Пространственно-территориальное развитие подмосковного города Реутова и его устойчивые планировочные элементы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Попов, Д. Д. Пространственно-территориальное развитие подмосковного города Реутова и его устойчивые планировочные элементы / Д. Д. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 39-46. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103981/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье прослеживается преемственность планировочной организации территорий города Реутова для открытия новых возможностей территориального соединения разобщенной городской территории.

Ключевые слова: Реутов, станция Реутово, железная дорога, путепровод, транспортные артерии, устойчивые планировочные элементы, застройка, территориальное разъединение, градостроительное объединение.

The study traces the continuity of the planning organization of the territories of the city of Reutov in order to open up new opportunities for territorial connection of a divided urban area with the help of stable planning elements.

Keywords: Reutov, Reutovo station, railway, overpass, transport arteries, sustainable planning elements, development, territorial separation, urban reunification

Исчерпанность внешних территориальных резервов подмосковного города Реутова обусловливает более интенсивное использование уже освоенных внутригородских территорий. Для выявления внутренних резервов дальнейшего планировочного развития города необходимо выявить устойчивые планировочные элементы [1], сформировавшиеся с момента возникновения этого поселения.

Город Реутов — наукоград, городской округ Московской области — прилегает к восточной границе Москвы. Назван так по селу Реутово, получившему статус рабочего посёлка в 1928 году и статус города — в 1940 году. История Реутова давняя: деревня в Реутовой пустоши известна из Писцовых книг 1573 года, а в 19 в. уже сделалась фабричным поселком при огромной Реутовской мануфактуре. Реутов входит в Московскую агломерацию и в её составе — в Балашихинско-Люберецкую агломерацию второго порядка [4].

Город специализируется на ракетно-космической отрасли и обороне страны. Градообразующее предприятие — Акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения». Как головное предприятие в многопрофильной кооперации оно обеспечивает Вооруженные Силы страны новейшими видами военной техники, осуществляет военно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами [5]. Территория города составляет 892 гектара, она ограничена Нижегородским и Носовихинским шоссе — дорогами федерального значения [6].

Реутов разделён железной дорогой Горьковского направления на две части: северную и южную, на его территории располагается ж/д станция «Реутово», имеется автономный выход от станции метрополитена «Новокосино». Количество населения на 2022 год по статистическим данным, взятым на официальном сайте службы Росстата, составляет 108 257 человек [7].

На западе город территориально ограничен МКАДом, на севере — шоссе Энтузиастов, на юге — Носовихинским шоссе, где вплотную примыкает к столичному административному району Новокосино с плотной многоэтажной застройкой. На востоке в границах города находится путепровод, соединяющий шоссе Энтузиастов и Носовихинское шоссе, он находится внутри промышленно-складской зоны, но отделён от жилой части. На севере и востоке его территория примыкает к зоне застройки частными домами административных микрорайонов Николо-Архангельский, Салтыковка и Городского округа Балашиха. То есть Реутов лежит в границах исторически сложившихся транспортных артерий, не позволяющих сформировать единую транспортную сеть внутри города, что и является основной проблемой этого современного наукограда.

История развития городской территории.

В ходе исследования было изучено пространственно-территориальное развитие подмосковного города Реутов от помещичьей усадьбы и сельца Реутово до развитого подмосковного города.

План 1848 года

Рис. 1. План 1848 года

На плане 1848 года указана помещичья усадьба-сельцо Реутово рядом с прудом (далее — Фабричным) в окружении деревень Никольское, Крутицы, Ивановское.

Устойчивые планировочные элементы с 1848:

— дорога, соединяющая Москву, д. Крутицы и Никольское в процессе своей эволюции становится Носовихинским шоссе; дорога, соединяющая д. Крутицы с сельцом Реутовым и ведущая дальше на север, становится одним из первых лучей, который затем становится Проспектом Мира — одной из главных улиц Реутова;

— дорога от сельца Реутова, которая начиналась от мануфактуры, шла затем вдоль Фабричного пруда, переходя впоследствии через две ветки ж/д, заканчиваясь в деревне Никольское, существовала до 1980-х готов; в настоящее время от неё осталась лишь часть, связывающая центр города (север) и набережную Фабричного пруда;

— в 80-х годах, вследствие разрастания территории НПО, сначала был закрыт переезд через Балашихинскую ветку ж/д, затем в нулевых был закрыт второй переезд через Горьковскую ветку, а в первом десятилетии 21 в. перестала существовать и улица, соединяющая южную часть г. Реутова с д. Никольское.

