В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.
Ключевые слова: высшее образование, проектное обучение, проектная работа, ВКР.
В течение третьего и четвертого курсов каждый студент самостоятельно или в группе выполняет междисциплинарную выпускную квалификационную работу. Темы дипломных работ, кроме преподавателей образовательной программы, могут формировать также представители работодателей, предприятий и организаций, где студенты проходят стажировку или работают, или же работодатели, заинтересованные в помощи ВУЗа дипломного. Выполнение дипломного проекта студентом способствует углублению знаний по выбранной теме исследований, развивает профессиональные и универсальные компетенции студентов, такие как: способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач; способность вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества; способность составить обзор, отчет, подготовить доклад для выступления на семинарах по тематике своих исследований.
Работа в проекте ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. В проекте могут участвовать студенты разных курсов и разных образовательных программ в зависимости от требований к участникам проекта. Для взаимодействия руководителей проектов и студентов в рамках проектной работы создается платформа — электронная площадка (база данных) для размещения предложений по проектам для студентов. За контроль, распределение, направление и помощь студентам отвечает проектный офис и управление образовательных программ (УОП).
Базовые этапы проекта [1,2]:
- Проектная инициатива (проектный офис).
На первом этапе жизненного цикла проекта организация-партнер предлагает описание проблемной ситуации, для решения которой предполагается запустить студенческий проект. На основании этого описания представитель университета создает проектное предложение для формирования студенческой команды. Преподаватель знакомится с формулировкой проектного предложения, анализирует его и переписывает на уровень образовательной деятельности так, чтобы студентам было понятно, что от них потребуется для выполнения данного проекта. Руководитель предлагает темы проектов, затем студенты ищут проблему, презентуют и разбиваются на группы по интересам
- Анализ ситуации
После того как команда проекта собрана, студенты знакомятся с описанием и готовятся к встречи с заказчиком, на которой смогут задать вопросы и договориться об ожидаемом результате (по возможности). После встречи студенты создают паспорт проекта, в котором фиксируют цель, задачи и календарный план проекта.
- Разработка решения.
В процессе разработки проектного решения студенты опираются на поддержку наставника проекта от университета и на обратную связь эксперта от организации-партнера. Для этого требуется проведение регулярных встреч с представителем партнера. Как правило, достаточно одной встречи в месяц.
После каждого отработанного блока предусмотрены итоговые презентации, на которые приглашаются практикующие бизнесмены, консультанты, предприниматели, представители надзорных органов или полноценные заказчики.
- Передача результатов. Рефлексия.
Завершающий этап проекта связан с передачей полученных результатов заказчику. Кроме этого, организуется защита проекта, которая может состояться по согласованию как на площадке партнера, так и на территории университета. Это вдохновляющий для всех сторон этап, который позитивно влияет на имидж партнера.
Остановимся подробнее на данном (3) этапе. Рассмотрим на примере: “Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ ”.
На данном этапе (6 семестр) студенты начинают разрабатывать бизнес-план, основываясь на полученных знаниях за 5 предыдущих семестров, помощи интернет-ресурсов, библиографической литературы и помощи преподавателя-наставника проекта.
В итоге у студентов должен сформироваться следующий бизнес-план, который они смогут прорабатывать в течении 3 семестров (по мере поступления определенных знаний) [2]:
- Подробное описание проекта с целями, сроками реализации и перспективами;
- Описание предлагаемой услуги или товар.
- Указание ценовой ниши и её аргументация.
- Состояние рынка, анализ конкурентов, их цен и ассортимента.
- Маркетинговый план с указанием целевой аудитории, способов её привлечения и стоимости рекламной кампании.
- Организационно-правовая часть, которая учитывает систему налогообложения.
- Цепочка поставки, включающая поставщиков, условия с сотрудничества с ними, расходы по доставке.
- Финансовая часть. Здесь указываются планируемые расходы и доходы, их источники, планируемая прибыль, точка безубыточности, анализ денежного потока (cash flow) и прочие данные.
- Факторы риска и инструменты их устранения или компенсации
На 5 семестре студенты начнут выполнять п.1,2, для выполнения которых им понадобятся обширные сведения по проекту и организации, а также необходимые знания по продукту (услуге), который (ую) они собираются реализовать. В данном случае, такие знания как: обоснование целесообразности применения синтетического цеолита в рецептуре известковых сухих строительных смесей (ССС); технические свойства материалов; состав сухой строительной смеси; технология изготовления известковых ССС, предназначенных для реставраций и отделки зданий и сооружений; закономерность формирования механизма структурообразования известковых систем в присутствии добавки, предназначенный для реставрации и отделки зданий; определение технологических и эксплуатационных свойств отделочного состава и покрытий на его основе; необходимое оборудование для создания смесей; какие нормативные документы необходимы для ее создания; что такое апробация и как ее провести и оценить технико-экономическую эффективность применения разработанной ССС и т. д.
В конце блока предполагается презентация проекта и предлагаемых услуг:
— несколько коротких вступительных предложений (или абзацев), в которых дается общая краткая характеристика проекта (компании) и текущей стадии его развития;
— краткое изложение всех элементов бизнес-плана (несколько предложений или абзацев), в том числе, план маркетинга, производственный, финансовый и инвестиционные разделы;
— сводное видение перспектив проекта командой на основе проведенного анализа, а также привести в табличном формате основные количественные показатели проекта;
— ответить на следующие вопросы:
- К какой сфере деятельности относится компания (например, производитель товаров, услуг, торговая компания и т. п.)?
- Какие услуги должна предоставлять компания?
