В данной работе рассматриваются основные виды травм, получаемых при занятиях спортивно-бальными танцами, их причиныиспособы профилактики.
Ключевые слова: танцевальный спорт, травматизм, профилактика травматизма.
Бальные танцы, безусловно, являются прекрасным видом спорта, так здесь гармонично сочетаются развивающие, эстетические, пластические, воспитательные и оздоровительные функции. Многим детям рекомендуют заниматься ими для исправления осанки и развития координации движений. Но там, где начинается серьезный спорт, интенсивные физические нагрузки нередко сопровождаются неприятными спутниками — травмами. Актуальность данного исследования заключена в проблеме частого травмирования спортсменов такого эстетичного, но при этом высокоинтенсивного вида спорта. Цель: описать основополагающие аспекты травм, специфичных для танцевального спорта, и средства их предотвращения. Методы исследования: наблюдение, анализ, изучение литературы и источников сети Интернет.
Спортивные травмы — это повреждения тканей, возникающие при занятиях физическими упражнениями. Чаще воздействие приходиться на мышцы, связки и суставы.
Фанатичная любовь к своему делу и заряженность на успех, не всегда обеспеченная возможностями организма; отсутствие дисциплины, приводящая к снижению внимания и отсутствию должного контроля за звеньями тела; не соблюдение техники безопасности и неудовлетворительное состояние мест занятий, одежды и обуви спортсменов. Все эти факторы могут привести к микро- и макротравматизации тех или иных частей тела.
Частой причиной полноценной травмы в любом виде спорта является нарушение методики построения тренировочного занятия, а именно недооценённость разминочной части. После рабочего или учебного дня в сидячем положении моментально переключаться, к примеру, на прыгучий и быстрый Джайв сложно и даже вредно для здоровья. Такая резкая смена двигательного режима приводит к основным травмам — растяжениям и разрывам мышц и связок. Перед тренировкой первым делом необходимо уделить особое внимание разогреву стоп, коленей, тазобедренного и шейно-плечевого отделов. Не стоит сразу переходить к исполнению сложных фигур. Чтобы сразу размять все важные мышцы и потренировать баланс достаточно сделать основные фигуры каждого танца. Завершать разминку рекомендуется растяжкой, чтобы постепенно развить гибкость мышц и подвижность суставов, а также предотвратить мышечные судороги.
Не менее важной причиной травматизма является отсутствие квалифицированного педагога на начальном этапе подготовки. На первых занятиях тренер объясняет своему ученику правильную постановку корпуса, рук и головы. При неправильно сформированной привычке сохранять позицию, слишком большие нагрузки выпадают на спину, что очень вредно для здоровья. В дальнейшем, во взрослом возрасте у партнерш возникают проблемы с поясницей и боли в шее.
Травмы коленного сустава также являются часто встречающимся явлением в танцевальном спорте. Так как движение в данном суставе сильно ограничено, особенно на разгибание, повышенные нагрузки, чрезмерное разгибание сустава из согнутого положения, а также различные микротравмы (падения, удары и т. д.) — могут привести к разрыву мениска.
Мениск — это образования хрящевой структуры, которые участвуют в формировании коленного сустава и как бы являются его амортизаторами. Процесс восстановления менисков может занять очень долгое время и не обойдется без помощи врача. Поэтому важно следить за грамотным построением тренировочного процесса, учитывая время для отдыха и восстановления, а также проводить профилактические процедуры (использовать специальные мази, пить необходимые витамины, носить качественную и удобную повседневную обувь и т. д.).
Из вышенаписанного, формируется данный вывод — если бы все педагоги и сами спортсмены имели достаточное представление об устройстве человеческого тела и его естественной механике, то травм, безусловно, было бы гораздо меньше. Очень важно самообразовываться в этом вопросе, чтобы максимально продлить свою танцевальную жизнь.
Литература:
- Хаас Ж. Г. Анатомия танца / Ж. Г. Хаас; пер. с англ. В. М. Боженов. — Минск: Попурри, 2019. — 296 с. — ISBN 978–985–15–4341–6.
- Фокина, Е. М. Спортивные танцы как здоровье сберегающая технология в образовательном пространстве / Е. М. Фокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 71–73. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11690/
- Спортивная травма. Профилактика спортивной травмы. http://www.xn--13-glcd0d.xn--p1ai/?page_id=373
- А. Б. Сиротин. К.М. Д. Травматизм в спорте. Лекция.