В статье рассматриваются пути совершенствования форм участия населения, которые актуальны для местного самоуправления.
Ключевые слова: самоуправление, государственное и муниципальное управление, народовластие, гражданские инициативы.
Совершенствование форм участия населения в местном самоуправлении является одной из ключевых задач в области развития гражданского общества в современном мире. Оно связано с тем, что эффективность управления на местном уровне во многом определяется не только профессионализмом и качеством работы муниципальных служащих, но и уровнем вовлеченности граждан в процесс местного самоуправления.
Изучение проблемы участия населения в местном самоуправлении показывает, что данный процесс имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, участие граждан в местном самоуправлении позволяет повысить уровень демократии и качество принимаемых решений, что является основой гражданского общества. [1]
С другой стороны, некоторые формы участия населения могут быть неэффективными, вызвать конфликты в обществе и привести к обострению социальных противоречий. Стремление к повышению эффективности участия населения в местном самоуправлении связано с такими задачами, как повышение общественной активности и вовлеченности граждан в процесс принятия решений, формирование открытых и прозрачных механизмов управления, создание условий для развития гражданского общества и сдерживание конфликтов в обществе.
Современные формы участия населения в местном самоуправлении включают в себя следующие: общественные слушания, выборы, референдумы, объединение в территориальное общественное самоуправление, регулярные и электронные консультации с гражданами путем направления в органы власти жалоб, обращений, предложений, организация координационных советов и комитетов.
Одной из наиболее эффективных форм участия населения в местном самоуправлении являются публичные слушания. Данная форма позволяет гражданам принимать активное участие в процессе принятия решений в социальных и экономических вопросах. [2]
Главным преимуществом данной формы является её демократический характер и возможность учета мнения всех заинтересованных сторон. Кроме того, электронная демократия, как новый инструмент участия населения в местном самоуправлении, позволяет существенно упростить процесс обсуждения и принятия решений.
Благодаря широкому доступу к Интернету, граждане могут принимать участие в обсуждениях и голосованиях в режиме онлайн, что позволяет существенно повысить их эффективность и привлекательность для граждан. [3]
Например, в городском округе город Воронеж активным образом функционирует интернет-платформа «Активный электронный гражданин». На данной площадке граждане могут участвовать в голосовании за разные инициативы, предлагать свои идеи, освещать проблемные ситуации по самым разным направлениям.
С другой стороны, одной из главных проблем современных форм участия населения в местном самоуправлении является отсутствие информирования и активного участия граждан в принятии решений. В этом случае необходимо разработать механизмы информирования и привлечения граждан к процессу управления, включая открытость информации, доступность и четкость общественных консультаций и слушаний.
Изучение проблемы форм участия населения в местном самоуправлении показывает, что существует определенный потенциал для развития гражданского общества, он позволяет улучшить качество управления и принимаемых решений, а также снять некоторые конфликты в обществе. Однако для достижения этих целей необходимо обеспечить эффективность и прозрачность форм участия населения, повысить информированность и удалить информационные барьеры.
Для достижения этих целей необходимо также развивать культуру диалога и консенсуса, чтобы участие граждан в местном самоуправлении не превращалось в конфликт, а становилось эффективным механизмом принятия решений и достижения общих целей. Поскольку от органов местного самоуправления также зависит, насколько они открыты и активны с точки зрения привлечения граждан к решению тех или иных вопросов.
Более того, решение проблемы совершенствования форм участия населения в местном самоуправлении не может быть представлено одним типом мер и инициатив. Достигнуть успеха возможно только при использовании комплекса инструментов и форм участия, а также дополнительных механизмов, включающих, например, общественные контрольные советы и проведение мониторинга относительно деятельности органов местного самоуправления. [4]
Следует отметить, что формы участия населения в местном самоуправлении развиваются на фоне тенденций формирования информационного общества. Это создает новые возможности, которые могут быть использованы для участия и вовлечения граждан в процесс местного самоуправления.
Таким образом, можно заключить, что совершенствование форм участия населения в местном самоуправлении — это сложный, многоаспектный процесс. Однако современные механизмы и технологии позволяют перейти к модели управления, включающей в себя широкое вовлечение граждан в решение текущих задач управления. Ключевым фактором успеха в данном направлении является учет и удовлетворение потребностей и интересов граждан, создание условий, подталкивающих и поддерживающих значимость и особую роль населения в процессе принятия решений и нахождения конструктивных путей решения проблем, а также изменения социально-экономической жизни территории.
Литература:
1. Мустафина Э. У. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: правовое регулирование и практик применения // Вопросы студенческой науки. 2020. — № 12. — С. 328–331.
2. Губайдуллин И. С. Публичные слушания как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // Colloquium-journal. 2019. — № 5. — С. 11–13.
3. Гагарина С. Н. Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. — № 1. — С. 182–187.
4. Михеева Т. Н. Формы непосредственной муниципальной демократии: грядущие трансформации // Известия Саратовского университета. 2022. — № 3. — С. 304–309.