- Кого можно отнести к группе потенциальных клиентов компании?
- За счет каких каналов распределения и коммуникации компания формирует свою клиентскую базу?
- Где располагается компания?
- Какой планируется масштаб деятельности компании (глобальный, международный, национальный, региональный, местный и т. п.)?
- На какой стадии развития находится данная компания (например, устоявшаяся компания, планирующая своё дальнейшее развития, новое предприятие с разработанными продуктами, стартап, планирующий запуск продуктов / услуг)?
- Какова цель, которую преследует бизнес-план (например, достижение определенного уровня коммерческих или финансовых KPI, вывод продукта / услуги / компании на новый продуктовый или географический рынок и т. п.)?
- Кто представляет команду проекта со стороны компании (какой опыт есть у команды для реализации предложенного бизнес-плана)?
В 6 семестре для выполнения п. 3,4 студентам понадобятся знания с междисциплинарных кафедр. Для этого потребуется пригласить преподавателей, экспертов либо студентов других специальностей. Можно провести потоковые семинары для различных специальностей, которым требуются знания для проработки ценовой ниши и анализа рынка.
В этом семестре необязательно только зачитывать лекции, можно также проводить деловые игры, мозговые штурмы или разбор кейсов.
В конце блока студенты предоставляют защиту. Ключевая задача этого этапа бизнес-плана — убедительно продемонстрировать, что разрабатываемая в проекте идея имеет своего целевого потребителя, что данный рынок имеет достаточную емкость и потенциал роста, что конкуренция на данном рынке не будет нивелировать целесообразность проработки бизнес-проекта. Разработчик бизнес-плана должен определить как рынок продукта и услуги в целом, так и существующие возможности данного рынка в т. ч. его общую емкость, целевые сегменты рынка, значение и уровень устойчивости сегментов рынка.
На 7 семестре учащиеся начинают работать над маркетинговым планом и организационно правовой частью. Им также понадобятся дополнительные знания по маркетингу, продажам, менеджменту, аудиту. В этом семестре подразумевается такая же работа, как и в предыдущем.
Защита пройдет по решение следующих задач:
— определение конкурентных преимуществ на целевом рынке;
— определение уникального торгового предложения для вашего продукта или услуги;
— определение макромодели позиционирования X-Y-Z для формулирования своей позиции на рынке;
— формулировка цели и задач маркетинга и стратегии, которая позволит их реализовать, например занять, укрепить или удержать желаемую позицию на рынке;
— определение организационно-правовой форму для создаваемого предприятия или, если проект создается внутри существующего предприятия, указание формы организации проекта в рамках материнской компании;
— определение схемы управления проектом;
— указание требований к ключевому персоналу;
— составление оценки затрат на труд, в том числе уточнение схемы оплаты труда;
— выбор системы оплаты труда.
И в 8-м семестре пройдет заключительный этап подготовки проекта, тестирование идеи и ее доработка, а затем предоставление проекта на ВКР с приглашенными экспертами или заказчиками. В данном семестре работа идет только по проекту. В этом блоке понадобятся знания по финансам, экономики, логистики.
*Проектное обучение может быть внедрено как дополнительная дисциплина, которая будет проходить в рамках программы обучения параллельно с изучаемыми профильными и общеобразовательными дисциплинами, так и работа над проектом во внеурочные часы, где могут проводиться дополнительные встречи, семинары или выезды по запросу студентов.
Для отслеживания результатов, предоставление помощи и назначения регулярных встреч для проектной работы создается кабинет на онлайн-платформе с единой точкой входа во все сервисы, где происходит:
— поддержка всех этапов проектного цикла;
— управление командой и результатами;
— визуализация цифрового следа;
— анализ результатов и статистика.
Таким образом, внедрение проектного обучения в структуру СПбГАСУ и налаживание всех процессов для его функционирования поможет в развитии компетенций студентов (soft skills, hard skills), их практических навыков и обогащения их портфолио. Такой метод поможет учесть результаты реализации студентами проектов в их достижениях при отборе на программы двойного диплома, академической мобильности, поступление в магистратуру и аспирантуру (исследовательские проекты), трудоустройстве в исследовательские подразделения. Для ВУЗа же — это повышение его репутации, приобретение многочисленных деловых связей и опыта общения с партнерами ВУЗа (выступающими заказчиками проектов), имеющих общественный либо технический или экономический вес; привлечение заказчиков из некоммерческого сектора; развитие межвузовского сотрудничества в области реализации студенческих проектов; привлечение к руководству студенческими проектами различных типов ведущих профессионалов как изнутри СПбГАСУ, так и вне, что будет обеспечивать мотивацию студентов, их дальнейшее профессиональное развитие; обеспечение информационной поддержки студенческих проектов в средствах массовой информации, социальных сетях; а также создание подготовленных компетентных специалистов, соответствующих требованиям работодателей, которые смогут быстрее трудоустроиться в будущем.
Литература:
- Технология проектного обучения. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-gumanitarnogo-cikla-0/2013/02/tekhnologiya-proektnogo-obucheniya (дата обращения: 09.06.2023).
- Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. — Текст: электронный // uni.hse.ru: [сайт]. — URL: https://uni.hse.ru/data/2018/07/02/1153130829/ %D0 %A1 %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %20 %D0 %BA %D0 %B5 %D0 %B9 %D1 %81 %D0 %BE %D0 %B2 %20 %D0 %9F %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %83 %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
- Бизнес-план: как составить самому и какую информацию включить. — Текст: электронный // kontur.ru: [сайт]. — URL: https://kontur.ru/articles/3065 (дата обращения: 09.06.2023).