— Фабричный пруд до настоящего времени по-прежнему располагается в центре города.

План 1862 года

Рис.2. План 1862 года

На плане 1862 года уже появляются строения ситцевой фабрики (которая потом и станет градообразующий предприятием — ткацкой мануфактурой) и ж/д Горьковского направления. Вокруг по-прежнему располагаются лесной массив и луга.

Устойчивые планировочные элементы с 1862:

— ж/д Горьковского направления;

— территория ситцевой фабрики.

Рис.3. План 1905 года

В начале XX в. на плане 1905 года это уже город, существующие деревни ещё сохранены, но с запада и востока к городу теперь подступают дачный застройки Никольское и Новое Гиреево (в дальнейшем — Новогиреево) [8].

Существующие деревни начинают немного разрастаться, сформировался жилой массив с южной стороны железной дороги — это является первой предпосылкой территориального разделения городской территории.

Начинает формироваться улично-дорожный каркас, который представляет собой прямую дорогу, соединяющую д. Ивановское с ситцевой мануфактурой в центре города, и окружную улицу, обрамляющую город на данный момент, что начинает условно напоминать собой стихийно возникшую лучевую планировочную схему города.

Также появляется новая ветка ж/д, соединяющая Реутовскую мануфактуру с аналогичными предприятиями на территории современной Балашихи.

Устойчивые планировочные элементы с 1905:

— дорога, соединяющая д. Ивановское с сельцом Реутово, идущая от мануфактуры и впоследствии названная ул. Победы, вследствие расширения Реутова, приняла свою нынешнюю лучевидную форму и стала одной из главных улиц города;

— центральный подъезд к помещичьей усадьбе был немного изменен под планировку активно развивающегося города и с начала 20 века, и по его завершении так же являлся одним из лучей, исходящих из центра города и направленных к Москве. Однако свою главную роль по связи центра Реутова и дачного посёлка Новогиреево он потерял. Сейчас — это небольшая ул. Лесная;

— два этих луча так же были связаны между собой центральным полукольцом города. Так же была построена дорога, соединяющая между собой мануфактуру и ж/д станцию Реутово, сейчас это ул. Ашхабадская.

План 1952 года

Рис.4. План 1952 года

Территориальная действительность, отраженная на карте 1952 года, показывает, что город значительно разросся, появилась многоэтажная застройка, само здание мануфактуры и её территория уже практически соответствуют своему современному состоянию. Стихийно возникшая лучевая схема города в его северной части становится всё более выраженной: возникают новые лучеобразные улицы, исходящие из центра города. Активно начала застраиваться южная часть города частными жилыми домами, в отличии от северной промышленной части города. Планировка южной части города более линейная, в настоящее время ставшая прямоугольной. Построена и базируется военная часть.

Устойчивые планировочные элементы с 1952:

— На севере, рядом с д. Ивановское, был разбит яблоневый сад.

— В южной части города были проложены две улицы, параллельные железной дороге, сейчас это основные улицы южной части города: Юбилейный проспект и ул. Октября.

— Три улицы, соединяющие Юбилейный проспект и ул. Октября, ориентированные строго в направлении север — юг, в настоящее время являются основой пешеходной зоны современного центрального парка.

— Улица, соединяющая Юбилейный проспект с Носовихинским шоссе и проходящая через военную часть, существует и по настоящее время, но ведёт в тупик, т. к. она отрезана от Юбилейного проспекта.

План 1964 года

Рис. 5. План 1964 года

Появляется МКАД и НПО «Машиностроения» — градообразующее предприятие города, в дальнейшем сделавшее его Наукоградом, оно занимает 15 га. В настоящее время на нём работает 18 тыс. человек, почти 31 % из 61 тыс. трудоспособного населения города. Город продолжает расширяется, разрастается северная и южная его часть. Пока это ещё позволяют свободные земли и часть уже существующих территорий, которая войдёт в состав города. В частности, самая большая деревня, затем село — Ивановское. Своими корнями история района уходит в глубину XVI века, к временам Ивана Грозного. На месте, где вырос современный район, располагалось село Ивановское, первое упоминание о котором в письменных источниках относится к 1576 году. По одной из версий, название и Ивановского, и Реутово происходит от имени Ивана Реута.

