Динамика мирового объема перевозок скоропортящихся грузов в рефконтейнерах за последние 20 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 13.06.2023

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Казаков, Е. В. Динамика мирового объема перевозок скоропортящихся грузов в рефконтейнерах за последние 20 лет / Е. В. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104000/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены современные условия функционирования и сфера использования рефрижераторных судов и контейнеров в качестве средства перевозки скоропортящихся грузов.

Ключевые слова: скоропортящиеся грузы, рефрижераторные суда, контейнер.

Из более чем 200 млн т/год международных перевозок скоропортящихся продуктов в мире более 120 млн. т перевозятся морем, остальные — наземным и воздушным транспортом. В свою очередь, морские перевозки делятся между специализированными рефсудами и рефконтейнерами. За последние 20 лет доля рефсудов в объеме перевозок СПГ неуклонно сокращается, а доля рефконтейнеров растет и в 2020 году составляет уже 85 %. Несмотря на это рефрижераторные суда имеют значимую долю в перевозках СПГ. Все это связано с преимуществами обоих друг относительно друга:

1) Будучи интермодальным транспортным модулем, рефконтейнер обеспечивает лучшую сохранность качества СПГ, бесперегрузочную схему доставки, краткосрочное хранение без использования каких-либо крытых складских площадей.

2) В то же время суда с меньшим дедвейтом в отличие от мегаконтейнеровозов обеспечивают наименьший простой в портах погрузки и выгрузки, что ведет к уменьшению сроков оборота транспортного средства и увеличению количества его международных и внутренних рейсов [1].

Контейнеризация грузопотоков предоставляет возможность малому и среднему бизнесу доставлять выращиваемые в Центральной и Южной Америке и странах Юго-Восточной Азии обширный диапазон тропических фруктов на огромные расстояния, образуя глобальную холодильную цепь. К тому же перевозки СПГ постепенно захватывают азиатский рынок, где довольно много развивающихся стран (Вьетнам, Индонезия, Китай, Филиппины), в которых с ростом доходов населения появляется дополнительная потребность в мясомолочных продуктах, не производимых в государстве и ввозимых по импорту из США и Европы. Становится очевидным, что продовольственные грузы все больше и больше доставляются контейнерами.

Важной проблемой массовой эксплуатации рефконтейнеров является их слабая окупаемость при больших капиталовложениях со стороны морских перевозчиков. Например, рефрижератор дороже универсального контейнера того же типоразмера в 5–6 раз, и сейчас цена 40-футового рефрижераторного контейнера колеблется от 20 до 30 тыс. долларов [1]. Рефконтейнеры требуют более высоких затрат на обслуживание и ремонт, на электроэнергию для питания рефагрегатов, а также претензионную работу, поэтому происходит укрупнение операторских компаний, специализирующихся на перевозках рефгрузов. На судне-контейнеровозе доля рефконтейнеров колеблется от 5 до 20 % от общего дедвейта судна. На контейнерных терминалах во всех портах мира оборудовано около 400 тыс. розеток для подключения рефконтейнеров к электропитанию.

Контейнеры вопреки недостаткам завоевывают мировой рынок за счет своей доступности клиентам и надежности. Становится очевидным, что РК должны вытеснить рефсуда с рынка перевозок СПГ. Но некоторые позиции номенклатуры нуждаются в существовании холодильного флота. Цепочка поставок контейнеров подразумевает дополнительные простои в ходе ожидания их проверки, обслуживания, очистки, а также их постепенной выгрузки в каждом порту маршрута. Операторы рефрижераторных же судов предлагают модель «port-to-port», согласно которой существует только 1 пункт назначения, в котором выгрузка идет сразу на причале, а не в глубине порта. К тому же накопление груза не занимает много времени для полной загрузки трюма судна из-за его небольшой вместимости. Более того, эта емкость со временем уменьшается, пока дедвейт мегаконтейнеровозов с техническим прогрессом растет (рис. 1).

Динамика вместимости мирового парка рефрижераторных судов и рефконтейнеров, 2001–2018 гг.

Рис. 1. Динамика вместимости мирового парка рефрижераторных судов и рефконтейнеров, 2001–2018 гг.

Доля основных морских рефрижераторных грузов между рефсудами и рефконтейнерами [2]

Рис. 2. Доля основных морских рефрижераторных грузов между рефсудами и рефконтейнерами [2]

На данный момент флот судов необходим и для того, чтобы покрывать спрос на перевозки отдельных видов грузов. Например, оптовая торговля бананами по-прежнему сильна. Всей рефрижераторной мощности контейнерного флота недостаточно для покрытия мирового спроса на бананы, а также на другие категории фруктов, поступающих из южного полушария, особенно в периоды пиков производства. Рисунок 2 отражает долю судов и рефконтейнеров в общем объеме перевозок СПГ морским транспортом и по отдельным видам. Наиболее значима доля судов в перевозках бананов (42 %), цитрусовых (38 %), рыбы (28 %).

