий и оснований принятия решения должностным лицом о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение судье» [5]. Для устранения фактора коррупционности при осуществлении вышеуказанных полномочий необходимо законодательное уточнение пределов действий судей и должностных лиц Росгвардии при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по статьям 20.8–20.15 (прежде всего, имеются в виду статьи 20.8, 20.11, 20.13) КоАП РФ может быть наложено наказание в виде лишения гражданина соответствующего специального права (разрешения на хранение или на хранение и ношение оружия), аннулирования лицензии. Сотрудниками органов внутренних дел на территории Российской Федерации в 2022 году было выявлено 35779 административных правонарушений в сфере оборота оружия, из них по ст. 20.8 КоАП РФ (нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием) — 32 688 правонарушений.
Аналогичные правонарушения имели место и в 2023 году. Так, в марте 2023 года гр. Ч. с целью «повышения своего социального статуса», незаконно приобрел у гр. С. гладкоствольное охотничье ружье модели «ИЖ-17», которое в апреле у него было изъято, и он был привлечен к административной ответственности. По ст. 20.12 КоАП РФ (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему) в 2022 году было выявлено 1 239 правонарушений, а по ст. 20.13 КоАП РФ(стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах) — 1 8522 правонарушений. Примером последнего может служить следующее правонарушение: гр. Б., находясь на территории СНТ «Волна», решил продемонстрировать окружающим вновь приобретенное гладкоствольное охотничье ружье, и с этой целью в не отведенном для этого месте, произвел из данного оружия несколько выстрелов, за что был привлечен к административной ответственности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что владельцы оружия безответственно относятся к требованиям закона по хранению и применению огнестрельного оружия, что требует совершенствования административно законодательства, в том числе и ужесточения мер наказания.
На владельцев оружия, а тем более членов их семей или на иных лиц, проживающих в жилом помещении, закон не возлагает обязанности допускать сотрудников полиции к местам хранения гражданского оружия. В связи с этим распространенной является ситуация, когда сотрудники полиции или Росгвардии не могут изъять оружие, принадлежащее осужденному к лишению свободы или умершему владельцу, в связи с тем, что не могут физически проникнуть в жилое помещение.
Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ, ограничено оно может быть только в порядке, установленном федеральным законом. Статья 15 Закона о полиции содержит четыре основания для беспрепятственного вхождения в жилое помещения, однако среди них отсутствует основание «для пресечения административного правонарушения», т. к. хранение гражданского оружия без действующего разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Для разрешения указанных проблем необходимо, внести изменение в п. 59 Правил оборота оружия, предусматривающее обязанность владеющих оружием граждан России допускать должностных лиц Росгвардии или ОВД в помещение, являющееся местом жительства или пребывания, для проверки обеспечения условий сохранности оружия, безопасности его хранения и исключения доступа посторонних лиц, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
Нововведение позволит устранить случаи, когда несвоевременное изъятие такого оружия может привести к его утрате или хищению, после чего оно может быть использовано в противоправных целях.
Литература:
- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ [ред. от 19.12.2022] // Российская газета — 2001–31 декабря — № 256
- Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ [ред. от 14.07.2022]// Российская газета — 1996–18 декабря — № 241
- Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21.07.1998. № 814 [ред. от 26.04.2022] // Российская газета — 1998–20 авг.
- О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2002 № 5 [ред. от 11.06.2019] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации — 2002 — май -, № 5
- Бакунин М. В. Отдельные вопросы административной ответственности за нарушения правил оборота оружия в Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России — 2018 — № 3 (81) — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-voprosy-administrativnoy-otvetstvennosti-za-narusheniya-pravil-oborota-oruzhiya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 10.04.2022).
- Комментарии к гл. 20 КоАП — URL: https://www.kodap.ru/kommentarii/razdel-2/glava-20-koap-rf (дата обращения: 10.04.2022)
- Шалагин А. Е. Гребенкин М. Ю. Незаконный оборот оружия и его предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России — 2017 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nezakonnyy-oborot-oruzhiya-i-ego-preduprezhdenie (дата обращения 10.04.2022)