Возбуждение уголовных дел, связанных с совершением преступлений в сфере коммерческой деятельности, предполагает наличие поводов и оснований, закрепленных в законодательстве, по которым можно сделать вывод о наличии признаков преступления в деянии лица. При возбуждении уголовного дела необходимо соотнести признаки с элементами состава преступления, закрепленного в уголовном законодательстве.
В качестве поводов для возбуждения уголовного производства выступают:
– заявления и сообщения физических лиц — граждан, зарегистрированных и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих управленческие и административно-хозяйственные функции в организации и проч.;
– материалы выездных проверок ИФНС;
– материалы органов, управомоченных на ведение оперативно-розыскной деятельности (МВД, ФСБ, таможенных и других органов исполнительной власти). Иинформация, полученная в ходе проведения оперативно розыскных мероприятий, занимает особое место, без нее, по мнению некоторых авторов [1], многие преступления в сфере коммерческой деятельности оставались бы не раскрытыми;
– материалы уголовных дел о других преступлениях (от следователя, органа дознания или суда);
– информация, полученная из СМИ;
– материалы аудиторских проверок, ревизий;
– заявления сотрудников банков, материалы рассмотрения дел в арбитражных судах, другие источники.
Так, согласно Приговора Новоалтайского городского суда Алтайского края № 1–314/2019 от 17 июля 2019 г., в один из дней …, но не позднее … в … Любинский Р. Э. по предложению неустановленного лица, за денежное вознаграждение в размере 10000 рублей, вступил с ним в преступный сговор, направленный на незаконное образование (создание) юридического лица через подставных лиц и предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, влекущих внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.
Согласно достигнутой договоренности, не имея цели осуществления предпринимательской деятельности и управления юридическим лицом, Любинский Р. Э. в тот же день передал копию своего паспорта неустановленному лицу.
Получив … от неустановленного лица подготовленный им пакет документов на создание и регистрацию ООО «КЕРН», а именно: заявление о создании юридического лица установленной формы, решение о создании юридического лица и его устав, квитанцию об оплате государственной пошлины, Любинский Р. Э. подписал их и в период с 08 до 17 часов того же дня, проследовав с неустановленным лицом в Межрайонную инспекцию ФНС России … по Алтайском краю, расположенную по адресу: …, предоставил сотруднику инспекции свой паспорт гражданина РФ и вышеназванный пакет документов, на основании которых … сотрудником инспекции было принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании ООО «КЕРН» (ИНН …), а в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись … — о создании ООО «КЕРН» (ИНН …), единственным учредителем (участником), то есть единоличным органом управления и директором (единоличным исполнительным органом юридического лица) которого стал Любинский Р. Э.
Из оглашенных показаний свидетеля А., данных им в ходе следствия, следует, что, работая в должности главного государственного инспектора отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС НОМЕР по Алтайскому краю, он провел проверку ООО «Керн», в ходе которой было установлено, что данная фирма была создана фиктивно, учредитель и руководитель финансово-хозяйственную деятельность не осуществлял. Учредителем и руководителем с момента регистрации ООО «Керн» являлся Любинский Р. Э., позднее произошла его смена на Б.
В ходе беседы с Любинским Р. Э. последний пояснил, что зарегистрировал данную организацию на себя за денежное вознаграждение по просьбе знакомого, все учредительные и банковские документы были переданы им третьему лицу, расчетными счетами не распоряжался, договоры не заключал, декларации в налоговую инспекцию не сдавал. … организация ООО «Керн» была исключена из ЕГРЮЛ, как недействующая (том 1 л.д. 148–152).
Данные показания подтверждаются выпиской из акта налоговой проверки ООО «КЕРН» от …, согласно которой установлено, что ООО «Керн» было создано без намерения осуществления реальной хозяйственной деятельности, основной целью создания ООО «Керн» было использование организации для транзитного движения денежных средств, создания фиктивного документооборота, обналичивания денежных средств в интересах третьих лиц, с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде завышения налоговых вычетов по НДС (том 1 л.д 43–50).
