В статье рассмотрены возможные источники чрезвычайных ситуации на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов и приведены мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: прирельсовый склад, хранение нефтепродуктов, чрезвычайные ситуации, профилактические мероприятия.
Прирельсовый склад светлых нефтепродуктов это комплекс оборудования, который включает в себя резервуары, насосы, трубопроводы, систему слива с ж/д цистерн и автоцистерн, систему налива в ж/д цистерны и автоцистерны.
Прием и отпуск топлива производится через наливную автомобильную и ж/д эстакады, на которых расположено по два насоса КМН-100 и СВН-80 на каждой, счетчики жидкостные и наливные гофрированные рукава из бензостойкой резины [1, 6].
Для исследования возможных источников чрезвычайных ситуации на объекте, изучен план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов [2], где описаны возможные источники ЧС техногенного характера и источники разливов нефтепродуктов.
«Источниками ЧС техногенного характера являются:
— выброс нефтепродукта и его растекание в пределах площадки объекта;
— воспламенение разлива нефтепродукта;
— взрыв облака ТВС». [2, 31].
«Возможными источниками разливов могут быть:
— резервуары хранения;
— технологические трубопроводы, арматура на них (в случае их разрушения или нарушения соединения);
— продуктовые насосные станции (при нарушении режимов перекачки, разрушении и др.);
— сливоналивные устройства (в случае неисправности, ошибок персонала и т. д.);
— автомобильные цистерны и ж/д цистерны, используемые для доставки и отгрузки нефтепродуктов». [2, 31].
На объекте выделяются три группы взаимосвязанных причин, способствующих возникновению и развитию аварий:
— отказы технологического оборудования;
— ошибки персонала;
— воздействия природного и техногенного характера.
«На складах нефтепродуктов наиболее часто происходят аварии и разливы нефтепродуктов в системах перекачки при разрыве соединительных рукавов, разгерметизации технологических трубопроводов и оборудования насосных установок, которые могут стать источником ЧС(Н) на складах нефтепродуктов только при стечении самых неблагоприятных случаев». [2, 32]. Соотношение причин таких разливов приведено в таблице 1.
Таблица 1
Причины аварий и утечек на трубопроводах (Остальные трубопроводы %)
Причина аварии |
Транспортные трубопроводы |
Линии сброса |
Остальные трубопроводы |
Коррозия |
16,6 |
29,4 |
19,3 |
Внешнее повреждение |
53,5 |
38,3 |
49,8 |
Разрушение материала |
16,9 |
18,3 |
18,5 |
Дефекты строительства |
5,6 |
5,1 |
4,8 |
Прочие |
7,4 |
8,9 |
7,7 |
Коррозия труб, особенно внутренняя, является основной причиной большинства утечек и порывов, в основном, при длительной эксплуатации.
Внешняя коррозия обычно возникает на участках, где разрушено или повреждено внешнее покрытие, и трубопровод соприкасается с агрессивной средой (землей и др.). Другими причинами внешней коррозии могут быть:
— расслоение или местное отслоение защитного покрытия вследствие чрезмерно высокого потенциала катодной защиты;
— нарушение или неправильная установка катодной защиты;
— снижение эффективности катодной защиты, ввиду воздействия на нее катодной защиты рядом расположенных трубопроводов.
Внешнее повреждение трубопроводов является второй по значению причиной создания аварийной ситуации и может возникнуть в результате:
— механического воздействия на трубопровод (например, удар или полный разрыв трубопровода ковшом экскаватора при работах, не связанных с его строительством или эксплуатацией, и др.);
— природных факторов риска (землетрясения, оползни, проседания, пучения, разжижения грунта и т. д.).
К механическим повреждениям также относятся разрывы и трещины, возникающие, когда напряжения в стенке трубопровода превышают допустимые пределы. Такого рода ситуации, как правило, являются следствием недостаточно высокого качества сталей, из которых изготовлены трубы.
С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов, предусматривается выполнение инженерно-технических, специальных и организационных мероприятий, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение разливов нефтепродуктов.
Организационные мероприятия:
— проводится профессиональная и противоаварийная подготовка обслуживающего персонала;
— своевременно проверяются знания норм и правил промышленной безопасности;
— проводится обучение персонала;
— поддерживается постоянное взаимодействие с органами УФСБ, УГОЧС.
Инженерно-технические мероприятия:
— проводится контроль технического состояния оборудования;
— проведение сезонных профилактических работ;
— содержатся в постоянной готовности автомобили, специальная техника, различный инструмент, ремонтный материал, запасы строительных материалов, сорбирующих средств (песка), других материально-технических средств;
— имеется круглосуточная телефонная связь.
Специальные мероприятия:
— поддерживаются взаимосвязи с органами ГО и ЧС, ОВД;
— создан резерв материальных и финансовых ресурсов;
— заключен договор;
— на ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
— заключен договор страхования.
Литература:
- Казанцев К. Е. Научно-исследовательская работа второго семестра. — Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023–24 с.
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов. Москва, ООО «…», 2018–111 с.