Ключевые слова: проектная деятельность, внеурочная деятельность, критическое мышление, проект.
Современное общество испытывает потребность в активных личностях, способных ставить реальные цели, брать на себя ответственность, поэтому проблема развития творческой активности и критического мышления учащихся становится особенно актуальной в школе.
Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочных занятиях позволяет развивать творческий потенциал и критическое мышление школьника, дает ему осознание того, что он является полноценной и полноправной личностью. Ситуация успеха позволяет поверить в собственные силы и возможности [1].
Педагогический процесс развития творческого потенциала на уроках биологии направлен на то, чтобы дать человеку выбор путей самореализации. Основная задача педагога: помочь ученику найти свой путь, воплотить самые смелые идеи, используя собственные уникальные способности [2].
Изучение и анализ динамики развития творческого потенциала личности школьника приобретает особую актуальность в современной школе.
Л. Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» [3].
Сегодня современная система школьного образования заставляет учителя не передавать знания в готовом виде, а организовывать обучение в рамках самостоятельной деятельности. Проектная деятельность рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Проектно-исследовательские действия входят в состав обобщённых профессиональных умений педагога [4].
Обоснование использование проектной деятельности находит свое подтверждение в психологических исследованиях, на основании которых психологи утверждают, что такая деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, т. е. способствует развитию социально активной личности [5].
Проектная деятельность обучающихся — этосовместная учебно-познавательная или творческая деятельность обучающихся, имеющая общую цель , согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата [6].
Каковы же условия проектной деятельности?
— четкое представление о конечном результате деятельности,
— обязательное наличие этапов проектирования и реализации проекта,
— постановка временных ограничений (начало и конец во времени),
— результат работы должен быть представлен заказчику или представителям общественности, т. е. проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Успешный учебный проект — это правило 5 « П »: 1. П роблема; 2. П роектирование (планирование); 3. П оиск информации; 4. П родукт; 5. П резентация
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
— письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, и др.);
— художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации и т. д.;
— материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
— отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты [7].
Задумывая проект, учитель должен четко представлять себе проектный замысел , т. е. ту идею и тот результат, который он планирует изначально и ради которого он проводит проект.
Учитель — решающее звено этой новации.Из носителя знаний информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества и радость эвристических открытий. Классический образовательный процесс из скучной принудиловки перевоплощается в результативную созидательную творческую работу.
Проектная деятельность проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения проектной деятельности определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей решения [2].
Выбор темы. Проект не должен стать школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес, быть понятной, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. В выборе проекта не стоит строить «наполеоновские» планы, тема должна быть посильна для ученика, учитывать возможности школы.
Что дальше? А дальше следует формулирование целей и задач проекта . Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи — выполнимыми.
Следующий шаг в работе — анализ литературы по проблеме. Подборка литературы для анализа — задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителем работы. Литературный обзор позволяет познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы в знаниях, которые можно восполнить в ходе работы.
Итак, анализ литературы проведен, ясно, что можно сделать в данной области, настало время определить предполагаемый результат проекта
Вооруженные знаниями, необходимыми для реализации проекта с пониманием цели и задач, а также представляя результат соей деятельности, переходим к выбору методики реализации проекта [8].
Представление результатов проектной деятельности.
Результатом проектной деятельности становятся самые невообразимые творческие работы. Приведу примеры некоторых из них:
— 5-е классы: Проект «Покормите птиц зимой!» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали кормушки, скворечники, флешмоб, агитационные плакаты, представленные на территории школы.
— 6-е классы: Проект «Разнообразие плодов» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали рисунки, плоды, вылепленные из глины, пластилина, папье-маше, сказки и стихи, презентации и фотоработы.
— 7-е классы: Проект «Гидра» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали рисунки, сказки и стихи, сшитая и связанная модель гидры.
— 9-е классы: Проект «Продукты ГМО» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали презентации, информационные плакаты о продуктах содержащих ГМО, исследованиях ученых в этой области.
— 10-е и 11-е классы: Проект «Стоп СПИД!» (в рамках проведения уроков) результатом проектной деятельности стали презентации, информационные плакаты, семинар.
Проект «Чистый взгляд!» (внеурочная деятельность) результатом проектной деятельности стали фотоработы учащихся [2].
Литература:
- Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся. — Текст: электронный // multiurok.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.06.2023).
- Кравченко, Т. Ю. Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочных занятиях, как средство развития творческого потенциала учащихся в условиях реализации фгос / Т. Ю. Кравченко. — Текст: электронный // elibrary.ru: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/ccggmm (дата обращения: 09.06.2023).
- Цитаты/Лев Толстой. — Текст: электронный // tolstoy.ru: [сайт]. — URL: https://www.tolstoy.ru/creativity/quotations/ (дата обращения: 09.06.2023).
- Профессиональный стандарт. (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н) с изменениями и дополнениями от: 5 августа 2016 г.
- Зудочкина, С. В. Научно-исследовательская работа. «Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве». / С. В. Зудочкина. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://www.tolstoy.ru/creativity/quotations/ (дата обращения: 09.06.2023).
- Проектная деятельность. — Текст: электронный // sites.google.com: [сайт]. — URL: https://www.sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost (дата обращения: 09.06.2023).
- Основы проектной деятельности: метод. указания / Минобрнауки России, Ом. гос. техн. ун-т; сост.: А. И. Блесман, К. Н. Полещенко, Н. А. Семенюк, А. А. Теплоухов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021.
- Проектная деятельность. — Текст: электронный // sites.google.com: [сайт]. — URL: https://www.sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/proektnaa-deatelnost (дата обращения: 09.06.2023).