Приговором Новоалтайского городского суда Алтайского края № 1–314/2019 от 17 июля 2019 г. Любинский Р. Э. признан виновным в совершении преступления, предусмотренном п. «б» ч.2 ст.173.1 УК РФ [2].
Успех рассмотрения дела в суде во многом зависит от решения тактических задач, возникающих на этапе доследственной проверки сообщений о совершении преступления и принятие по ее результатам решения о возбуждении уголовного дела. Механизм реализации этих действий подразумевает организацию и проведение проверочных мероприятий, которые сопровождаются привлечением специалистов и сотрудников оперативно-розыскного подразделения [3].
Тактика проведения доследственной проверки предполагает соблюдение следующих условий:
– предмет доследственной проверки должен оставаться в установленном объеме, его безосновательное расширение недопустимо;
– необходимо строго следовать рекомендациям, связанным с работой с предметами, документами, электронными носителями информации, используемых в коммерческой деятельности — по общему правилу следует делать их копии, не изымая оригиналы, изъятие допускается лишь при крайней необходимости;
– необходимо для выявления, анализа, изъятия и применения сведений, полученных в результате исследований и судебных экспертиз, использовать помощь лиц, обладающими специальными знаниями по бухгалтерскому учету, финансам, экономике, информационным технологиям, в том числе специалистов в области государственного контроля и надзора;
– соблюдение равновесия в использовании отрицательных мер воздействия в отношении субъектов коммерческой деятельности, сохранение сведений, имеющих доказательственное значение при аресте имущества, расчетного счета, изъятии продукции, приостановки деятельности юридического лица;
– делать полную проверку обстоятельств, связанных с гражданско-правовым конфликтом, возникшим между участниками коммерческих отношений, включая наличие решений судов преюдициального характера;
– с целью выявления и сохранения сведений, имеющих доказательственное значение, создание преимуществ, путем заключения в будущем досудебного соглашения с некоторыми подозреваемыми, недопущение противодействия обнаружению преступления, включая негативное давление на участников доследственной проверки, использование совокупности оперативно-розыскных и прочих проверочных действий.
Выделяются следующие этапы проведения доследственной проверки по уголовным делам, связанным с расследованием преступлений в сфере коммерческой деятельности. На начальном этапе происходит предварительный сбор сведений для исследования особенностей коммерческой деятельности, определения нахождения свидетелей, документов, баз данных.
Зачастую данный этап сопровождается направлением необходимых запросов в ФНС, банковские организации, проведением негласных оперативно-розыскных мероприятий.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [4], из них негласными являются наведение справок, проверочная закупка, наблюдение, контроль почтовых отправлений и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.
Следует выделить проблемный вопрос, возникающий при возбуждении уголовного дела по преступлениям в сфере коммерческой деятельности, как взаимодействие субъекта расследования и сотрудников оперативных подразделений.
Прежде всего, организация качественного взаимодействия должна основываться на соответствии собранных в ходе ОРД материалов доследственной проверки. Содержание следственной ситуации, лежащей в основе последующего уголовного расследования, по большей части будет зависеть от особенностей данного материала, его количества и достоверности.
Следует также выделить ключевые принципы, лежащие в основе взаимодействия оперативных подразделений и следователей:
– следователь руководит и несет ответственность за осуществление расследования преступлений, отвечающего критериям качества и своевременности, является процессуально самостоятельной фигурой при вынесении решений, кроме ситуаций, когда требуется обязательное согласование с судом или прокурором;
– оперативные подразделения независимы в принятии решений относительно использования методов и средств осуществления ОРД;
– следователь и оперативное подразделение должны согласовывать планы следственных действий и ОРМ;
– в ходе производства по уголовному делу, составления отчетов оперативных подразделений перед следователями о состоянии выполнения поручений, планирования совместных мероприятий, должен осуществляться взаимный обмен сведениями;
– конфиденциальность, недопустимость разглашения материалов ОРД и досудебного следствия.
