В данной статье рассматривается самостоятельность как качество личности ученика, а также способы развития самостоятельности в процессе обучения в начальной школе.
Ключевые слова: самостоятельность, младший школьник, развитие самостоятельности, групповая деятельность.
Современное образование, направленное на всестороннее развитие личности, сопровождается различными трудностями. Часть из них обусловлена отсутствием или снижением самостоятельности младшего школьника.
В соответствии с ФГОС НОО [1] обучение направлено на личностное развитие обучающегося, которое возможно только в разнообразии организационных форм познавательной деятельности и стимулировании самостоятельности ученика.
Проблема снижения самостоятельности — одна из значимых проблем психологии и педагогики на сегодняшний день, ведь с ней связна вся деятельность человека и, следовательно, человечества в целом.
Для определения понятия самостоятельности в философском понимании выделяют несколько позиций:
- Самостоятельность рассматривается как индивидуальное личностное качество;
- Самостоятельные действия всегда осознаются и осуществляются на основе свободного выбора;
- Самостоятельность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека благодаря накоплению опыта самостоятельных действий;
- Проявление самостоятельности может быть ограничено внешними факторами, такими как система законов, норм и предписаний, а также внутренними факторами, включая ценности, мотивы и потребности.
Савенков А. И. рассматривает самостоятельность как личностное свойство, которое характеризует людей с признаками поисковой активности. В структуре самостоятельности им выделяются три составляющие: «…во-первых, это независимость суждений и действий, способность без посторонней помощи реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия, и, в-третьих, внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно». [2]. Автор также приводит аргумент, что люди, склонные к высокому уровню самостоятельности, чаще всех отличаются большей интеллектуальности и творческим подходом к решению задач.
Автор понимает ее как «одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы осознанной регуляции, и которое с одной стороны, можно рассматривать как тип субъектной регуляции, а с другой стороны, как тип активности личности».
Понятие учебная самостоятельность рассматривалась многими педагогами и психологами (Осницкий А. К., Цукерман Г. А., Венгер А. Л., Зайцев С. В. и т. д.)
Под понятием учебная самостоятельность Цукерман Г. А. и Вергер. А.Л. определяют способность обучающихся овладевать знаниями и умениями, недостающими для решения учебных задач.
Также учебная самостоятельность была рассмотрена Зайцевым С. В. Автор утверждает, что «умение ученика самостоятельно организовывать и осуществлять свою учебную деятельности» можно назвать учебной самостоятельностью.
Интересен подход Прыгина Г. С. к пониманию самостоятельности. Низкий уровень самостоятельности младших школьников — это достаточно острая проблема, стоящая перед педагогами и психологами современности.
Развитие самостоятельности младших школьников включает в себя постепенное формирование у них навыков, умений и характеристик, которые помогают им быть автономными и самостоятельными в различных ситуациях. Процесс развития самостоятельности психологами выделяется в несколько этапов:
- Этап формирования предпосылок самостоятельности — дети знакомятся с новым миром и начинают познавать его.
- Этап формирования элементарной самостоятельности — дети начинают выполнять простые задачи без посторонней помощи.
- Этап формирования элементов социальной самостоятельности — дети научаются сотрудничать с другими, а также общаться со взрослыми.
- Этап формирования прогрессивной самостоятельности — дети приобретают новые знания и умения и начинают использовать их в различных сферах жизни. [6]
Кроме этого, развитие самостоятельности младших школьников связано с их умением принимать решения, анализировать ситуацию, делать выводы и реагировать на изменения, происходящие вокруг них. Общение с другими людьми, особенно со сверстниками, также играет важную роль в становлении и развитии самостоятельности.
Чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, Цукерман Г. А. рассматривает разные степени помощи ученикам. Так, один ученик может нуждаться в общем наводящем вопросе для решения сложной задачи, другой в кратком изложении проблемы или наглядном представлении условия, а третий — в алгоритме решения. [4]
Зайцев С. В. выдвигает идею активного взаимодействия, которая заключается в том, что для развития учебной самостоятельности младших школьников необходима активная образовательная среда, которая стимулирует обучающихся с самостоятельному осуществлению основных учебных действий и задач.
На этапе развития младших школьников необходимо сохранять их способность работать в малых группах, так как это усиливает их самостоятельность и позволяет быть независимыми от взрослых. Однако, рекомендуется использовать проектные формы групповой работы, которые помогают детям перейти к работе со системами понятий и обучиться работе на учебником, содержащим информацию без задач. Также, важно стимулировать самостоятельное создание учебников и справочников. [4]
Таким образом, формирование самостоятельности младших школьников, является необходимым условием гармоничного развития обучающегося. В образовательном процессе необходимо организовывать такие условия, которые будут способствовать повышению уровня самостоятельности школьников.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
- Зайцев С. В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 50–58.
- Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследование поведения дошкольников: учебное пособие. — СПб.: Питер Принт, 2004. — 272
- Цукерман Г. А. Две фазы младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование 2000, № 2 (45–67)
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. — М., 1992.-108 с
- Прыгин, Г. С. Психология самостоятельности: монография / Г. С. Прыгин. — Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. — 565 с.с.8