Исследование рынка труда для выявления слабых сторон университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Хайдина, О. В. Исследование рынка труда для выявления слабых сторон университета / О. В. Хайдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 590-593. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103969/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье проанализированы требования работодателей при приеме на работу и компетенции, которые мы получаем в университете СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”, проведено их сравнение с профстандартом и ФГОС для определения слабых сторон обучения в университете по данному направлению.

Ключевые слова: высшее образование, требования работодателей, навыки, знания, компетенции, профстандарт, ФГОС.

В 2022 году российским работодателям чаще всего требовались кандидаты, умеющие работать в команде (32 %), с грамотной речью (22 %) и навыками ПК (18 %) [1].

Интересный факт — навыки, которые ждут работодатели от молодых кандидатов, из года в год практически не меняются. В далеком 2016 году топ-3 востребованных навыков выглядел примерно так же, как и в 2022-м: на 1-м месте шло владение ПК, на 2-м — работа в команде, на 3-м — грамотная речь [1].

Что касается знания иностранных языков, то в целом по рынку знание английского в 2022 году требовалось в 5,8 % от общего числа вакансий и было наиболее востребованным для работодателей по сравнению с другими иностранными языками. При этом доля вакансий, в которых была указана необходимость владения английским языком, снизилась по сравнению с 2021 годом.

Навыки делятся на две категории: soft skills (мягкие навыки) и hard skills (жесткие навыки). Мягкие навыки не связаны с профессиональными компетенциями, но помогают лучше выполнять свою работу и важны для построения карьеры. Помимо умения работы в команде и грамотной речи, работодатели ценят такие, как деловое общение, телефонные переговоры, грамотность, клиентоориентированность, консультирование, а также умение работать с большим объемом информации и с людьми. Топ-2 навыка — работа в команде, грамотная речь [1].

Hard skills — это профессиональные и технические компетенции. Наряду с владением ПК работодатели наиболее часто отмечают знание английского языка, поиск информации в интернете, обучение персонала, наличие водительского удостоверения, знание PowerPoint, заключение договоров, а также работу с оргтехникой [1].

Также анализ трудоустройства выпускников [2], который каждый год проводит Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, чтобы выделить ряд требований, которые предъявляют работодатели к молодым специалистам при приеме на работу, показал, что помимо общих и специальных знаний, представители производства сегодня ожидают от молодых выпускников университета дополнительных профессиональных навыков, таких как знание специальных программ, умение пользоваться ресурсами интернета, понимание иностранных языков, способность работать в коллективе, эффективно презентовать себя и результаты своего труда. Помимо этого, руководители предприятий и бизнес структур делают акцент на аналитических способностях специалиста и его организационно-управленческих навыках.

Сегодня одним из важных критериев при приеме на работу становятся следующие личностные качества молодых специалистов: порядочность, целеустремленность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, умение вести деловые переговоры и др. От выпускников ожидают также готовности учиться, ответственности, нацеленности на карьерный рост, умения выстроить в голове логическую цепочку действий и видеть конечный результат, способности быстро воспринимать информацию.

Представители производства подчеркивают низкую мотивацию выпускников, недостаточную нацеленность на профессиональное развитие, почти единогласно подчеркивают дефицит навыков общения, отсутствие умений преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде и узкий профессиональный кругозор молодых специалистов.

Т.е сегодня на производстве, в науке и бизнесе отдается приоритет выпускникам вуза, обладающим большим объемом знаний и навыков и с высокоразвитыми личностными качествами.

На рис. 1 собраны данные из наиболее популярных сайтов по поиску работы: hh.ru и Super.Job, выявлены востребованные компетенции, которые предъявляют работодатели для выпускников ВУЗа к молодым специалистам конкретно по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» при приеме на работу.

Требования работодателей пр приеме на работу для специалистов по специальности “Стандартизация и метрология”

Рис. 1. Требования работодателей пр приеме на работу для специалистов по специальности “Стандартизация и метрология”

Анализ сравнения профстандарта 40.012 «Специалист по метрологии» [3] и, представленных в ФГОС по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология” [4], универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые должны получить студенты ВУЗа, с требованиями сайтов по поиску работы, позволил сделать вывод о том, что необходимые знания, умения и навыки, требуемые работодателями при приеме на работу, совпадают с компетенциями, представленными в профстандарте и ФГОС по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология».