18 августа 1960 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР была установлена новая граница Москвы, ею стала строившаяся тогда Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). При этом восточная часть села Ивановское осталась в составе Московской области, будучи ранее включённой в состав города Реутова (до 1960 года все село было включено в состав последнего), а западная (бо́льшая) часть вошла в состав Москвы (те дома, которые располагались на пути прокладываемой автомагистрали, были снесены). В 1972–1973 гг. на территории бывшего села было развёрнуто массовое жилищное строительство [9].

На карте появляется ул. Гагарина, которая переходит в ул. Ленина, образуя «первое центральное полукольцо города» с центром в районе мануфактуры. Именно сюда приходят лучи всех основных улиц, соединяющих город с другими населёнными пунктами.

Устойчивые планировочные элементы с 1964:

— МКАД.

— НПО «Машиностроения».

Рис.6. План 1980 года

На плане 1980 года видно, как значительно увеличивается территория НПО Машиностроения — с 13 до 50 га. Начинается массовая застройка и в Москве: в 1972–1973 гг. на территории бывшего села Ивановского было развёрнуто массовое жилищное строительство, которое вплотную подошло к границам МКАДа. В тоже время, та часть Ивановского, которое территориально вошло в городскую территорию Реутова, не претерпело изменений. Впервые на южной части Реутова стали строится первые многоэтажные жилые дома. В северной части образуется второе полукольцо из ул. Дзержинского, Комсомольской, Советской и Строителей, которое закольцовывает северную часть города с южной, восточной и северной сторон.

Снесена деревня Крутицы при расширении Носовихинского шоссе, её приблизительный «возраст» к тому времени составлял четыре века. Существует несколько версий возникновения деревни. Вполне вероятно, что она была заложена как подсобное хозяйство древнейшего мужского Крутицкого монастыря. От него и получила своё название. Другая версия говорит о том, что несколько веков назад из Крутицкого монастыря за непослушание были изгнаны пять монахов. На новом месте они образовали поселение, названное Крутицами [10].

Территория города практически замкнулась и к настоящему времени по своему территориальному расположению город не изменился.

Рис. 7. План 2022 года

На плане 2022 года видно, что Реутов развивается неравномерно, вследствие того что в южной части города было частное домостроение. Поэтому на нулевые и десятые года 21 в. южная часть города активно перестраивалась — были снесены частные дома и возведены многоэтажки [2]. Активной перестройке подверглась именно территория бывшей деревни Ивановское, которая перешла Реутову. Восточнее Балашихинской ветки ж/д был построен путепровод, соединяющий Носовихинское шоссе с Шоссе Энтузиастов. Территория между двумя этими дорогами, где раньше располагались жилые дома, снесенные в 90-х годах, была полностью отдана под промышленные и коммунально-складские районы города [3].

Появился также район Новокосино, который граничит с южным Реутовым, преграждая его дальнейшее территориально продвижение на юг.

ВЫВОД. На сегодняшний день в городе Реутове исторически сложилась городская сеть с устойчивыми во времени элементами, которая формирует планировочный и пространственный каркасы города, и в рамках этой сети необходимо производить преобразования планировочной структуры города.

Например, самая больная точка в городе — отсутствие транспортной связи, но, благодаря изучению и развитию планировочной структуры с устойчивыми элементами, есть вариант решения этой проблемы.

Литература:

  1. Преобразование среды крупных городов и совершенствование их планировочной структуры [Текст] /Ред.- сост. В. Лавров. — М.: Стройиздат, 1979. — 126 с.: ил.
  2. Стратегия социально-экономического развития городского округа Реутов Московской области как наукограда Российской Федерации на период до 2026 года.
  3. Решение Совета депутатов города Реутов от 29.06.2011 № 134/16 (в ред. от 05.06.2019 № 17/2019-НА, от 03.02.2021 № 5/2021-НА) «Об утверждении Генерального плана городского округа Реутов Московской области на период до 2020 год».
  4. Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A0 %D0 %B5 %D1 %83 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B2
  5. АО ВПК НПО «Машиностроение». Режим доступа: http://npomash.ru/society/ru/management.htm
  6. Официальный портал администрации города Реутова. Режим доступа: https://reutov.net/?ysclid=lebnahla4p975786515
  7. Официальный сайт службы Росстата. Режим доступа: www.gks.ru, свободный
  8. «Наивная» дача в Новогирееве. Режим доступа: https://dzen.ru/a/YKu43-cWmgiBPq2R
  9. Ивановское (район Москвы). Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
  10. Александр Тулин. Родом из Крутиц: деревенское прошлое Реутова. Режим доступа: https://proreutov.ru/news/2016/04/05/3662?ysclid=lebsj14vah459414266
Основные термины (генерируются автоматически): Ивановское, город, Реут, центр города, южная часть города, план, территория, Юбилейный проспект, Горьковское направление, Фабричный пруд.