На втором этапе доследственной проверки, как правило, формируется основной массив доказательств по делам о преступлениях в сфере коммерческой деятельности, путем направления запросов о предоставлении информации или документации, а также с использованием гласных оперативно-розыскных мероприятий, таких как обследование помещений и опросы сотрудников, которые могут проводиться только с согласия проверяемого. На этой же стадии и раскрывается большая часть преступлений данной категории.
Третий этап представляет собой возбуждение уголовного производства по преступлению в сфере коммерческой деятельности. На этом этапе в результате взаимодействия следователя и сотрудников оперативных подразделений, последние собирают и передают следователю полученные материалы доследственной проверки.
В результате анализа практики правоприменения, можно выделить стандартный перечень документов, входящих в материалы доследственной проверки, на основе которых происходит возбуждение уголовного дела. На данном этапе оцениваются следующее обстоятельства:
– наличие признаков квалифицированного состава преступного деяния в сфере коммерческой деятельности;
– наличие криминалистических признаков в отношении криминальной деятельности организованной преступной группы;
– достаточность сведений, по которым можно сделать вывод о признаках преступных технологий, месте, времени, последствиях совершения преступления.
В том случае, когда выявлено несколько преступных эпизодов, совершенных одним лицом, следует выявить взаимосвязь между ними, принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении иных лиц.
Сотрудники оперативного подразделения, отправляя следователю материалы по предыдущим проверкам с целью принятия решения о возбуждении уголовного производства, должны предоставить справки о мерах, связанных с обеспечением возмещения вреда, включая результаты розыска материальных ценностей, которые могут подлежать аресту [5].
Следователь, проведя анализ полученных материалов, должен дать ответ на вопросы:
– имеются в наличии все документы, по которым можно судить о противоправном характере деяния в области коммерческой деятельности;
– представленные документы являются оригиналами или копиями;
– что еще подтверждает совершение преступления.
Следователь должен иметь справку общего характера, в которой содержатся указания на конкретные факты, лиц, которые могут предоставить сведения по делу с их контактными данными.
Таким образом, качественное своевременное уголовное расследование, выявление, изъятия, фиксация, сохранение следов преступления, назначение необходимых судебных экспертиз, во многом определяется правильной, тактически обоснованной организацией и проведением доследственной проверки заявлений и сообщений о совершении преступления в сфере коммерческой деятельности.
Отвечая на вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела, следователю необходимо определить, имеются ли признаки совершения преступления в сфере коммерческой деятельности, как взаимосвязаны между собой выявленные факты [6].
Стадия возбуждения уголовного производства не требует детализации события преступления. Нужно сделать общей вывод, содержатся ли в совершенном деянии признаки объективной стороны преступления в сфере коммерческой деятельности. При наличии таковых, в особенности, при наличии криминалистических признаков в отношении криминальной деятельности организованной преступной группы, необходимо возбудить уголовное дело.
Литература:
- Лапин В.О. Предварительная проверка сообщений о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: криминалистический аспект // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 91.
- Приговор Новоалтайского городского суда Алтайского края № 1-314/2019 от 17 июля 2019 г. // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/PzOnafDr4THR/ (дата обращения: 20.04.2023).
- Егоров Н.Н. Криминалистика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Егоров, Е.П. Ищенко. - М.: Издательство Юрайт, 2020. – С. 311.
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2023. N 1 (часть I). Ст. 85.
- Можаева И.П. Концепция криминалистического учения об организации расследования преступлений: монография. - М.: Юрлитинформ, 2017. – С. 118.
- Решетникова Т.В. Тактика проведения следственных действий на первоначальном этапе при расследовании незаконного предпринимательства // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 1 (15). С. 21.