Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Хайдина, О. В. Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ» / О. В. Хайдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 568-571. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103970/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.

Ключевые слова: высшее образование, проектное обучение, проектная работа, ВКР.

В течение третьего и четвертого курсов каждый студент самостоятельно или в группе выполняет междисциплинарную выпускную квалификационную работу. Темы дипломных работ, кроме преподавателей образовательной программы, могут формировать также представители работодателей, предприятий и организаций, где студенты проходят стажировку или работают, или же работодатели, заинтересованные в помощи ВУЗа дипломного. Выполнение дипломного проекта студентом способствует углублению знаний по выбранной теме исследований, развивает профессиональные и универсальные компетенции студентов, такие как: способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач; способность вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества; способность составить обзор, отчет, подготовить доклад для выступления на семинарах по тематике своих исследований.

Работа в проекте ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. В проекте могут участвовать студенты разных курсов и разных образовательных программ в зависимости от требований к участникам проекта. Для взаимодействия руководителей проектов и студентов в рамках проектной работы создается платформа — электронная площадка (база данных) для размещения предложений по проектам для студентов. За контроль, распределение, направление и помощь студентам отвечает проектный офис и управление образовательных программ (УОП).

Базовые этапы проекта [1,2]:

  1. Проектная инициатива (проектный офис).

На первом этапе жизненного цикла проекта организация-партнер предлагает описание проблемной ситуации, для решения которой предполагается запустить студенческий проект. На основании этого описания представитель университета создает проектное предложение для формирования студенческой команды. Преподаватель знакомится с формулировкой проектного предложения, анализирует его и переписывает на уровень образовательной деятельности так, чтобы студентам было понятно, что от них потребуется для выполнения данного проекта. Руководитель предлагает темы проектов, затем студенты ищут проблему, презентуют и разбиваются на группы по интересам

  1. Анализ ситуации

После того как команда проекта собрана, студенты знакомятся с описанием и готовятся к встречи с заказчиком, на которой смогут задать вопросы и договориться об ожидаемом результате (по возможности). После встречи студенты создают паспорт проекта, в котором фиксируют цель, задачи и календарный план проекта.

  1. Разработка решения.

В процессе разработки проектного решения студенты опираются на поддержку наставника проекта от университета и на обратную связь эксперта от организации-партнера. Для этого требуется проведение регулярных встреч с представителем партнера. Как правило, достаточно одной встречи в месяц.

После каждого отработанного блока предусмотрены итоговые презентации, на которые приглашаются практикующие бизнесмены, консультанты, предприниматели, представители надзорных органов или полноценные заказчики.

  1. Передача результатов. Рефлексия.

Завершающий этап проекта связан с передачей полученных результатов заказчику. Кроме этого, организуется защита проекта, которая может состояться по согласованию как на площадке партнера, так и на территории университета. Это вдохновляющий для всех сторон этап, который позитивно влияет на имидж партнера.

Остановимся подробнее на данном (3) этапе. Рассмотрим на примере: “Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ ”.

На данном этапе (6 семестр) студенты начинают разрабатывать бизнес-план, основываясь на полученных знаниях за 5 предыдущих семестров, помощи интернет-ресурсов, библиографической литературы и помощи преподавателя-наставника проекта.

В итоге у студентов должен сформироваться следующий бизнес-план, который они смогут прорабатывать в течении 3 семестров (по мере поступления определенных знаний) [2]:

  1. Подробное описание проекта с целями, сроками реализации и перспективами;
  2. Описание предлагаемой услуги или товар.
  3. Указание ценовой ниши и её аргументация.
  4. Состояние рынка, анализ конкурентов, их цен и ассортимента.
  5. Маркетинговый план с указанием целевой аудитории, способов её привлечения и стоимости рекламной кампании.
  6. Организационно-правовая часть, которая учитывает систему налогообложения.
  7. Цепочка поставки, включающая поставщиков, условия с сотрудничества с ними, расходы по доставке.
  8. Финансовая часть. Здесь указываются планируемые расходы и доходы, их источники, планируемая прибыль, точка безубыточности, анализ денежного потока (cash flow) и прочие данные.
  9. Факторы риска и инструменты их устранения или компенсации