Однако тот же анализ трудоустройства выпускников [2], который каждый год проводит Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, показал, что главная и наиболее часто звучащая претензия работодателей к выпускникам вузов сегодня — это оторванность полученных знаний от практики, которая проявляется по-разному: в неумении обращаться с современным оборудованием, в неспособности использовать знания в решении практических задач, в психологической неподготовленности к реалиям производства, руководству рабочими и служащими, в отсутствии представлений о нормах поведения в коллективе, в бизнес — среде. «Вуз не дает человеку понимания работы фирмы — отмечают руководители организаций, у большинства кандидатов нет представления о структуре, правилах игры, субординации. Выходом из этой ситуации была бы возможность стажироваться постоянно, начиная курса со второго, тогда они бы чувствовали конъюнктуру, могли бы уже себя оценивать к четвертому курсу и претендовать на определенные вакансии».

Чтобы понять, какие изменения необходимо внести в программу обучения, нужно также проанализировать знания, навыки и компетенции, которые дает ВУЗ студентам по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”.

Из сказанного выше стало ясно, насколько важно иметь определенные компетенции и навыки, которые помогут будущим специалистам занять свое место в определенной нише, в данном случае, стать востребованным специалистом по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”. Именно поэтому важно выявить, какие из них предоставляет СПбГАСУ своим студентам по данному курсу.

Рабочая программа бакалавриата состоит из 13 профильных дисциплин (помимо общих), а именно: Физические основы измерений и эталоны; Метрология и метрологическое обеспечение строительства; Взаимозаменяемость и нормирование точности; Техническое регулирование в строительстве; Методы и средства измерений и контроля; Планирование и организация эксперимента; Управление качеством в строительстве; Квалиметрия; Стандартизация; Оценка соответствия; Аудит качества; Статистические методы контроля и управления качеством; Защита интеллектуальной собственности.

Каждая дисциплина нацелена на формирование определенных компетенций и навыков у студентов для того, чтобы они смогли стать компетентными специалистами в своей области и быстро найти работу [5].

По итогу прохождения программы бакалавриата студенты получат следующие знания и навыки:

— Комплексные знания и специальную подготовку в сфере технического регулирования, основными элементами которого являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор;

— Профессиональную подготовку к применению стандартизации в качестве инструмента технического регулирования и обеспечения конкурентоспособности продукции;

— Необходимые знания для успешного продолжения начавшегося обновления нормативной базы;

— Необходимые навыки к решению вопросов метрологического и информационного обеспечения строительства, управления качеством.

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) бакалавриата по направлению подготовки “Стандартизация и метрология” выпускники СПбГАСУ будут обладать компетенциями [5], которые соответствуют требованиям профстандарта 40.012 «Специалист по метрологии» [3] и ФГОС по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология [4] к универсальным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, которые должны получить студенты ВУЗа.

Таким образом, проанализировав сайты по поиску работы и документы СПбГАСУ, в которых представлены универсальные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции, которые получают студенты ВУЗа по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”, и сравнив их с профстандартом 40.012 «Специалист по метрологии» [3] и, представленных в ФГОС по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология” [4], универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, можно сделать вывод о том, что учащимся не хватает практических навыков использования полученных знаний в процессе обучения.

Литература:

  1. Топ востребованных навыков молодого специалиста. — Текст: электронный // hh.ru: [сайт]. — URL: https://novgorod.hh.ru/article/31231 (дата обращения: 08.06.2023).
  2. Требования и претензии работодателей к выпускникам вуза. — Текст: электронный // https://www.spbstu.ru/: [сайт]. — URL: https://www.spbstu.ru/students/employment/demands-claims-employers-graduates/ (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Профстандарт: 40.012 Специалист по метрологии. — Текст: электронный // classinform.ru: [сайт]. — URL: https://classinform.ru/profstandarty/40.012-spetcialist-po-metrologii.html (дата обращения: 09.06.2023).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология. — Текст: электронный // https://sudact.ru: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-07082020-n-901/prilozhenie/ (дата обращения: 09.06.2023).
  5. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования — программа бакалавриата. — Текст: электронный // spbgasu.ru: [сайт]. — URL: https://doc.spbgasu.ru/education/OPOP/27.03.01.pdf (дата обращения: 08.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): направление подготовки, навык, знание, компетенция, метрология, грамотная речь, работа, Стандартизация, поиск работы, техническое регулирование.


Ключевые слова

навыки, компетенции, знания, высшее образование, ФГОС, профстандарт, требования работодателей

Похожие статьи

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста

Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций

Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехни...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа

В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сфо...

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Похожие статьи

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста

Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций

Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехни...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа

В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сфо...

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Задать вопрос