В статье авторы исследуют особенности профессионального самоопределения старшеклассников профильных классов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, профильные классы
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что процесс профессионального самоопределения является важнейшим этапом в жизни любого человека, особенно старшеклассника. Выбор траектории профессионального пути — сложный и многогранный процесс, требующий тщательного учета различных факторов.
Существенный вклад в исследование проблем профессионального самоопределения внесли как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди которых: Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников, А.Адлер, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Э. Ф. Зеер. Исследованием профильного обучения занимались такие ученые, как Т. М. Ерина, И. М. Осламовская, С. Н. Чистякова и др., которые профильное обучение рассматривают с позиции дифференциации и индивидуализации обучения на основе реализации личностно-ориентированного подхода образовательного процесса, что расширяет возможности реализации индивидуальной образовательной программы личности.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают:
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева; исследования в области профессионального самоопределения Климова Е. А., Пряжникова Н. С., Э. Ф. Зеера, Е. А. Головахи, Егоренко Т. А.;
исследования Т. М. Ериной, И. М. Осламовской, С. Н. Чистяковой и др., посвященные профильному обучению.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников профильных классов
Гипотеза исследования: существуют особенности профессионального самоопределения старшеклассников профильных классов
Частные гипотезы:
— существует связь ведущего типа мотивации и преобладающих карьерных ориентаций у старшеклассников профильных классов.
— существует связь типа мышления и преобладающих карьерных ориентаций у старшеклассников профильных классов.
Методики:
— Опросник карьерных ориентаций личности «Якоря карьеры»» — Э.Шейна;
— «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой;
— Методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г. Резапкиной)
Эмпирическая база и выборка исследования: 100 обучающихся 10–11 классов историко-филологического профиля в возрасте 16–17 лет в Университетской гимназии (школа-интернат) МГУ им. М. В. Ломоносова.
Для нахождения корреляционных связей карьерных ориентаций и мотивов выбора профессии был проведен математико-статистический анализ данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.
Получены следующие данные:
Таблица 1
«Профессиональная компетентность» (r = 0.245*; p= 0.015). Данная связь указывает на то, что для обучающихся, которые при выборе профессии руководствуются личными, имеющими для них значимость мотивами и смыслами выбора профессии, важным является развитие и совершенствование своих профессиональных навыков, которые будут приносить им результаты и пользу, а также удовлетворение от осуществляемой деятельности.
— «Автономия (независимость)» (r = 0.291**; p= 0.003), Также мы видим наличие прямой связи между шкалами «Внутренние индивидуально значимые мотивы» и «Автономия (независимость)». Это объясняется тем, что для таких людей личностно значимым мотивом при выборе профессии является возможность сохранения полной независимости и самостоятельности в их профессиональной деятельности. Свобода в принятии решений и способов достижения поставленных целей, ориентируясь на свое видение, а не мнение других людей.
— «Служение» (r = 0.410**; p= 0.000), наличие связи между шкалами «Внутренние индивидуально значимые мотивы» и «Служение» позволяет нам предположить, что для данной категории людей в выбираемой профессиональной деятельности важным является возможность приносить пользу обществу. Для таких людей основным ориентиром является то, чтобы их работа имела смысл и давала возможность оказать помощь другим. Через свою деятельность они стремятся вносить положительные изменения в мир.
Таблица 2
Выявленная прямая связь между шкалой «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Профессиональная компетентность» (r=0.311**; p=0.002) объясняется тем, что данной категории людей важно не только быть мастерами, экспертами в своем деле, для них также важно, чтобы они могли применять свои компетенции во взаимодействии с другими людьми, например, в качестве наставника, который будет передавать свои знания и опыт.
Также мы видим наличие прямой связи между шкалами «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Менеджмент» (r=0.306**; p=0.002). В данном случае мы можем предположить, что для людей, ключевым мотивом у которых является внутренний социальный мотив способом удовлетворения потребностей взаимодействия, а также управления другими людьми или различными проектами в профессиональной деятельности является менеджмент, через который как раз и удовлетворяется их потребность управлениям людьми, бизнесом, проектами и т. п.
