Цифровизация бизнес-процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 10.06.2023

Статья просмотрена: 735 раз

Библиографическое описание:

Мельничук, Ю. Н. Цифровизация бизнес-процессов / Ю. Н. Мельничук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103910/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации бизнес-процессов, обоснована актуальность внедрения цифровых решений, рассмотрены инструменты цифровизации, определены возможные сложности, которые возникают у компаний в процессе цифровизации бизнес-процессов и варианты их решения.

Ключевые слова: цифровизация, процессы, BMP-системы, проблема, инструменты, бизнес.

В настоящее время цифровые технологии внедряются во все сферы жизни, включая бизнес. Цифровизация бизнес-процессов стала ключевым фактором для развития и выживания предприятий в современной конкурентной среде. Это понятие охватывает широкий спектр изменений, связанных с внедрением цифровых инструментов и технологий в различные аспекты бизнеса.

Одной из главных причин, почему компании стремятся к цифровизации своих бизнес-процессов, является потребность в повышении эффективности. Например, внедрение цифровых систем управления складом позволяет оптимизировать процессы хранения, отслеживания и отгрузки товаров, что улучшает общую эффективность логистики и сокращает время доставки клиентам.

Цифровизация также способствует более эффективному управлению ресурсами и улучшению коммуникации внутри предприятия. Современные инструменты для управления проектами и совместной работы, такие как облачные платформы, системы электронного документооборота и CRM-системы решают различные задачи, начиная от формирования документации по шаблону и заканчивая распределением задач между сотрудниками в режиме онлайн. Это особенно актуально в условиях удаленной работы, которая стала обычной практикой после пандемии COVID-19.

Однако компании часто сталкиваются с трудностями в процессе цифровой трансформации. Около 70 % цифровых преобразований терпят неудачу, чаще всего из-за сопротивления сотрудников [1].

В таблице 1 представлены наиболее распространённые проблемы, с которыми сталкиваются компании при цифровизации бизнеса, и решения, предложенные для их устранения.

Таблица 1

Основные проблемы компаний при цифровизации и их решения

Проблема

Решение

Сопротивление и нежелание сотрудников принимать изменения

Проведение собраний для сотрудников для объяснения выгоды и целей цифровизации.

Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений и обсуждения новых изменений.

Постепенное внедрение новых технологий, предоставление сотрудникам поддержки и помощи в использовании.

Отсутствие четкой стратегии

Разработка долгосрочной стратегии цифровизации с учетом бизнес-целей и потребностей компании.

Создание подробного плана внедрения, включающего этапы, сроки, ресурсы и ответственных лиц.

Проведение анализа текущих процессов и выявление приоритетных областей для цифрового преобразования.

Недостаточные ресурсы

Постепенное внедрение, начиная с наиболее критичных и выгодных областей, и последующее масштабирование.

Беспокойство за безопасность и конфиденциальность данных

Разработка и внедрение политики безопасности информации с учетом цифровых решений.

Использование надежного программного обеспечения с высокими стандартами безопасности.

Регулярное обновление и мониторинг системы защиты данных.

Отсутствие необходимых компетенций и навыков у сотрудников

Проведение обучающих программ и тренингов для повышения цифровой грамотности сотрудников.

Привлечение внешних экспертов или консультантов для помощи во внедрении и обучении.

Существует множество видов программных систем и инструментов, позволяющих компаниям цифровизировать бизнес-процессы. Все они имеют различное назначение, и выбор зависит от того, какие цели преследует компания и какие процессы планирует цифровизировать. Некоторые из них представлены ниже:

  1. CRM-система (Customer Relationship Management System) — система управления взаимоотношениями с клиентами. Такая система может помочь компании упорядочить все данные о клиентах и сделках с ними, сохраняет всю историю взаимодействий с клиентами, записи звонков и различные документы. Одной из самых распространенных CRM-систем в России признана система «Битрикс24» [2].
  2. ERP-система (Enterprise Resource Planning) — это интегрированная система управления предприятием, которая помогает управлять всеми аспектами бизнеса, включая процессы в таких сферах, как финансы, учет, снабжение, производство и т. д. Лидерами среди ERP-систем на российском рынке являются «Галактика ERP» и «1С:ERP Управление предприятием» [3].
  3. DMS-система (Document Management System) — система управления документооборотом. Позволяет электронно управлять документами, обеспечивая централизованное хранение, доступ и контроль документов.
  4. BPM-система — это система управления бизнес-процессами. Она предоставляет комплексный набор инструментов для управления процессами в организации и обладает широким спектром возможностей:

– Моделирование процессов. Система позволяет создавать графические модели бизнес-процессов с использованием специальных инструментов и нотаций, таких как BPMN (Business Process Model and Notation). Модели отображают последовательность шагов, задач, ролей и связей между ними.

