Развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Кравченко, Т. Ю. Развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках биологии / Т. Ю. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103967/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: проектная деятельность, внеурочная деятельность, критическое мышление, проект.

Современное общество испытывает потребность в активных личностях, способных ставить реальные цели, брать на себя ответственность, поэтому проблема развития творческой активности и критического мышления учащихся становится особенно актуальной в школе.

Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочных занятиях позволяет развивать творческий потенциал и критическое мышление школьника, дает ему осознание того, что он является полноценной и полноправной личностью. Ситуация успеха позволяет поверить в собственные силы и возможности [1].

Педагогический процесс развития творческого потенциала на уроках биологии направлен на то, чтобы дать человеку выбор путей самореализации. Основная задача педагога: помочь ученику найти свой путь, воплотить самые смелые идеи, используя собственные уникальные способности [2].

Изучение и анализ динамики развития творческого потенциала личности школьника приобретает особую актуальность в современной школе.

Л. Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» [3].

Сегодня современная система школьного образования заставляет учителя не передавать знания в готовом виде, а организовывать обучение в рамках самостоятельной деятельности. Проектная деятельность рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Проектно-исследовательские действия входят в состав обобщённых профессиональных умений педагога [4].

Обоснование использование проектной деятельности находит свое подтверждение в психологических исследованиях, на основании которых психологи утверждают, что такая деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, т. е. способствует развитию социально активной личности [5].

Проектная деятельность обучающихся — этосовместная учебно-познавательная или творческая деятельность обучающихся, имеющая общую цель , согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата [6].

Каковы же условия проектной деятельности?

— четкое представление о конечном результате деятельности,

— обязательное наличие этапов проектирования и реализации проекта,

— постановка временных ограничений (начало и конец во времени),

— результат работы должен быть представлен заказчику или представителям общественности, т. е. проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Успешный учебный проект — это правило 5 « П »: 1. П роблема; 2. П роектирование (планирование); 3. П оиск информации; 4. П родукт; 5. П резентация

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, и др.);

художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации и т. д.;

материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты [7].

Задумывая проект, учитель должен четко представлять себе проектный замысел , т. е. ту идею и тот результат, который он планирует изначально и ради которого он проводит проект.

Учитель — решающее звено этой новации.Из носителя знаний информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества и радость эвристических открытий. Классический образовательный процесс из скучной принудиловки перевоплощается в результативную созидательную творческую работу.

Проектная деятельность проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения проектной деятельности определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей решения [2].

Выбор темы. Проект не должен стать школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес, быть понятной, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. В выборе проекта не стоит строить «наполеоновские» планы, тема должна быть посильна для ученика, учитывать возможности школы.

Что дальше? А дальше следует формулирование целей и задач проекта . Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи — выполнимыми.

Следующий шаг в работе — анализ литературы по проблеме. Подборка литературы для анализа — задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителем работы. Литературный обзор позволяет познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы в знаниях, которые можно восполнить в ходе работы.

Итак, анализ литературы проведен, ясно, что можно сделать в данной области, настало время определить предполагаемый результат проекта

Вооруженные знаниями, необходимыми для реализации проекта с пониманием цели и задач, а также представляя результат соей деятельности, переходим к выбору методики реализации проекта [8].

Представление результатов проектной деятельности.

Результатом проектной деятельности становятся самые невообразимые творческие работы. Приведу примеры некоторых из них:

— 5-е классы: Проект «Покормите птиц зимой!» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали кормушки, скворечники, флешмоб, агитационные плакаты, представленные на территории школы.

— 6-е классы: Проект «Разнообразие плодов» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали рисунки, плоды, вылепленные из глины, пластилина, папье-маше, сказки и стихи, презентации и фотоработы.

— 7-е классы: Проект «Гидра» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали рисунки, сказки и стихи, сшитая и связанная модель гидры.

— 9-е классы: Проект «Продукты ГМО» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали презентации, информационные плакаты о продуктах содержащих ГМО, исследованиях ученых в этой области.

— 10-е и 11-е классы: Проект «Стоп СПИД!» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали презентации, информационные плакаты, семинар.

Проект «Чистый взгляд!» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали фотоработы учащихся [2].

Литература:

  1. Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся. — Текст: электронный // multiurok.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.06.2023).
  2. Кравченко, Т. Ю. Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочных занятиях, как средство развития творческого потенциала учащихся в условиях реализации фгос / Т. Ю. Кравченко. — Текст: электронный // elibrary.ru: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/ccggmm (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Цитаты/Лев Толстой. — Текст: электронный // tolstoy.ru: [сайт]. — URL: https://www.tolstoy.ru/creativity/quotations/ (дата обращения: 09.06.2023).
  4. Профессиональный стандарт. (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н) с изменениями и дополнениями от: 5 августа 2016 г.
  5. Зудочкина, С. В. Научно-исследовательская работа. «Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве». / С. В. Зудочкина. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://www.tolstoy.ru/creativity/quotations/ (дата обращения: 09.06.2023).
  6. Проектная деятельность. — Текст: электронный // sites.google.com: [сайт]. — URL: https://www.sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost (дата обращения: 09.06.2023).
  7. Основы проектной деятельности: метод. указания / Минобрнауки России, Ом. гос. техн. ун-т; сост.: А. И. Блесман, К. Н. Полещенко, Н. А. Семенюк, А. А. Теплоухов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021.
  8. Проектная деятельность. — Текст: электронный // sites.google.com: [сайт]. — URL: https://www.sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost (дата обращения: 09.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, внеурочная деятельность, проект, проектная деятельность стали, рамка проведения уроков, анализ литературы, проектная деятельность стали презентации, реализация проекта, творческий потенциал, урок биологии.


Похожие статьи

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Изучение и формирование коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО

В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Похожие статьи

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Изучение и формирование коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО

В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Задать вопрос