На 5 семестре студенты начнут выполнять п.1,2, для выполнения которых им понадобятся обширные сведения по проекту и организации, а также необходимые знания по продукту (услуге), который (ую) они собираются реализовать. В данном случае, такие знания как: обоснование целесообразности применения синтетического цеолита в рецептуре известковых сухих строительных смесей (ССС); технические свойства материалов; состав сухой строительной смеси; технология изготовления известковых ССС, предназначенных для реставраций и отделки зданий и сооружений; закономерность формирования механизма структурообразования известковых систем в присутствии добавки, предназначенный для реставрации и отделки зданий; определение технологических и эксплуатационных свойств отделочного состава и покрытий на его основе; необходимое оборудование для создания смесей; какие нормативные документы необходимы для ее создания; что такое апробация и как ее провести и оценить технико-экономическую эффективность применения разработанной ССС и т. д.

В конце блока предполагается презентация проекта и предлагаемых услуг:

— несколько коротких вступительных предложений (или абзацев), в которых дается общая краткая характеристика проекта (компании) и текущей стадии его развития;

— краткое изложение всех элементов бизнес-плана (несколько предложений или абзацев), в том числе, план маркетинга, производственный, финансовый и инвестиционные разделы;

— сводное видение перспектив проекта командой на основе проведенного анализа, а также привести в табличном формате основные количественные показатели проекта;

— ответить на следующие вопросы:

  • К какой сфере деятельности относится компания (например, производитель товаров, услуг, торговая компания и т. п.)?
  • Какие услуги должна предоставлять компания?
  • Кого можно отнести к группе потенциальных клиентов компании?
  • За счет каких каналов распределения и коммуникации компания формирует свою клиентскую базу?
  • Где располагается компания?
  • Какой планируется масштаб деятельности компании (глобальный, международный, национальный, региональный, местный и т. п.)?
  • На какой стадии развития находится данная компания (например, устоявшаяся компания, планирующая своё дальнейшее развития, новое предприятие с разработанными продуктами, стартап, планирующий запуск продуктов / услуг)?
  • Какова цель, которую преследует бизнес-план (например, достижение определенного уровня коммерческих или финансовых KPI, вывод продукта / услуги / компании на новый продуктовый или географический рынок и т. п.)?
  • Кто представляет команду проекта со стороны компании (какой опыт есть у команды для реализации предложенного бизнес-плана)?

В 6 семестре для выполнения п. 3,4 студентам понадобятся знания с междисциплинарных кафедр. Для этого потребуется пригласить преподавателей, экспертов либо студентов других специальностей. Можно провести потоковые семинары для различных специальностей, которым требуются знания для проработки ценовой ниши и анализа рынка.

В этом семестре необязательно только зачитывать лекции, можно также проводить деловые игры, мозговые штурмы или разбор кейсов.

В конце блока студенты предоставляют защиту. Ключевая задача этого этапа бизнес-плана — убедительно продемонстрировать, что разрабатываемая в проекте идея имеет своего целевого потребителя, что данный рынок имеет достаточную емкость и потенциал роста, что конкуренция на данном рынке не будет нивелировать целесообразность проработки бизнес-проекта. Разработчик бизнес-плана должен определить как рынок продукта и услуги в целом, так и существующие возможности данного рынка в т. ч. его общую емкость, целевые сегменты рынка, значение и уровень устойчивости сегментов рынка.

На 7 семестре учащиеся начинают работать над маркетинговым планом и организационно правовой частью. Им также понадобятся дополнительные знания по маркетингу, продажам, менеджменту, аудиту. В этом семестре подразумевается такая же работа, как и в предыдущем.

Защита пройдет по решение следующих задач:

— определение конкурентных преимуществ на целевом рынке;

— определение уникального торгового предложения для вашего продукта или услуги;

— определение макромодели позиционирования X-Y-Z для формулирования своей позиции на рынке;

— формулировка цели и задач маркетинга и стратегии, которая позволит их реализовать, например занять, укрепить или удержать желаемую позицию на рынке;

— определение организационно-правовой форму для создаваемого предприятия или, если проект создается внутри существующего предприятия, указание формы организации проекта в рамках материнской компании;

— определение схемы управления проектом;

— указание требований к ключевому персоналу;

— составление оценки затрат на труд, в том числе уточнение схемы оплаты труда;

— выбор системы оплаты труда.

