Компоненты имиджа образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 13.06.2023

Статья просмотрена: 499 раз

Библиографическое описание:

Сальникова, А. В. Компоненты имиджа образовательной организации / А. В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103947/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье предпринята попытка описать содержание модели компонентов имиджа применительно к образовательным организациям.

Ключевые слова: образовательная организация, имидж, компоненты имиджа.

В современной отечественной научной литературе под «имиджем» принято понимать искусственно сформированный образ чего-либо: компании, политика, предпринимателя, товара. Имидж организации, представляя собой ее картину в мыслях целевой аудитории, представляет собой сложную, многокомпонентную структуру.

Рассматривая структуру имиджа образовательного учреждения, исследователи придерживаются различных точек зрения. Так, Г. А. Матевосян выделяет шесть компонентов: образ руководителя; качество образования; стиль образовательного учреждения; внешняя атрибутика; образ персонала; уровень психологического комфорта [3, c. 266].

С. В. Белова, выделяя 7 компонентов имиджа образовательных организаций, включает в их состав цены на образовательные услуги, подразумевая под этим элементом «платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, местоположение, сроки обучения» [1]. Т. Б. Новикова предлагает другой специфический компонент: имидж потребителя образовательной услуги (выпускник, учащийся, родитель) [5, c. 118].

На наш взгляд, оптимально для описания имиджа образовательной организации подходит стандартная модель компонентов имиджа организации, представленная на рисунке 1.

Компоненты имиджа организации [2, c. 115]

Рис. 1. Компоненты имиджа организации [2, c. 115]

Рассмотрим содержание указанных компонентов:

1) имидж образовательной услуги. На нее влияют такие факторы, как востребованность образовательной услуги (например, востребованность специальностей в вузах различна: в 2022 году высоким спросом у абитуриентов пользовались направления подготовки в сфере здравоохранения, IT, педагогики, юриспруденции, а интерес к экономике несколько снизился, хотя и остался высоким [4]), ее характеристики (цена и сроки обучения), а также качество. Так как оценка образовательной услуги сложна для потребителя, ориентиром качества может стать опыт общения с потребителями образовательной услуги;

2) внутренний имидж образовательного учреждения. Внутренний имидж важен для всех организаций, но для образовательных имеет особое значение в связи с личным характером оказания образовательной услуги. Негативный климат в педагогическом коллективе, отсутствие лояльности у сотрудников может привести к низкой вовлеченности в работу, отсутствие интереса к качественному преподаванию и даже прямую критику руководства и организации. Все это выступает серьезными негативными факторами формирования имиджа;

3) образ директора (ректора, декана или иного руководителя) как лицо организации. По его профессиональным и личным качествам родители и ученики могут судить о качестве работы всей организации;

4) образ педагогических работников. Известный педагог, автор концепции гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили в одном из своих выступлений отметил, что «умный родитель выбирает школу не по ее расположению или результатам, а по тому, какие педагоги в ней преподают» [6, c. 3]. Это касается и других типов образовательных учреждений: абитуриенты в числе прочих критериев выбора руководствуются структурой профессорско-преподавательского состава;

5) визуальный имидж учебного заведения. Включает в себя самые разнообразные факторы — от оформления учебных классов и вспомогательных помещений, формы или дресс-кода учащихся до логотипа, организационных цветов и других визуальных символов;

6) социальный имидж. Особенно важен для организаций высшего образования как для довольно крупных и авторитетных участников общественной жизни. На имидж влияет организация спортивных, творческих мероприятий, поддержка общественных инициатив, помощь отдельным категориям населения. Кроме того, для абитуриентов представляет интерес возможности организации по последующему трудоустройству выпускников;

7) деловой имидж организации. Данный компонент традиционно важен для коммерческих компаний, так как им приходится работать с большим числом контрагентов. Для образовательных организаций он имеет значение преимущественно в аспекте гарантии получения образования и его качества. Основным фактором является наличие лицензии вуза на осуществление образовательной деятельности и аккредитации по отдельным направлениям подготовки и гарантии ее сохранения (отсутствие выявленных нарушений в ходе аккредитации). Также имеет значение востребованность выпускников на рынке труда и мнение работодателей о качестве подготовки в образовательной организации.

