О подходах к развитию исходных представлений обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Меджидова, П. М. О подходах к развитию исходных представлений обучающихся начальных классов / П. М. Меджидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103980/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: исходные представления, наивные теории, научные понятия, естественно-научные ошибки, совместная деятельность, развитие.

Сейчас все более обсуждаемой и востребованной становится тема развития исходных представлений в младшем школьном возрасте. Л. С. Выготский один из первых поднял и исследовал вопрос о переходе исходных детских представлений к научным понятиям в процессе образования, представляя это как важную теоретическую проблему с огромным практическим значением. В его работах рассматривается, что младший школьный возраст характеризуется в том числе формированием первоначальных представлений о мире, которые являются неполными, «наивными». Он изучал взаимодействие наивных и научных понятий в процессе обучения. Л. С. Выготский подчеркивает, что научные понятия не просто усваиваются и запоминаются детьми, но формируются и развиваются благодаря активной познавательной деятельности.

Стелла Восниаду указывает на интуитивное понимание детьми физического мира, основанное на их жизненном опыте. Чтобы освоить научное знание, ученики должны значительно пересмотреть свое восприятие и объяснение физического мира, а также методы рассуждения. В процессе формирования научных знаний обучающиеся вынуждены развивать новые представления и убеждения, которые могут сосуществовать с их первоначальными теориями, не обязательно замещая их.

Исходные представления играют ключевую роль в образовательном процессе, поскольку они становятся отправной точкой в процессе формирования научных понятий у детей. Именно через присущие им наивные представления ребенок начинает познавать окружающий мир, формирует свои первые представления об объектах, явлениях и процессах. Эти наивные представления очень устойчивы, и очень плохо усваиваются в процессе обучения. Анализ исходных представлений позволяет специалистам в области образования устанавливать причины ошибок обучающихся и формировать стратегии их преодоления для успешного развития предметного понятийного мышления. При этом, исходные представления детей сложно заменить сразу научными понятиями, они могут смешиваться и формировать синтетическое понятие. Во время обучения не учитывается, то с какими знаниями пришел обучающийся, а дается формальное знание. Если фокус обучения сосредоточен исключительно на приобретении формальных знаний, минуя развитие исходных представлений обучающихся, это может привести к тому, что освоение научного знания у обучающихся может оказаться неполным.

Стелла Восниаду вместе с Вильямом Ф. Бревером проводили исследования о детских представлениях смены дня и ночи и форме Земли. Восниаду в результате исследования детских представлений о космосе обнаружила, что даже после прохождения курса астрономии, у детей сохраняется ненаучный взгляд на Вселенную. До начала обучения дети обычно считают Землю плоской. Несмотря на то, что дети легко усваивают информацию о том, что Земля круглая, они трактуют это по-своему и создают альтернативные модели Земли. Ребенок может верно определить или изобразить Землю как круглую, но допустит ошибки при изображении людей, домов, Солнца и Луны. Дети могут неправильно расставить небесные тела, как и людей. Вопрос о том какая форма у Земли не дает полного представления понимания, поскольку в ответе обычно звучит заученное «круглая». Однако, задавая разные вопросы, требующие глубокого понимания и анализа, мы обнаружим разнообразие представлений о Земле у детей. Интерпретация циклов дня и ночи может существенно различаться и во многом определяется моделью формы Земли, которую имеет ребенок. Восниаду и Бревер выявили, что исходя из моделей Земли, формируется модели смены дня и ночи. Если у ребенка складывается представление о плоской Земле, то он будет стремиться найти объяснение смены дня и ночи, соответствующее его знаниям, например, как то, что Солнце просто опускается под диск, а Луна поднимается. В его картине мира Солнце и Луна просто движутся вверх-вниз.

Теоретико-методологической основой психолого-педагогического исследования стала рамочная теория наивной физики Стеллы Восниаду, подход к развитию исходных представлений до научных понятий в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. В работе рассматривалась возрастная специфика учебной деятельности обучающихся в младшем школьном возрасте и мотивации (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман). При построении программы эмпирического исследования был рассмотрен подход к изучению естественно-научной грамотности младших школьников в рамках Международного исследования качества математического и естественно-научного образования (TIMSS).

Предмет исследования развитие исходных представлений у младших школьников о форме Земли, о смене дня и ночи.

