В данной работе рассматривается духовно-нравственный аспект влияния танцевального спорта на формирование личности ребенка.
Ключевые слова: танцевальный спорт, духовность, нравственность, внутренние качества, ценностные ориентиры.
Спортивный танец играет немаловажную роль в воспитании молодого поколения. Здесь привлекательность внешней формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. Танцующий стремится в эстетически совершенной форме выразить свое настроение, эмоции, проявить свои внутренние качества и мировоззрение. В силе воспитательного воздействия танца заключена актуальность данного вопроса, так как главной задачей человечества всегда было и остается воспитание следующего поколения, как ещё более духовного, мудрого и высоконравственного, чем предыдущее. Цель исследования состоит в том, чтобы выделить основные принципы воздействия танцевально-спортивной деятельности на становление личности. Методы исследования: наблюдение, анализ, индукция, изучение литературы и источников сети Интернет.
Дети уже с 3–5 лет могут начать свой путь в мире спортивного танца. Благодаря категории «Соло» (одиночное танцевание) девочки и мальчики, юноши и девушки могут почувствовать соревновательный дух и помимо всестороннего развития физических качеств, постепенно учатся самостоятельности, перебарывают страх выступления перед чужими людьми. Приобретают понимание об уникальности их личности и собственной деятельности. При длительном одиночном танцевании могут развиться ярко выраженные лидерские качества, так как спортсмен привыкает отвечать только за себя, не обвиняя в своих неудачах других.
Рис. 1 Сольный бальный танец
Спорт высших достижений формирует сильного духом спортсмена, а также человека смелого, активного и целеустремленного. Работа в паре или большом коллективе (ансамбле) учит молодых людей коммуницировать с окружающими и, особенно, с противоположным полом, например, в лице партнера или партнерши. В будущем, правильно заложенные знания о взаимодействии между людьми, станут основой культурной и воспитанной личности. Танцоры, благодаря педагогам, знакомятся с правилами этики и общественной морали, формируют ценностные ориентиры на дальнейшую жизнь. Многолетняя танцевальная практика воспитывает умение нести ответственность за свои действия, за качество самостоятельной подготовки и выступления.
Рис. 2 Парный бальный танец
Участие в соревнованиях в любом возрасте можно рассматривать как способ бросить вызов себе, своим страхам и открыть новые черты и особенности характера в себе, оказавшись в стрессовой ситуации. Умение показать на турнире свой танец также качественно и в полную силу, как и в комфортных условиях тренировочного зала, является серьезным показателем силы воли и концентрации танцора. Для соревнований характерно присутствие множества раздражителей, воздействующих на нервную систему спортсмена. Поэтому важна психологическая стойкость и закалка, развивающиеся из стабильной и адекватной самооценки спортсмена, что тоже является духовно-нравственным аспектом личности человека.
Заключение : спортивный танец может служить эффективным средством решения проблемы формирования психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, основная из определяющих внутреннего мира человека и его поступков, оказывают прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего многообразия качеств личности, улучшения его физического и духовно-нравственного здоровья.
Литература:
- Хаас Ж. Г. Анатомия танца / Ж. Г. Хаас; пер. с англ. В. М. Боженов. — Минск: Попурри, 2019. — 296 с. — ISBN 978–985–15–4341–6.
- Фокина, Е. М. Спортивные танцы как здоровье сберегающая технология в образовательном пространстве / Е. М. Фокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 71–73. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11690/