Таким образом, имидж представляет собой целенаправленно формируемый образ организации. При планировании и реализации программы создания имиджа организации следует постоянно помнить о том, что продвижение всех элементов имиджа должно осуществляться одновременно, скоординировано, с учетом всех разнообразных обстоятельств.

Литература:

  1. Белова, С. В. Имидж образовательного учреждения / С. В. Белова. — Текст: электронный // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»: [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037784 (дата обращения: 08.06.2023).
  2. Комарова, С. Н. Разработка процесса формирования имиджа предприятия и методика его оценки / С. Н. Комарова. — Текст: непосредственный // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 1 (65). — С. 95–99.
  3. Матевосян, Г. А. Особенности формирования имиджа образовательной организации / Г. А. Матевосян. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 9 (49). — С. 265–269.
  4. Направления, на которые зачислено больше всего абитуриентов. — Текст: электронный // Поступи Онлайн: [сайт]. — URL: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/nazvany-samye-krupnye-po-priemu-napravleniya-v-2022-godu/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 08.06.2023).

5. Новикова, Т. Б. К вопросу имиджа образовательного учреждения / Т. Б. Новикова. — Текст: непосредственный // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2016. — № 6. — С. 114–118.

6. Опфер, Е. А. Имидж современного педагога: учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование / Е. А. Опфер. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 79 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная услуга, образовательная организация, образовательное учреждение, внутренний имидж, компонент имиджа.


Ключевые слова

имидж, образовательная организация, компоненты имиджа

Похожие статьи

Маркетинговый подход к формированию имиджа образовательной организации

В статье раскрывается сущность маркетингового подхода к формированию и закреплению имиджа образовательной организации.

Средства массовой информации как канал формирования имиджа образовательной организации

В статье автор пытается определить средства массовой информации для формирования имиджа образовательной организации.

Особенности имиджа образовательных организаций

Статья посвящена определению отличительных особенностей имиджа образовательных организаций как объекта маркетингового управления.

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Имидж руководителя образовательной организации

В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

В данной статье выделены главные критерии при создании имиджа организации и ее неповторимой корпоративной идентичности.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Модель поведения государственного служащего как основа укрепления его имиджа

В статье рассмотрена совокупность факторов, прямо или косвенно влияющих на механизм формирования надлежащей модели поведения государственного служащего в рамках укрепления его имиджа, а также предложен авторский подход к пониманию и содержанию такой ...

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Формирование имиджа современной дошкольной образовательной организации

Статья посвящена вопросам формирования имиджа современной дошкольной образовательной организации, раскрыты основные понятия, его составляющие, а также роль положительного имиджа в деятельности такого учреждения.

Похожие статьи

Маркетинговый подход к формированию имиджа образовательной организации

В статье раскрывается сущность маркетингового подхода к формированию и закреплению имиджа образовательной организации.

Средства массовой информации как канал формирования имиджа образовательной организации

В статье автор пытается определить средства массовой информации для формирования имиджа образовательной организации.

Особенности имиджа образовательных организаций

Статья посвящена определению отличительных особенностей имиджа образовательных организаций как объекта маркетингового управления.

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Имидж руководителя образовательной организации

В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

В данной статье выделены главные критерии при создании имиджа организации и ее неповторимой корпоративной идентичности.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Модель поведения государственного служащего как основа укрепления его имиджа

В статье рассмотрена совокупность факторов, прямо или косвенно влияющих на механизм формирования надлежащей модели поведения государственного служащего в рамках укрепления его имиджа, а также предложен авторский подход к пониманию и содержанию такой ...

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Формирование имиджа современной дошкольной образовательной организации

Статья посвящена вопросам формирования имиджа современной дошкольной образовательной организации, раскрыты основные понятия, его составляющие, а также роль положительного имиджа в деятельности такого учреждения.

Задать вопрос