Ключевые слова

железная дорога, застройка, Реутов, станция Реутово, путепровод, транспортные артерии, устойчивые планировочные элементы, территориальное разъединение, градостроительное объединение

Похожие статьи

Градостроительный и функциональный анализ территории подмосковного города Реутова

В исследовании рассмотрены градостроительные особенности города Реутова, установлено число жителей с привязкой к микрорайонам и каждой из частей города, определены объекты различной функциональной деятельности.

Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону

Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...

Удовлетворённость населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры в исторической части городского округа Самара

Статья посвящена вопросам удовлетворённости населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, прочие социальные объекты) в наиболее плотно застроенных районах городского округа С...

Проблемы учёта исторических и современных методологических особенностей в архитектуре жилищного строительства Калининграда

Необходимость формирования современного парадигматического подхода к проблеме жилищного строительства, актуализированного актуализировать применительно к конкретной территории. Жилищное строительство в Калининграде, бывшем Кёнигсберге — столице Прусс...

Проблематика развития территорий вдоль проспекта Салавата Юлаева в Уфе

Территории, расположенные вдоль проспекта Салавата Юлаева в городе Уфа — крайне неоднозначны с точки зрения функционального наполнения и с позиций качества городской среды. Эти территории характеризуются планировочной разрозненностью, хаотичной застр...

Регулирование комплексной жилой застройки на уровне муниципального образования город Надым

Целью настоящей научно-исследовательской работы является поэтапный анализ механизмов регулирования комплексной жилой застройки на уровне местного самоуправления.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов г. Краснодара

В статье рассмотрены проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов города Краснодара.

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Городская застройка центральной части города Курска начала XIX века

В конце XVIII века город Курск был переустроен в соответствии с регулярной прямоугольной системой, предусмотренной планом 1782 года, утвержденным Екатериной II. При строительстве зданий использовались типовые проекты. Центр города был организован как...

Похожие статьи

Градостроительный и функциональный анализ территории подмосковного города Реутова

В исследовании рассмотрены градостроительные особенности города Реутова, установлено число жителей с привязкой к микрорайонам и каждой из частей города, определены объекты различной функциональной деятельности.

Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону

Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...

Удовлетворённость населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры в исторической части городского округа Самара

Статья посвящена вопросам удовлетворённости населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, прочие социальные объекты) в наиболее плотно застроенных районах городского округа С...

Проблемы учёта исторических и современных методологических особенностей в архитектуре жилищного строительства Калининграда

Необходимость формирования современного парадигматического подхода к проблеме жилищного строительства, актуализированного актуализировать применительно к конкретной территории. Жилищное строительство в Калининграде, бывшем Кёнигсберге — столице Прусс...

Проблематика развития территорий вдоль проспекта Салавата Юлаева в Уфе

Территории, расположенные вдоль проспекта Салавата Юлаева в городе Уфа — крайне неоднозначны с точки зрения функционального наполнения и с позиций качества городской среды. Эти территории характеризуются планировочной разрозненностью, хаотичной застр...

Регулирование комплексной жилой застройки на уровне муниципального образования город Надым

Целью настоящей научно-исследовательской работы является поэтапный анализ механизмов регулирования комплексной жилой застройки на уровне местного самоуправления.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов г. Краснодара

В статье рассмотрены проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов города Краснодара.

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Городская застройка центральной части города Курска начала XIX века

В конце XVIII века город Курск был переустроен в соответствии с регулярной прямоугольной системой, предусмотренной планом 1782 года, утвержденным Екатериной II. При строительстве зданий использовались типовые проекты. Центр города был организован как...

Задать вопрос