Гипотеза исследования: работа в группе и учебная дискуссия способствуют развитию исходных представлений у младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи.

Частная гипотеза 1: развитие исходных представлений у младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи связано с уровнем учебной мотивации.

Частная гипотеза 2: академическая успеваемость младших школьников по окружающему миру связана с наличием исходных представлений о форме Земли и смене дня и ночи.

Частная гипотеза 3: представления младших школьников о смене дня и ночи связаны с представлениями о форме Земли. В зависимости от модели Земли будет меняться восприятие смены дня и ночи.

Частная гипотеза 4: исходные представления у младших школьников о смене дня и ночи, форме Земли из сельской и московской школы имеют различия.

Методики исследования:

  1. методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте (Кулагина И. Ю., Апасова Е. В., Федоров В. В.),
  2. тестовые задания на основе естественно-научного блока заданий TIMSS для 4 классов,
  3. формирующие занятия на основе беседы С.Восниаду.

Практическое значение исследования

В выпускной квалификационной работе показано, что развитие исходных представлений младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи до научных понятий происходит в классе во взаимодействии учителя в группе и в ходе учебной дискуссии. Применение учебной дискуссии и групповой работы в ходе урока способствует развитию представлений об окружающем мире у младших школьников.

Данное исследование отвечает современным психолого-педагогическим проблемам развития наивных представлений младших школьников. На основе теоретических и эмпирических данных исследования возможно проектирование методов и технологий развития исходных представлений у младших школьников.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр.соч. М., 2008. Т.2. С.121
  2. Исаев Е. И., Марголис А. А., Сафронова М. А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. DOI: 10.17759/pse.2021260602
  3. Марголис А. А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 6–27. DOI: 10.17759/pse.2020250402
  4. Vosniadou S. The Framework Theory Approach to the Problem of Conceptual Change / Vosniadou S., Vamvakoussi X., Skopeliti I. // International Handbook of Research on Conceptual Change. — 2008. —P. 3–34.№. 4. — С. 535–585
  5. Vosniadou S., Brewer W. F. Mental models of the day/night cycle //Cognitive science. — 1994. — Т. 18. — №. 1. — С. 123–183.
  6. Vosniadou S., Brewer W. F. Mental models of the earth: A study of conceptual change in childhood //Cognitive psychology. — 1992. — Т. 24. –
  7. Vosniadou S., Brewer W. F. The concept of the earth's shape: A study of conceptual change in childhood //Center for the Study of Reading Technical Report; no. 467. — 1989. https://doi.org/10.1016/0010–0285(92)90018-W
Основные термины (генерируются автоматически): представление, форма Земли, смена дня, TIMSS, младший школьный возраст, ночь, ребенок, частная гипотеза, школьник, учебная дискуссия.


Ключевые слова

развитие, совместная деятельность, научные понятия, исходные представления, наивные теории, естественно-научные ошибки

Похожие статьи

Методические особенности построения процесса обучения математике в национальных школах Севера

В статье рассматриваются особенности процессуального компонента процесса обучения математике учащихся национальных школ российского Севера, охарактеризована обучающая деятельность учителя и описана учебно-познавательная деятельность учащихся.

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Концепции современного образования

В статье рассматриваются ключевые аспекты современной образовательной парадигмы, включая ее философские основы, сущность и преимущества. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования образовательного процесса и методов обучения.

Педагогические технологии в образовательной практике

Компетентностный подход в отечественной системе образования

Статья посвящена целесообразности широкого внедрения «компетентностного подхода» и других западных дидактических новаций в отечественное образовательное пространство.

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Похожие статьи

Методические особенности построения процесса обучения математике в национальных школах Севера

В статье рассматриваются особенности процессуального компонента процесса обучения математике учащихся национальных школ российского Севера, охарактеризована обучающая деятельность учителя и описана учебно-познавательная деятельность учащихся.

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Концепции современного образования

В статье рассматриваются ключевые аспекты современной образовательной парадигмы, включая ее философские основы, сущность и преимущества. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования образовательного процесса и методов обучения.

Педагогические технологии в образовательной практике

Компетентностный подход в отечественной системе образования

Статья посвящена целесообразности широкого внедрения «компетентностного подхода» и других западных дидактических новаций в отечественное образовательное пространство.

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Задать вопрос