В данной работе рассматриваются иррациональные установки, которым подвержены студенты-психологи, обучающиеся на первом курсе. Исследование показало, что многие студенты действительно имеют иррациональные убеждения, такие как катастрофизация, долженствование в отношении себя и других, установки самооценки и рациональности мышления, уровень фрустрационной толерантности. Автором утверждается, что эти установки могут препятствовать успешному и продуктивному обучению на данном направлении. Это исследование подчеркивает важность устранения этих установок на раннем этапе психологического образования.
Ключевые слова: иррациональные установки, установки, самооценка, рациональность, мышление, стресс.
Актуальность. На сегодняшний день работ на тему исследования иррациональных установок и их влияния на личность не так уж много, чтобы говорить об актуальности или неактуальности данной темы. Огромный вклад в изучение установок внёс Дмитрий Николаевич Узнадзе, в то время как иррациональные установки описал зарубежный психолог Альберт Эллис. Установки являются неотъемлемой частью людского поведения, одним из главных аспектов, которые определяют жизненный путь человека, поэтому говорить об их важности не приходится. Иррациональные установки, как подвид, также имеют фундаментальное значение в будничной жизнедеятельности человека.
Введение. Студенты-психологи — это люди, которые, учась на соответствующем направлении высшего образования, обучаются искусству психологической работы с людьми. Отчего-то многие ожидают, что студенты данного направления, несмотря на своё гордое звание первокурсника, хорошо понимают свои собственные эмоции и проявления поведения. Это не совсем так: некоторые, если не многие, учащиеся имеют иррациональные установки, которые могут повлиять на их успеваемость в учёбе и успешность в внеучебной жизни. Эта работа представляет собой резюме локального психологического исследования иррациональных установок студентов-психологов. В данной работе использованы данные о различных установках двадцати студентов, включающих: катастрофизацию, долженствование в отношении себя и других, фрустрационной толерантности, самооценке и рациональности мышления.
Установка — неосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении, возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой (Узнадзе Д. Н.).
Иррациональные установки — жёсткие когнитивно-эмоциональные связи, конфронтирующие с реальностью и противоречащие объективным условиям, закономерно приводящие к дезадаптации личности (Эллис А.).
Иррациональные установки имеют весьма обязательный характер и воспринимаются как предписание, своеобразный «приказ». Эти установки часто вызваны страхом, тревожностью или другими негативными эмоциональными явлениями, которые затуманивают рациональность в сознании, заставляют думать и действовать иррационально. Иррациональные установки могут иметь негативные последствия для психического здоровья, социальных отношений личности и способности принимать рациональные решения. Конкретными примерами иррациональных установок являются: перфекционизм, «черно-белое мышление», катастрофизация, чрезмерное обобщение и многие другие схожего рода паттерны установочного поведения. Иррациональные установки сильно ограничивают восприятие и гибкость мышления, избавляясь от них, люди могут улучшить свое общее самочувствие и жить более полноценной жизнью, ведь, как известно, стресс, получаемый от иррациональных установок, ведёт к дистрессу, который имеет большое влияние на физиологическое состояние организма.
Материалы и методы
Эмпирическое исследование проводилось по методике психолога Альберта Эллиса, автора Рационально-Эмоционально-Поведенческой терапии, тест «Диагностика иррациональных установок» (адаптация Каменюкина А., Ковпака Д.). Был использован перечень из 50-ти вопросов, который предложили 20-ти студентам-первокурсникам, обучающимся на направлении «Психология».
Результаты и обсуждение
Катастрофизация — это когнитивное искажение, при котором люди воспринимают ситуации намного хуже, чем они есть на самом деле. Низкие показатели по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий показатель говорит об обратном.
Рис. 1. Результаты исследования
По данным выборки, указанных на рисунке 1, 75 % студентов имеют среднюю подверженность стрессу по шкале катастрофизации, что свидетельствует о наличии иррациональной установки. Остальные 25 % студентов имеют ярко выраженный уровень катастрофизации, что делает их сильно подверженными стрессу. Наличие такой иррациональной установки приводит к развитию тревожности, депрессии и похожих проблем с психическим здоровьем.
Иррациональные установки долженствования в отношении себя предполагают установление нереалистичных ожиданий по поводу своей деятельности и резкую критику в отношении себя, если ожидания не оправдываются.
