В данной работе описываются средства общей физической подготовки, которые должны быть включены в процесс развития спортсмена танцевального спорта для достижения спортивного мастерства.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, танцевальный спорт.
Танцевальный спорт есть искусство красивых движений, которое имеет исторически заложенные правила и законы исполнения. Знания о технической составляющей танцевальных фигур помогает структурированно доносить художественный образ до зрителя и судей. При этом овладение техникой неразрывно связано с овладением спортсменом своим телом и движениями. Из этого следует, что спортсмену-танцору необходимо развивать свои координационные способности и физические качества, чтобы добиться возможности эстетично воплощать художественные образы и истории. Данная проблема актуальна , так как многие спортсмены недооценивают значимость комплексного и разностороннего развития своего тела и, в связи с этим, часто не способны танцевать стабильно от начала и до конца музыки из-за усталости. Цель: описать средства физической культуры и спорта, направленные на поднятие уровня общей физподготовки. Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, изучение литературы и источников сети Интернет.
Бальным и латиноамериканским танцам, как современному танцевальному спорту, в практике больше ста лет и за это время сформировалось понимание о средствах и методах развития тела танцора для достижения спортивного мастерства. Как и в других видах спорта, большое внимание уделяется общей физической подготовке (ОФП). В настоящее время благодаря различным направлениям фитнес-тренировки ОФП может принимать различные формы. Например, пилатес, как система упражнений, направленных на проработку глубоких мышц всего тела, отлично справится с задачей подкачки мышц кора и спины, необходимых для стабильной осанки и, одновременно, сильной и подвижной спины танцора. Кроме того, упражнения пилатеса развивают функциональные возможности мышц рук и ног, не перекачивая и не увеличивая их в размере. Это немало важно, так как в танцевальном спорте главенствует эстетика, а не показатели относительной силы. Многие танцоры совершают ошибку, занимаясь с тяжелыми снарядами и тренажерами, перекачивая мышцы. Как результат — нарушение внешних пропорций тела, за счет набора мышечной массы; перетруженные и «забитые» молочной кислотой мышцы, требующие больше времени для восстановления; также на сложных и тяжелых тренажерах есть риск получить травму, поэтому рядом обязательно должен находиться личный тренер, знающий технику выполнения упражнения и способный оказать страховку.
Еще одна известная и необходимая танцору система упражнений — стретчинг, от английского слова stretch — растягивать. Данные упражнения, сопровождаясь знаниями правильного дыхания, помогают танцорам правильно и безопасно добиться желанной растяжки, сесть на шпагат и развить высокую подвижность суставов, что яро способствует в достижении личного объёма и динамики движений. Занятия стретчингом можно совмещать с занятиями по классической хореографии для поддерживания тела в «танцевальной» форме.
Нельзя забывать и про выносливость, которая в данном виде спорта представлена как общей, так и специальной или скоростно-силовой выносливостью. Для развития и сохранения общей выносливости помогают упражнения средней и высокой интенсивности аэробной тренировки, это также может быть бег на длинные дистанции. Скоростно-силовая выносливость развивается за счет применения упражнений в определенный ограниченный отрезок времени и с максимальной скоростью, например, бег на короткие дистанции, упражнение «Бёрпи» и т. д. Кроме того, специальная выносливость — это часть специальной физической подготовки (СФП), поэтому здесь могут применяться средства и методы специфичные для танцевального спорта, например, танцевальная практика или прогон с увеличенным временем для каждого танца до 2–3 минут; применение упражнения «планка» и «стульчик» между танцевальными заходами; выполнение танцевальной фигуры «Кик» из танца Джайв течение трех минут и т. д.
Заключение: спортсмены часто негодуют из-за того, что занятия ОФП кажутся им скучными и однообразными. Но, как мы видим, формы проведения ОФП имеют свою вариативность. Таким образом, если разнообразить занятия упражнениями общей физической подготовки, можно повысить мотивацию спортсменов к занятиям и, соответственно, их спортивное мастерство.
Литература:
- Зиновьева Татьяна Сергеевна, Юрьева Марина Николаевна Методика технической подготовки спортсмена-танцора в ансамблевом исполнении спортивных бальных танцев // Вестник ТГУ. 2016. № 9 (161). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-tehnicheskoy-podgotovki-sportsmena-tantsora-v-ansamblevom-ispolnenii-sportivnyh-balnyh-tantsev
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. — Москва: Советский спорт, 2013. — 216 с. — ISBN 978–5-9718–0609–7.
- Хаас Ж. Г. Анатомия танца / Ж. Г. Хаас; пер. с англ. В. М. Боженов. — Минск: Попурри, 2019. — 296 с. — ISBN 978–985–15–4341–6.