Кроме того, мы видим, что для людей, у которых определяющими являются социально-значимые мотивы важным является такой ориентир в карьере, как «служение»(r=0.685**; p=0.000). Для таких людей важным является использование своих способностей и талантов на благо обществу. Они также выбирают подходящие для этого профессии, приносящие пользу обществу. Соответственно, чем более значимыми являются внутренние социальные мотивы, тем более сильной будет карьерная ориентация «служение».
Также можно заметить наличие прямой связи между шкалами «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Интеграция стилей жизни»(r=0.327**; p=0.001). Для старшеклассников, которые руководствуются таким карьерным ориентиром, как интеграция важным является наличие баланса в их жизни между их работой и семьей, они не любят выбирать что то одно в качестве приоритета. Можно предположить, что данная связь обусловлена тем, что осуществляя свой выбор, такие люди будут выбирать профессию, которая не будет требовать большего объема времени и внимания, что позволит сохранить баланс между важными сферами жизни.
Выявлена прямая связь между шкалами «Внутренние социально-значимые мотивы» и «Предпринимательство» (r=0.380**; p= 0.005). Это объясняется тем, что удовлетворение потребности сделать что-то полезное для социума можно реализовать через сферу предпринимательства путем создания определенной организации, товара или услуг.
Таблица 3
Наличие прямой связи между шкалами «Внешние положительные мотивы» и «Стабильность работы», «Стабильность места жительства». В данном случае объясняется данная связь тем, что для людей, которые ориентированы на такие внешние мотивы, как заработок, одобрение коллектива, престиж и тп., важно постоянство и ощущение безопасности, что как раз и выражается в ориентации на стабильность в карьере.
Для нахождения корреляционных связей карьерных ориентаций и типа мышления был проведен математико-статистический анализ данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.
Получены следующие результаты:
Таблица 4
Карьерные ориентации |
Креативность |
|
Коэффициент корреляции |
Уровень статистической значимости |
|
Профессиональная компетентность |
0.300** |
0.003 |
Автономия (независимость) |
0.545** |
0.000 |
Служение |
0,438** |
0,000 |
Менеджмент |
0, 320** |
0,001 |
Предпринимательство |
0, 416** |
0,000 |
Вызов |
0,337** |
0,001 |
Исходя из полученных данных можно предположить, что креативность, как тип мышления формирует такие карьерные ценности, как профессиональная компетентность, желание быть мастером своего дела, возможность управлять проектами, бизнес-процессами, свобода и независимость в трудовой деятельности, достижение таких целей, которые кажутся недостижимыми, создание своего дела или продукта, будь то бизнес, либо какой либо товар или услуга, помимо этого желание приносить пользу людям через свою профессиональную деятельность
Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: существуют особенности профессионального самоопределения старшеклассников профильных классов. Если рассматривать в частности, то существует связь ведущего типа мотивации и преобладающих карьерных ориентаций у старшеклассников профильных классов, а также существует связь типа мышления и преобладающих карьерных ориентаций.
Подводя итоги нашего исследования, можно говорить о том, что полученные результаты указывают на важность совершения профессионального выбора осознанно, ведь правильный выбор профессии позволяет развивать и использовать свои навыки и таланты наиболее эффективным образом, а помочь в этом обучающимся в силах образовательные учреждения и специалисты, осуществляющие в них свою профессиональную деятельность.
Литература:
- Егоренко Т. А. Актуальные проблемы профессионального самоопределения личности старшеклассника / // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Ярославль, 20–22 октября 2015 года. Том Часть 1. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2015. — С. 160–162.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. — (Серия «Библиотека психолога»)
- Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения //Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. — 2014. — №. 3. — С. 255–263.
- Имакаев В. Р. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению: эмпирическая модель и ее интерпретация / В. Р. Имакаев, Вихман А. А., Гаджиева Л. А., Попов А. Ю. // Успехи современной науки. — 2015. — № 3. — С. 78–84.
- Кайкаева, А. К. Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников / А. К. Кайкаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 485–489
- Кузнецова, О. В. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Кузнецова; под редакцией Л. Ф. Обуховой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 440 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978–5-9916–8783–6.
- Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения //Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — №. 2 (18)
- Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях //Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — №. 1. — С. 54–60.
- Петровская В. Г. Профессиональные предпочтения обучающихся профильного класса //Вестник экспериментального образования. — 2022. — №. 1 (30). — С. 1–9.