– Автоматизация и выполнение процессов. После моделирования процессы могут быть автоматизированы. Система предоставляет возможность создавать электронные формы, определять правила автоматической маршрутизации задач и устанавливать сроки выполнения. Участники процесса получают доступ к цифровым рабочим местам, где они могут выполнять свои задачи, взаимодействовать с другими участниками и отслеживать прогресс.

– Мониторинг и контроль. BPM-система позволяет отслеживать текущее состояние процессов и задач. Менеджеры и участники могут видеть список задач, сроки выполнения, ответственных лиц и другую информацию. Это обеспечивает более прозрачное и эффективное управление процессами, а также возможность своевременно реагировать на задержки или проблемы.

– Оптимизация и анализ. BPM-системы предоставляют инструменты для анализа процессов и выявления узких мест, задержек или неэффективных шагов. Пользователи могут собирать данные о производительности, времени выполнения, ошибках и других показателях. Это позволяет идентифицировать области для улучшения и принимать обоснованные решения на основе фактической информации.

– Постоянное совершенствование. BPM-системы поддерживают цикл постоянного совершенствования бизнес-процессов. Пользователи могут вносить изменения в модели процессов, оптимизировать их на основе полученных данных и анализа результатов [4].

Примерами BPM-систем, представленных на рынке, являются ELMA, Creatio, Monday, Process Bliss, Comindware [5].

В заключение, цифровизация бизнес-процессов является неотъемлемой частью современного бизнеса. Она позволяет компаниям повысить эффективность, улучшить коммуникацию, создать новые возможности для инноваций и роста. Однако успешное внедрение цифровых технологий требует тщательного планирования, анализа и подготовки. Компании, которые смогут адаптироваться и использовать потенциал цифровых инструментов, займут лучшее положение для успешной конкуренции и дальнейшего развития.

Литература:

  1. The ‘how’ of transformation. — Текст: электронный // McKinsey & Company: [сайт]. — URL: https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/the-how-of-transformation (дата обращения: 07.06.2023).
  2. Что такое CRM-система: виды, задачи, сервисы. — Текст: электронный // SendPulse: [сайт]. — URL: https://sendpulse.com/ru/support/glossary/crm (дата обращения: 07.06.2023).
  3. Системы ERP: что это такое простыми словами, как работает и как выбрать. — Текст: электронный // Kokoc: [сайт]. — URL: https://kokoc.com/blog/chto-takoe-erp-sistemy/ (дата обращения: 07.06.2023).
  4. BPM (Business Process Management). Процессный подход к управлению и BPM-системы. — Текст: электронный // Docsvision: [сайт]. — URL: https://docsvision.com/info-centr/articles/bpm-business-process-management.html (дата обращения: 07.06.2023).
  5. Лучшие BPM-системы для контроля бизнес-процессов. — Текст: электронный // Инсайдер: [сайт]. — URL: https://xn--80aidjgwzd.xn--p1ai/news/luchshie_bpm_sistemy_dlya_kontrolya_biznes_protsessov_v_2022_godu/ (дата обращения: 07.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, компания, процесс, BPMN, ELMA, ERP, решение, система, система управления, срок выполнения, эффективное управление.


Похожие статьи

Цифровизация бизнес-процессов в компании

В данной статье сформулированы основные проблемы при цифровизации бизнес-процессов и пути их решения. Также описаны инструменты, с помощью которых можно реализовать цифровизацию и для каких компаний предпочтительны.

Организация бизнес-процессов в банковском секторе

Статья посвящена организации бизнес-процессов в банковском секторе. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы бизнес-процессов в банковском секторе; проанализированы подходы бизнес-процессов в банковском секторе; исследована специфика и ...

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала

В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации

В статье рассматриваются особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации. Проведен обзор разных видов рисков. Приводится описание технологии Больших Данных как способа снизить риски компании и увеличить их шансы на развитие. ...

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Проблемы осуществления налогового контроля в условиях цифровизации

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Похожие статьи

Цифровизация бизнес-процессов в компании

В данной статье сформулированы основные проблемы при цифровизации бизнес-процессов и пути их решения. Также описаны инструменты, с помощью которых можно реализовать цифровизацию и для каких компаний предпочтительны.

Организация бизнес-процессов в банковском секторе

Статья посвящена организации бизнес-процессов в банковском секторе. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы бизнес-процессов в банковском секторе; проанализированы подходы бизнес-процессов в банковском секторе; исследована специфика и ...

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала

В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации

В статье рассматриваются особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации. Проведен обзор разных видов рисков. Приводится описание технологии Больших Данных как способа снизить риски компании и увеличить их шансы на развитие. ...

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Проблемы осуществления налогового контроля в условиях цифровизации

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Задать вопрос