Применение сезонных экскурсий в целях развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Машкова, В. С. Применение сезонных экскурсий в целях развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста / В. С. Машкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103966/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье раскрывается педагогический потенциал современных сезонных экскурсий в развитии познавательного интереса младших школьников. Автор описывает специфику использования уроков-экскурсий в начальной школе, их целевое назначение, дидактические возможности и преимущества.

Ключевые слова: познавательный интерес, сезонные экскурсии, уроки-экскурсии, учебная экскурсия, «Окружающий мир».

The article reveals the pedagogical potential of modern seasonal excursions in the development of cognitive interest of younger schoolchildren. The author describes the specifics of using guided lessons in primary school, their intended purpose, didactic opportunities and advantages.

Keywords: cognitive interest, seasonal excursions, lessons-excursions, educational excursion, «The world around».

Перед каждым учителем в начальной школе возникает дидактическая задача: преобразовать учебный процесс в увлекательную для ученика работу, завлечь школьника в разные виды деятельности, организовать условия для стимулирования познавательной активности младших школьников, совершенствовать их умения и навыки. Для выполнения данной задачи активно используется такой способ как урок-экскурсия. На нем школьники устанавливают взаимосвязь между представленными на уроках фактами и реальностью, наблюдают объекты живой и неживой природы, различные сезонные явления, процессы в их естественном состоянии. Урок-экскурсия включает в себя многие дидактические принципы: доступности, наглядности, взаимосвязи теории и практики, научного подхода.

Экскурсии становятся одним из главных видов уроков и особенной формой организации деятельности по развитию познания учащихся 1–4 классов, но при этом одна из наиболее трудоёмких и сложно организуемых форм обучения.

Потребность приобретать новые знания, познавательный интерес, возникают если регулярно заботиться о расширении кругозора младших школьников — специально осуществлять сезонные прогулки, знакомства с яркими природными местами. Методически грамотная организация наблюдений стимулирует формирование таких значимых качеств детей, как способность наблюдать и внимательность, которые приводят к обогащению знаний о мире природы [1].

Ведущие задачи учебной экскурсии: объединение учебной и внеаудиторной работы учащихся; взаимосвязь учебы и жизненной реальностью, прикладной характер формируемых умений и способностей; становление у школьников интереса к наблюдениям и исследованиям в природе; обогащение их кругозора и познавательно-эстетической культуры; формирование духовно-нравственных ценностей при коммуникации с природой и окружающими людьми [2].

Специальное внимание в рамках данного исследования приобретает природоведческая внешкольная экскурсия тематической направленности (другими словами речь идет об экскурсиях в природу). Природа хранит в себе огромные резервы, которые полноценно и систематически необходимо применять в целях познавательного развития школьников на уроках. Отправным моментом в исследовании природы являются сезонные экскурсии. Выступая разновидностью внешкольных экскурсий в природе, они рассматриваются как специфическая форма осуществления образовательного процесса в школе. Сезонные экскурсии дают возможность организовывать наблюдения непосредственно в природе в условиях естественности (природные явления, объекты, сезонные процессы) и, таким образом, максимально стимулируют развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников.

Неслучайно, в большинстве программ по окружающему миру для начальной школы (например, «Перспектива», «Школа России», «Гармония», «Школа 2100» и др.) значительное место отводится сезонным экскурсиям. Так, в программе «Перспектива» А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой на уроках «Окружающий мир» специальное внимание направлено на экскурсии в природу, где младшие школьники анализируют явления природы, сезонные изменения, осуществляемые с растениями и поведенческими повадками животных и т. д. В рамках рассматриваемой программы мы можем определить несколько тем, которым дидактически целесообразно посвятить экскурсии: «Окружающий мир и путешествие от дома в школу»; «Неживые и живые природные объекты, и явления»; «Природа около школы»; «Чудесные цветники моего города» и др. Данная тематика экскурсий возможна как при изучении нового материала, так и при организации повторных, обобщающих занятий [3].

Ведущая учебная цель этих экскурсий в природу — появление нового знания, в первую очередь, через непосредственные наблюдения за объектами и явлениями природного мира. Формирование экологически образованного школьника включает в себя постоянное единство деятельности познания с эмоциональными реакциями на наблюдаемое в природе. Или другими словами, взаимосвязь эстетических переживаний, эмоций и активной мыслительной работы младшего школьника при формировании у них знаний о природе [4].

Постоянное внимание развитию познавательного интереса к окружающей среде — ключевая задача всех учителей, работающих в начальной школе. Данный интерес появляется постепенно, поэтапно и складывается из несколько элементов. Первоначально — возникает любознательность, а иногда даже элементарное любопытство. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление — это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес. Этот процесс сложный, длительный. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой, кропотливой и трудной работы, применяя разнообразные методы обучения и воспитания.

Отсюда необходимо так организовать учебную работу, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности ребенка. Анализируя объект наблюдения, то есть, раскладывая его мысленно на составные элементы, человек вычленяет в нем наиболее существенные части.

Основой проведения экскурсий в природу является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется прием сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие — более точным. Также хорошие результаты дает прием зрительной реконструкции. Этот прием вызывает сильные эмоции и переживания.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что при целенаправленной методически грамотной организации сезонных экскурсий, они воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру, а наблюдения окружающей нас действительности оказывают глубокое воздействие на познавательное развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный. Сезонная экскурсия развивает: умение смотреть и воспринимать внешний вид объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); меткость суждения; инициативу и любознательность; искусство прогнозировать явления и ускорять работу конструирующего воображения.

Сезонные экскурсии позволяют школьнику «послушать», понаблюдать, почувствовать природные явления. Поэтому, исследование природы в начальных классах невозможно без организации сезонных экскурсий. Непосредственные наблюдаемые природные явления, организация изучения которых происходит под руководством учителя, способствует возникновению и поддержанию интереса у школьников к познанию природного мира.

Литература:

  1. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения — М., 2012.
  2. Ахмадуллин Н. Р. Экологическая культура младших школьников: содержание, структура, диагностика: учеб.-метод. пособие / Казань, 2004.
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — М, 2014.
  4. Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект. Монография / Москва, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, экскурсия, начальная школа, познавательный интерес, школьник, наблюдение, Окружающий мир, природный мир, специальное внимание, учебная экскурсия.


Похожие статьи

Технологии нестандартного обучения

В статье рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения слушателей в вузе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может до-биться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся. Авторы особое вни...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Познавательное развитие дошкольников посредством технологии использования рабочей тетради

В настоящее время в сфере дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме познавательного развития детей. В связи с этим актуальным становится использование современных образовательных технологий. В статье рассмотрены вопросы возможности ...

Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни

Автор статьи обращает внимание на педагогический потенциал технологии квест в формировании позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни у старше-классников. В качестве примеров приводится краткий обзор возможных и действующих квестовы...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются математические средства формирования и развития познавательного интереса младших школьников. Особое внимание уделено описанию этапов проведения дидактической игры.

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Похожие статьи

Технологии нестандартного обучения

В статье рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения слушателей в вузе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может до-биться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся. Авторы особое вни...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Познавательное развитие дошкольников посредством технологии использования рабочей тетради

В настоящее время в сфере дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме познавательного развития детей. В связи с этим актуальным становится использование современных образовательных технологий. В статье рассмотрены вопросы возможности ...

Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни

Автор статьи обращает внимание на педагогический потенциал технологии квест в формировании позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни у старше-классников. В качестве примеров приводится краткий обзор возможных и действующих квестовы...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются математические средства формирования и развития познавательного интереса младших школьников. Особое внимание уделено описанию этапов проведения дидактической игры.

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Задать вопрос