В статье рассматриваются основные характеристики микрокурса. Автор считает, что развитие навыков у студентов педагогических вузов в сфере микрокурса может стать новым способом развития компетенции преподавания и использования информационных технологий, способствовать улучшению их знаний о преподавании в цифровой образовательной среде, а также способствовать поиску новых способов подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: микроурок, микрообучение, микрокурс, педагогическое мастерство, информационная грамотность, структура информационных технологий TRACT, профессиональные достижения, профессиональная подготовка кадров
Микрокурс (Micro-lecture) возник в условиях информационного века как попытка объединить дистанционное обучение, сетевые информационные технологии и аудиторную подготовку. Являясь прогрессивной попыткой оптимизировать учебный процесс, микрокурс постепенно становится важным образовательным ресурсом. Изучение и разработка микрокурса стали популярной темой исследований в области образования. В сфере подготовки будущих учителей микрокурс открывает новые перспективы использования информационных технологий для продвижения изменений в аудиторном обучении и исследований в области образования.
Проанализировав предложенные Ху Тешэном [1], Ли Цзяхоу [2], Цзяо Цзяньли [3], Чжан Ичунем [4], Г. А. Монахова, Д. Н. Монахов, Г. Б. Прончев [5] и другими исследователями концепции микрокурса, можно заметить, что хотя люди делают акцент на разных особенностях этого феномена, все они выделяют следующие характерные черты:
1) основным носителем микрокурса является микровидео;
2) микрокурс представляет собой учебный контент, который сфокусирован на конкретной теме и максимально кратко и полно раскрывает определенную мысль, идею;
3) целью микрокурса является обучение или применение в преподавании;
4) микрокурс — это новая, интерактивная модель учебного курса, поддерживающая несколько методов для вовлечения обучающихся в процесс обучения.
5) доступность на различных устройствах.
Другими словами, микрокурс — это соединение образования и современных информационных технологий. Основным содержанием «микроурока» является учебное видео (фрагмент, иллюстрирующий содержание урока), но также в него входят связанные с темой урока план урока, практические заметки, упражнения и тесты, а также отзывы студентов, комментарии преподавателей и т. д. Его основные особенности — это лаконичность и наглядность, а широкое применение микролекций обусловлено следующими характерными чертами:
— Микрокурс обычно не превышает 10 минут, не требует продолжительной концентрации внимания, учитывает инерцию зрительного восприятия человека, а также особенности восприятия информации учениками младших и начальных классов. Краткая форма также легко стимулирует интерес учащихся к обучению.
— учебный контент в соответствии с законами восприятия разбивается на маленькие фрагменты и подается в цифровом формате, что в значительной мере удовлетворяет потребности обучающихся учиться в любое время, в любом месте;
— микрокурс можно применять как в классе, так и в неформальной образовательной среде, оно подходит для самостоятельного изучения;
— основой микрокурс является микровидео. Поскольку и современные школьники, и студенты педагогических училищ выросли одновременно с развитием информационных технологий, как «цифровые аборигены» они более склонны к обмену изображениями и предпочитают мультимедийные учебные ресурсы, подающие материал одновременно в аудио- и видеоформате [6].
Таким образом, в соответствии с общей тенденцией эпохи к разнообразию методов и персонализации содержания микрокурс заслуживает нашего пристального внимания и всестороннего изучения.
С точки зрения традиционного образования микрокурс можно воспринимать как форму интеграции информационных технологий и образования. Это очень важно для подготовки будущих преподавателей.
Навыки создания микрокурса в педагогических вузах повышают способности будущих учителей к применению информационных технологий в преподавании, ускоряя цифровую трансформацию образования. Исследования показали, что проекты по разработке микрокурса в сфере преподавания предметных знаний помогают эффективно формировать и развивать у студентов педагогических вузов навыки использования технологий в аудиторном обучении, способствуют их пониманию тесной связи технологий, методики обучения и содержания предмета [7].
Создание микрокурса обычно проходит следующим образом: выбор темы — подготовка к уроку — разработка микрокурса и его повторная проверка — запись видеоролика для микрокурса — презентация и редактура — обмен мнениями — представление работы на оценку. Для студентов педагогических вузов это процесс закрепления знаний, генерирования новых идей и тщательного анализа, а также процесс постоянного общения со сверстниками и диалога с преподавателями. В основе всего процесса лежат две основные составляющие подготовки будущих учителей: они должны думать не только о том, как учить самим, но и о том, как предоставить ученикам все возможности для обучения.
Как известно, педагогическое мастерство является основным и наиболее важным содержанием подготовки учителей, а овладение определенными педагогическими навыками является основным профессиональным качеством, которым должен обладать квалифицированный педагог. Педагогические навыки не только связаны с будущим карьерным развитием студентов педагогических вузов, но также напрямую влияют на то, смогут ли они успешно закончить обучение. Микрокурс подразумевает создание учебных планов и мультимедийных учебных материалов, применение навыков преподавания и многие другие аспекты, отражающие понимание и овладение профессиональными навыками, необходимыми для будущих учителей.
На самом деле создание микрокурса не только улучшает навыки преподавания студентов педагогических вузов, но и помогает улучшить их речевые навыки, развивает педагогическую этику и т. д. Конечно, главное в микрообучении не то, насколько умело используются технологии, а то, насколько оно «педагогично». Студенты педагогических вузов должны научиться осуществлять преподавательскую деятельность, принимая во внимание особенности восприятия учащихся и другие факторы.
Подводя итог, мы считаем, что развитие навыков в сфере микрокурса у студентов педагогических вузов может стать новым способом развития у них навыков преподавания и использования информационных технологий, способствовать улучшению их знаний о преподавании в цифровой образовательной среде, а также способствовать поиску новых способов подготовки будущих педагогов.
Литература:
- 胡铁生, 黄明燕, 李民. 我国微课发展的三个阶段及其启示/ 胡铁生, 黄明燕, 李民. — Текст: непосредственный // 远程教育杂志. — 2013. — № 4. — С. 36–41.
- 黎加厚. 微课的含义与发展 / 黎加厚.— Текст: непосредственный // 中小学信息技术教育. — 2013. — № 4. — С. 10–12.
- 焦建利. 微课及其应用与影响/ 焦建利. — Текст: непосредственный // 微课及其应用与影响. — 2013. — № 4. — С. 13- 14.
- 张一春. 精彩教学,从微课开始/ 张一春.— Текст: непосредственный // 高校医学教学研究(电子版). — 2017. — № 6. — С. 52–54.
- Г. А. Монахова, Д. Н. Монахов, Г. Б. Прончев. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования /Г. А. Монахова, Д. Н. Монахов, Г. Б. Прончев. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2020. — № 3. — С. 299–304.
- 徐顺,杨浩,朱莎. 数字原住民是合格的数字公民? — 兼论数字公民素养的提升/ 徐顺,杨浩,朱莎. — Текст: непосредственный // 中国远程教育. — 2021. — № 9. — С. 08–15.
- 马建军. 师范生整合技术的学科教学知识(TPACK)发展研究 / 马建军. — Текст: электронный // https://jky.hunnu.edu.cn/info/1051/2484.htm: [сайт]. — URL:(дата обращения: 01.06.2023).