В статье рассмотрены современные условия функционирования и сфера использования рефрижераторных судов и контейнеров в качестве средства перевозки скоропортящихся грузов.
Ключевые слова: скоропортящиеся грузы, рефрижераторные суда, контейнер.
Из более чем 200 млн т/год международных перевозок скоропортящихся продуктов в мире более 120 млн. т перевозятся морем, остальные — наземным и воздушным транспортом. В свою очередь, морские перевозки делятся между специализированными рефсудами и рефконтейнерами. За последние 20 лет доля рефсудов в объеме перевозок СПГ неуклонно сокращается, а доля рефконтейнеров растет и в 2020 году составляет уже 85 %. Несмотря на это рефрижераторные суда имеют значимую долю в перевозках СПГ. Все это связано с преимуществами обоих друг относительно друга:
1) Будучи интермодальным транспортным модулем, рефконтейнер обеспечивает лучшую сохранность качества СПГ, бесперегрузочную схему доставки, краткосрочное хранение без использования каких-либо крытых складских площадей.
2) В то же время суда с меньшим дедвейтом в отличие от мегаконтейнеровозов обеспечивают наименьший простой в портах погрузки и выгрузки, что ведет к уменьшению сроков оборота транспортного средства и увеличению количества его международных и внутренних рейсов [1].
Контейнеризация грузопотоков предоставляет возможность малому и среднему бизнесу доставлять выращиваемые в Центральной и Южной Америке и странах Юго-Восточной Азии обширный диапазон тропических фруктов на огромные расстояния, образуя глобальную холодильную цепь. К тому же перевозки СПГ постепенно захватывают азиатский рынок, где довольно много развивающихся стран (Вьетнам, Индонезия, Китай, Филиппины), в которых с ростом доходов населения появляется дополнительная потребность в мясомолочных продуктах, не производимых в государстве и ввозимых по импорту из США и Европы. Становится очевидным, что продовольственные грузы все больше и больше доставляются контейнерами.
Важной проблемой массовой эксплуатации рефконтейнеров является их слабая окупаемость при больших капиталовложениях со стороны морских перевозчиков. Например, рефрижератор дороже универсального контейнера того же типоразмера в 5–6 раз, и сейчас цена 40-футового рефрижераторного контейнера колеблется от 20 до 30 тыс. долларов [1]. Рефконтейнеры требуют более высоких затрат на обслуживание и ремонт, на электроэнергию для питания рефагрегатов, а также претензионную работу, поэтому происходит укрупнение операторских компаний, специализирующихся на перевозках рефгрузов. На судне-контейнеровозе доля рефконтейнеров колеблется от 5 до 20 % от общего дедвейта судна. На контейнерных терминалах во всех портах мира оборудовано около 400 тыс. розеток для подключения рефконтейнеров к электропитанию.
Контейнеры вопреки недостаткам завоевывают мировой рынок за счет своей доступности клиентам и надежности. Становится очевидным, что РК должны вытеснить рефсуда с рынка перевозок СПГ. Но некоторые позиции номенклатуры нуждаются в существовании холодильного флота. Цепочка поставок контейнеров подразумевает дополнительные простои в ходе ожидания их проверки, обслуживания, очистки, а также их постепенной выгрузки в каждом порту маршрута. Операторы рефрижераторных же судов предлагают модель «port-to-port», согласно которой существует только 1 пункт назначения, в котором выгрузка идет сразу на причале, а не в глубине порта. К тому же накопление груза не занимает много времени для полной загрузки трюма судна из-за его небольшой вместимости. Более того, эта емкость со временем уменьшается, пока дедвейт мегаконтейнеровозов с техническим прогрессом растет (рис. 1).
Рис. 1. Динамика вместимости мирового парка рефрижераторных судов и рефконтейнеров, 2001–2018 гг.
Рис. 2. Доля основных морских рефрижераторных грузов между рефсудами и рефконтейнерами [2]
На данный момент флот судов необходим и для того, чтобы покрывать спрос на перевозки отдельных видов грузов. Например, оптовая торговля бананами по-прежнему сильна. Всей рефрижераторной мощности контейнерного флота недостаточно для покрытия мирового спроса на бананы, а также на другие категории фруктов, поступающих из южного полушария, особенно в периоды пиков производства. Рисунок 2 отражает долю судов и рефконтейнеров в общем объеме перевозок СПГ морским транспортом и по отдельным видам. Наиболее значима доля судов в перевозках бананов (42 %), цитрусовых (38 %), рыбы (28 %).
Литература:
- Reefer ships versus containers [Электронный ресурс] // Информационное агентство FreshPlaza [сайт] URL: https://www.freshplaza.com/europe/article/109657/Reefer-shipsversus-containers/ (дата обращения: 02.05.23)
- Доля рефперевозок на рынке морских перевозок составила 4,3 % за 2016 г. [Электронный ресурс] // Информационное агентство Korabel.ru [сайт] URL: https://www.korabel.ru/news/comments/dolya_refperevozok_na_rynke_morskih_perevozok_sostavila_4_3_za_2016_god.html (дата обращения: 02.05.23)