И в 8-м семестре пройдет заключительный этап подготовки проекта, тестирование идеи и ее доработка, а затем предоставление проекта на ВКР с приглашенными экспертами или заказчиками. В данном семестре работа идет только по проекту. В этом блоке понадобятся знания по финансам, экономики, логистики.

*Проектное обучение может быть внедрено как дополнительная дисциплина, которая будет проходить в рамках программы обучения параллельно с изучаемыми профильными и общеобразовательными дисциплинами, так и работа над проектом во внеурочные часы, где могут проводиться дополнительные встречи, семинары или выезды по запросу студентов.

Для отслеживания результатов, предоставление помощи и назначения регулярных встреч для проектной работы создается кабинет на онлайн-платформе с единой точкой входа во все сервисы, где происходит:

— поддержка всех этапов проектного цикла;

— управление командой и результатами;

— визуализация цифрового следа;

— анализ результатов и статистика.

Таким образом, внедрение проектного обучения в структуру СПбГАСУ и налаживание всех процессов для его функционирования поможет в развитии компетенций студентов (soft skills, hard skills), их практических навыков и обогащения их портфолио. Такой метод поможет учесть результаты реализации студентами проектов в их достижениях при отборе на программы двойного диплома, академической мобильности, поступление в магистратуру и аспирантуру (исследовательские проекты), трудоустройстве в исследовательские подразделения. Для ВУЗа же — это повышение его репутации, приобретение многочисленных деловых связей и опыта общения с партнерами ВУЗа (выступающими заказчиками проектов), имеющих общественный либо технический или экономический вес; привлечение заказчиков из некоммерческого сектора; развитие межвузовского сотрудничества в области реализации студенческих проектов; привлечение к руководству студенческими проектами различных типов ведущих профессионалов как изнутри СПбГАСУ, так и вне, что будет обеспечивать мотивацию студентов, их дальнейшее профессиональное развитие; обеспечение информационной поддержки студенческих проектов в средствах массовой информации, социальных сетях; а также создание подготовленных компетентных специалистов, соответствующих требованиям работодателей, которые смогут быстрее трудоустроиться в будущем.

Литература:

  1. Технология проектного обучения. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-gumanitarnogo-cikla-0/2013/02/tekhnologiya-proektnogo-obucheniya (дата обращения: 09.06.2023).
  2. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. — Текст: электронный // uni.hse.ru: [сайт]. — URL: https://uni.hse.ru/data/2018/07/02/1153130829/ %D0 %A1 %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %20 %D0 %BA %D0 %B5 %D0 %B9 %D1 %81 %D0 %BE %D0 %B2 %20 %D0 %9F %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %83 %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Бизнес-план: как составить самому и какую информацию включить. — Текст: электронный // kontur.ru: [сайт]. — URL: https://kontur.ru/articles/3065 (дата обращения: 09.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): студент, проект, проектное обучение, проектная работа, семестр, услуга, маркетинговый план, проектное предложение, проектный офис, ценовая ниша.


Похожие статьи

Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело»

В статье автор раскрывает преимущества проектного метода обучения в среднем профессиональном образовании.

Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ»)

Статья посвящена основным направлениям подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в рамках реализации учебной и производственной практики с учетом компетентностного подхода.

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций

В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования

В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»

В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».

Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...

Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию

В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Методика анализа финансовой устойчивости организации, адаптированная к требованиям дипломной работы бакалавра по направлению «Менеджмент»

В статье представлена методика анализа финансовой устойчивости организации, разработанная для использования при написании дипломных работ бакалавров по направлению «Менеджмент» на основе учета соответствующих ограничений по компетенциям, трудоемкости...

Похожие статьи

Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело»

В статье автор раскрывает преимущества проектного метода обучения в среднем профессиональном образовании.

Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ»)

Статья посвящена основным направлениям подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в рамках реализации учебной и производственной практики с учетом компетентностного подхода.

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций

В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования

В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»

В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».

Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...

Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию

В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Методика анализа финансовой устойчивости организации, адаптированная к требованиям дипломной работы бакалавра по направлению «Менеджмент»

В статье представлена методика анализа финансовой устойчивости организации, разработанная для использования при написании дипломных работ бакалавров по направлению «Менеджмент» на основе учета соответствующих ограничений по компетенциям, трудоемкости...

Задать вопрос