Рис. 2. Результаты исследования
По данным, указанным на рисунке 2, 65 % студентов выборки имеют иррациональные установки долженствования в отношении себя, но в пределах средних значений, с предрасположенностью к развитию стрессов и с средней стрессоустойчивостью. У 20 % оставшихся студентов эта установка ярко выражена, что определённо ведёт к проблемам с психическим здоровьем, а у 15 % студентов она отсутствует вовсе. Такая установка связана с негативным мышлением и самокритикой, что может привести к понижению самооценки до, собственно, неадекватно низкой.
Иррациональная установка долженствования по отношению к другим включает предъявление чрезмерных требований и ожиданий к окружающим и чувство разочарования, когда эти требования и ожидания не выполняются, не оправдываются в полной или частичной мере.
Рис. 3. Результаты исследования
По данным выборки, указанным на рисунке 3, 75 % студентов имеют иррациональную установку долженствования по отношению к другим, но она не ярко выражена, следовательно, таким студентам свойственна средняя стрессоустойчивость. У 5 % студентов ярко выражена эта установка, а у 20 % студентов она отсутствует. Такая установка может привести к конфликтам в взаимоотношениях с окружающими, а в последствии — к социальной изоляции.
Фрустрация — это психическое состояние переживания неудачи, возникающая при наличии реальных или мнимых препятствий на пути достижения цели.
Толерантность к фрустрации — это способность справляться с неудачами и разочарованиями, иначе говоря — стрессоустойчивость. Иррациональная установка фрустрационной толерантности связана с чрезмерно яркой реакцией на незначительные неудачи, постоянным чувством подавленности негативными эмоциями.
Рис. 4. Результаты исследования
По данным выборки, указанным на рисунке 4, 60 % студентов имеют иррациональную установку на толерантность к фрустрациям, находящуюся на средних значениях, при таких условиях стрессоустойчивость можно считать так же средней. У 5 % студентов ярко выражена установка, а у 35 % студентов такой установки нет. Низкая толерантность к фрустрациям связана с импульсивным поведением и плохой эмоциональной регуляцией.
Самооценка относится к уровню уверенности и уважения, которые люди испытывают к себе. Рациональность мышления предполагает способность к логическому и критическому мышлению.
Данные шкалы являются тождественными друг другу.
Рис. 5. Результаты исследования
По данным выборки, указанным на рисунке 5, 50 % студентов имеют здорово высокий уровень самооценки и настолько же высокий уровень рациональности мышления, следовательно половина студентов может оценивать отдельные черты и поступки людей, а остальные десять имеют средний уровень самооценки и рациональности мышления, следовательно, установка имеется, а наличие такой установки характеризуется оценкой себя и окружающих как личность в целом, порой не замечая деструктивных черт характера или поведения. Люди с низкой самооценкой и иррациональным мышлением чаще испытывают тревогу и депрессию.
Заключение
Данные выборки из 20 студентов-психологов первого курса показывают, что у многих студентов отмечаются иррациональные установки катастрофизации, долженствования перед собой и другими, фрустрационной толерантности, самооценке и рациональности мышления.
Судя по полученным данным, большинство студентов страдает от излишней катастрофизации и установки долженствования в отношении себя — такая смесь влечёт к увеличению стрессов во время сессий, к снижению продуктивности и даже проблемам с физическим здоровьем. Студенты много требуют от себя, очень трудно переживают неудачи в учёбе из-за завышенных ожиданий, а в последствии катастрофизируют свою «неуспеваемость» по учёбе, часто считая любую условную тройку «концом жизни». Такие установки могут как возникать из-за стресса, связанного с деятельностью студента, так и, закономерно, влиять на возникновение и развитие стресса, что, в свою очередь, окажет своё влияние на успеваемость студентов в учёбе и личной жизни.
Литература:
1 Асмолов, А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1979–150 с.
2 Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещярякоа, В. П. Зинченко. — М.: Олма-Пресс, 2002. — 632 с.
3 Узнадзе, Д. Н. Теория установки. / Д. Н. Узнадзе. — М. — Воронеж, 1997–448 с.
4 Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Элис, У. Драйден. — СПБ.: Речь, 2002. — 352 с.
5 Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / А. Элис. — М.: ЭКСМО Пресс, 2009. — 272 с.