Самостоятельность как качество личности ученика и ее развитие в процессе обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 09.06.2023

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Макеева, А. А. Самостоятельность как качество личности ученика и ее развитие в процессе обучения в начальной школе / А. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103893/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается самостоятельность как качество личности ученика, а также способы развития самостоятельности в процессе обучения в начальной школе.

Ключевые слова: самостоятельность, младший школьник, развитие самостоятельности, групповая деятельность.

Современное образование, направленное на всестороннее развитие личности, сопровождается различными трудностями. Часть из них обусловлена отсутствием или снижением самостоятельности младшего школьника.

В соответствии с ФГОС НОО [1] обучение направлено на личностное развитие обучающегося, которое возможно только в разнообразии организационных форм познавательной деятельности и стимулировании самостоятельности ученика.

Проблема снижения самостоятельности — одна из значимых проблем психологии и педагогики на сегодняшний день, ведь с ней связна вся деятельность человека и, следовательно, человечества в целом.

Для определения понятия самостоятельности в философском понимании выделяют несколько позиций:

  1. Самостоятельность рассматривается как индивидуальное личностное качество;
  2. Самостоятельные действия всегда осознаются и осуществляются на основе свободного выбора;
  3. Самостоятельность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека благодаря накоплению опыта самостоятельных действий;
  4. Проявление самостоятельности может быть ограничено внешними факторами, такими как система законов, норм и предписаний, а также внутренними факторами, включая ценности, мотивы и потребности.

Савенков А. И. рассматривает самостоятельность как личностное свойство, которое характеризует людей с признаками поисковой активности. В структуре самостоятельности им выделяются три составляющие: «…во-первых, это независимость суждений и действий, способность без посторонней помощи реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия, и, в-третьих, внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно». [2]. Автор также приводит аргумент, что люди, склонные к высокому уровню самостоятельности, чаще всех отличаются большей интеллектуальности и творческим подходом к решению задач.

Автор понимает ее как «одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы осознанной регуляции, и которое с одной стороны, можно рассматривать как тип субъектной регуляции, а с другой стороны, как тип активности личности».

Понятие учебная самостоятельность рассматривалась многими педагогами и психологами (Осницкий А. К., Цукерман Г. А., Венгер А. Л., Зайцев С. В. и т. д.)

Под понятием учебная самостоятельность Цукерман Г. А. и Вергер. А.Л. определяют способность обучающихся овладевать знаниями и умениями, недостающими для решения учебных задач.

Также учебная самостоятельность была рассмотрена Зайцевым С. В. Автор утверждает, что «умение ученика самостоятельно организовывать и осуществлять свою учебную деятельности» можно назвать учебной самостоятельностью.

Интересен подход Прыгина Г. С. к пониманию самостоятельности. Низкий уровень самостоятельности младших школьников — это достаточно острая проблема, стоящая перед педагогами и психологами современности.

Развитие самостоятельности младших школьников включает в себя постепенное формирование у них навыков, умений и характеристик, которые помогают им быть автономными и самостоятельными в различных ситуациях. Процесс развития самостоятельности психологами выделяется в несколько этапов:

  1. Этап формирования предпосылок самостоятельности — дети знакомятся с новым миром и начинают познавать его.
  2. Этап формирования элементарной самостоятельности — дети начинают выполнять простые задачи без посторонней помощи.
  3. Этап формирования элементов социальной самостоятельности — дети научаются сотрудничать с другими, а также общаться со взрослыми.
  4. Этап формирования прогрессивной самостоятельности — дети приобретают новые знания и умения и начинают использовать их в различных сферах жизни. [6]

Кроме этого, развитие самостоятельности младших школьников связано с их умением принимать решения, анализировать ситуацию, делать выводы и реагировать на изменения, происходящие вокруг них. Общение с другими людьми, особенно со сверстниками, также играет важную роль в становлении и развитии самостоятельности.

Чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, Цукерман Г. А. рассматривает разные степени помощи ученикам. Так, один ученик может нуждаться в общем наводящем вопросе для решения сложной задачи, другой в кратком изложении проблемы или наглядном представлении условия, а третий — в алгоритме решения. [4]

Зайцев С. В. выдвигает идею активного взаимодействия, которая заключается в том, что для развития учебной самостоятельности младших школьников необходима активная образовательная среда, которая стимулирует обучающихся с самостоятельному осуществлению основных учебных действий и задач.

На этапе развития младших школьников необходимо сохранять их способность работать в малых группах, так как это усиливает их самостоятельность и позволяет быть независимыми от взрослых. Однако, рекомендуется использовать проектные формы групповой работы, которые помогают детям перейти к работе со системами понятий и обучиться работе на учебником, содержащим информацию без задач. Также, важно стимулировать самостоятельное создание учебников и справочников. [4]

Таким образом, формирование самостоятельности младших школьников, является необходимым условием гармоничного развития обучающегося. В образовательном процессе необходимо организовывать такие условия, которые будут способствовать повышению уровня самостоятельности школьников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
  2. Зайцев С. В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 50–58.
  3. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследование поведения дошкольников: учебное пособие. — СПб.: Питер Принт, 2004. — 272
  4. Цукерман Г. А. Две фазы младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование 2000, № 2 (45–67)
  5. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. — М., 1992.-108 с
  6. Прыгин, Г. С. Психология самостоятельности: монография / Г. С. Прыгин. — Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. — 565 с.с.8
Основные термины (генерируются автоматически): развитие самостоятельности, учебная самостоятельность, младший школьник, посторонняя помощь, ребенок, самостоятельность, учебная деятельность, школьник, этап формирования.


Ключевые слова

самостоятельность, младший школьник, развитие самостоятельности, групповая деятельность

Похожие статьи

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности

В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.

Развитие творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения

В данной работе авторы рассматривают вопрос о развитии творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.

Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности

В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Самооценка младших школьников

В статье рассматривается самооценка младших школьников как динамичное структурное образование, особенности самооценки младших школьников и факторы её формирования.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Похожие статьи

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности

В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.

Развитие творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения

В данной работе авторы рассматривают вопрос о развитии творческого мышления у учащихся основной школы в условиях дифференцированного обучения.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.

Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности

В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Самооценка младших школьников

В статье рассматривается самооценка младших школьников как динамичное структурное образование, особенности самооценки младших школьников и факторы её формирования.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Задать вопрос