Литература:

  1. Reefer ships versus containers [Электронный ресурс] // Информационное агентство FreshPlaza [сайт] URL: https://www.freshplaza.com/europe/article/109657/Reefer-shipsversus-containers/ (дата обращения: 02.05.23)
  2. Доля рефперевозок на рынке морских перевозок составила 4,3 % за 2016 г. [Электронный ресурс] // Информационное агентство Korabel.ru [сайт] URL: https://www.korabel.ru/news/comments/dolya_refperevozok_na_rynke_morskih_perevozok_sostavila_4_3_za_2016_god.html (дата обращения: 02.05.23)
Основные термины (генерируются автоматически): доля судов, перевозка, суд.


Ключевые слова

контейнер, скоропортящиеся грузы, рефрижераторные суда

Похожие статьи

О проблеме перевозок скоропортящихся грузов в Узбекистане

Сделан обзор рефрижераторных вагонов, находящихся в эксплуатации, а также современные разработки. Выделяются и описываются характерные особенности рефрижераторного парка вагонов России и стран СНГ. Определено транспортно-технологическая схема доставк...

Расширение сферы использования утепленных универсальных контейнеров при перевозках термосопригодных скоропортящихся грузов в зимний и переходный периоды года

В статье рассмотрены перспективы и сфера использования утепленных универсальных контейнеров в качестве средства перевозки скоропортящихся грузов. Выбрана соответствующая методика определения возможности их транспортировки.

Требования по загрузке и подготовке фургона к перевозке скоропортящихся продуктов в автомобильном рефрижераторе

В данной статье пойдёт речь о подготовке (диагностике) фургона к перевозке скоропортящихся продуктов в городских, межобластных и межрегиональных условиях перевозки в автомобильном рефрижераторе.

Проблемы совершенствования механизма организации транспортно-логистических проектов перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов

В статье автор рассматривает механизм совершенствования организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесны грузов в рамках реализации транспортно-логистического проекта.

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Специфические особенности перевозок контейнерными поездами: юридический аспект

В статье автором рассматривается специфика договора об оказании услуги по организации перевозки груженных и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда при формировании поезда на путях общего пользования станции отправления.

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Тенденции и анализ рынка грузовиков и грузовых автозапчастей

В статье автор анализирует рынок грузовых автомобилей и автокомпонентов, динамику их производства, возрастную структуру автопарка, распределение по регионам, а также рассматривает дальнейшие тенденции рынка.

Анализ контейнерного терминала НУТЭП Новороссийского морского порта и его роли в экспортно-импортных отношениях России и Турции

В статье проанализированы текущие экспортно-импортные отношения между Россией и Турцией (по состоянию на 2024 год), определена роль Краснодарского края и Новороссийского морского порта в их функционировании, а также проведён анализ одного из крупнейш...

Управление вагонопотоками в промышленных транспортных системах

В статье представлены результаты анализа грузопотоков и вагонопотоков в производственных транспортных системах металлургических предприятий. Предложены система и методы управления вагонопотоками в промышленных транспортных системах, основанные на исп...

Похожие статьи

О проблеме перевозок скоропортящихся грузов в Узбекистане

Сделан обзор рефрижераторных вагонов, находящихся в эксплуатации, а также современные разработки. Выделяются и описываются характерные особенности рефрижераторного парка вагонов России и стран СНГ. Определено транспортно-технологическая схема доставк...

Расширение сферы использования утепленных универсальных контейнеров при перевозках термосопригодных скоропортящихся грузов в зимний и переходный периоды года

В статье рассмотрены перспективы и сфера использования утепленных универсальных контейнеров в качестве средства перевозки скоропортящихся грузов. Выбрана соответствующая методика определения возможности их транспортировки.

Требования по загрузке и подготовке фургона к перевозке скоропортящихся продуктов в автомобильном рефрижераторе

В данной статье пойдёт речь о подготовке (диагностике) фургона к перевозке скоропортящихся продуктов в городских, межобластных и межрегиональных условиях перевозки в автомобильном рефрижераторе.

Проблемы совершенствования механизма организации транспортно-логистических проектов перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов

В статье автор рассматривает механизм совершенствования организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесны грузов в рамках реализации транспортно-логистического проекта.

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Специфические особенности перевозок контейнерными поездами: юридический аспект

В статье автором рассматривается специфика договора об оказании услуги по организации перевозки груженных и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда при формировании поезда на путях общего пользования станции отправления.

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Тенденции и анализ рынка грузовиков и грузовых автозапчастей

В статье автор анализирует рынок грузовых автомобилей и автокомпонентов, динамику их производства, возрастную структуру автопарка, распределение по регионам, а также рассматривает дальнейшие тенденции рынка.

Анализ контейнерного терминала НУТЭП Новороссийского морского порта и его роли в экспортно-импортных отношениях России и Турции

В статье проанализированы текущие экспортно-импортные отношения между Россией и Турцией (по состоянию на 2024 год), определена роль Краснодарского края и Новороссийского морского порта в их функционировании, а также проведён анализ одного из крупнейш...

Управление вагонопотоками в промышленных транспортных системах

В статье представлены результаты анализа грузопотоков и вагонопотоков в производственных транспортных системах металлургических предприятий. Предложены система и методы управления вагонопотоками в промышленных транспортных системах, основанные на исп...

Задать вопрос