Вданной статье автором рассматривается сущность договора каршеринга, а также актуальные проблемы, возникающие при его исполнении. В статье отдельно отмечены положительные и отрицательные аспекта договора каршеринга. Отмечаются положительные и отрицательные практические моменты.
Ключевые слова: договор каршеринга, каршеринг, аренда, аренда транспортных средств, прокат.
В условиях достаточно быстрого технического и социального прогресса современного общества, а также в связи с неоднозначной ценовой политикой, существующей на рынке, на сегодняшний день, большое распространение и высокую актуальность в Российской Федерации, получил договор каршеринга. Договор каршеринга — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией. Простыми словами, каршеринг — это особый сервис, сущность которого заключается в предоставлении автомобиля в аренду с поминутной оплатой. В официальном документе, в котором определены права и обязанности сторон при использовании автомобилей, предоставляемых в аренду на условиях каршеринга, обычно также указываются:
— условия использования автомобилей (правила передвижения, места парковки и т. д.);
— сроки аренды и стоимость услуг;
— ответственность сторон за повреждения автомобилей;
— порядок оплаты и возврата автомобиля;
— правила использования транспортных средств водителями (в том числе требования к возрасту, стажу вождения и т. д.);
— права арендодателя на проверку состояния автомобиля и его содержания в чистоте и порядке.
Отмечая особую актуальность исследуемого договора, необходимо отметить тот факт, что она обусловлена как субъективными, так и объективными факторами — отчетливо прослеживается заинтересованность государства, что объясняется тенденцией к развитию инфраструктуры, возможностью пополнения казны, путем реализации налогообложения деятельности каршеринговых компаний (объективный фактор). Безусловно, заинтересованы и сами компании — в условиях дорожающего движимого имущества, несомненно, выгоднее арендовать машину на краткосрочный период, чем понести существенные затраты в связи с покупкой нового имущества, что открывает значимую перспективу для бизнеса (субъективный фактор). Однако, несмотря на высокую актуальность договора, на сегодняшний день, при исполнении и изучении договора возникает достаточно много теоретических и практических проблем, рассмотрим некоторые из них более подробно:
- Первоначально, необходимо отметить теоретическую проблему, которая связана с неоднозначностью правового регулирования. Обращаясь к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ), мы не найдем конкретных положений о договоре каршеринга [1]. На данную проблему, в частности, указывает С. Р. Дерюгин, который отмечает характер «непоименованного договора», по сути, условия которого, стороны полностью придумывают сами, а обязательных правил в законе нет [2, с. 22].
Иная теоретическая проблема следует из неоднозначной правовой природы договора. По мнению большинства авторов, например, С. А. Филиппова и П. О. Переярина, каршеринг ближе всего к прокату и аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению. В рамках технической формы, договор соответствует как договору проката, так и договору аренды транспортных средств, так как его заключение реализуется в специальных приложениях. Все это указывает на рамочный характер договора — определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. Все это указывает на некую пространственность и неурегулированность действия договора, по своей сути, стороны могут вписать в договор абсолютно любые положения.
- Говоря о практических проблемах, необходимо отметить, что почти во всех каршеринговых компаниях широкое распространение получили разнообразные штрафы, например, за курение в салоне, за пустой бак при возврате автомобиля и т. п. При этом, те штрафы, что были получены за нарушение правил дорожного движения, приходят в саму компанию, а она, в свою очередь, пересылает это требование водителю, и сумма списывается автоматически, без шанса уплатить 50 %, как, например, можно сделать с использованием портала Госуслуги. Кроме того, в случае недостаточности средств на счете, начислению подлежат проценты и пени, причем достаточно высокие, что указывает на весьма нестабильное положение «арендатора» автомобиля как слабой стороны.
- Важно, что с водителя могут потребовать возместить небольшие поломки или повреждения автомобиля, к которым он не причастен. Можно попросту не заметить сломанные дворники или отсутствие запасного колеса. «Прежде чем начать поездку на автомобиле, следует тщательно его осмотреть. Включить все световые приборы, проверить наличие повреждений. Если они есть, нужно связаться с оператором. И лучше подтвердить сообщение фотофиксацией». Однако подобная осмотрительность соблюдается арендатором не всегда. В дальнейшем, оправдать себя и доказать непричастность становится почти невозможно.
- Одним из дискуссионных вопросов, также является вопрос о публичности договора. Примером тому можно отметить иск гражданина Сетдинова, который обратился 1 августа 2018 года в Лефортовский районный суд и утверждал, что возрастные ограничения и ограничения по стажу вождения являются дискриминационными. Помимо этого, он просил признать договоры каршеринга договорами проката, а, следовательно, публичными. Ответчиками по данному делу явились сразу несколько московских компаний (7 из 15). Ответчики ссылались на наличие таких ограничений в связи с тем, что каршеринг — это договор аренды транспортных средств без экипажа, соответственно, не являющийся публичным. Суд в итоге не принял доводы истца о наличии противоречий между положениями договора каршеринга и статьями 624 и 644 ГК РФ, а заключил, что это смешанный договор [3, с. 285].
Таким образом, договор каршеринга — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией, получивший высокую актуальность в использовании на территории Российской Федерации. Однако, несмотря на актуальность договора, при его исполнении возникает довольно большое количество проблем, как практических, так и теоретических, к числу которых можно отнести: неоднозначное правовое регулирование, высокие штрафные взыскания, сложность доказывания невиновности арендатора и другие. Всё это указывает на слабое положение арендатора и необходимости дополнения действующего законодательства.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. 2019. № 4. С. 20–23.
- Киселева А. И. Проблемы правового регулирования договора каршеринга // Традиции и новации в системе современного российского права: Сборник тезисов XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых. Издательство РГ-Пресс, 2019. С. 285–286.