Изучение тригонометрических уравнений в рамках подготовки к итоговой аттестации по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Игнатова, А. В. Изучение тригонометрических уравнений в рамках подготовки к итоговой аттестации по математике / А. В. Игнатова, А. А. Азаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 536-538. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104008/ (дата обращения: 16.10.2024).



Тема «Тригонометрические уравнения» сегодня является очень актуальной. Данный вид уравнений встречается в каждом реальном варианте Единого Государственного Экзамена по профильной математике уже на протяжении многих лет. Каждому среднестатистическому старшекласснику по силам решить такое уравнение при грамотно подобранной методике преподавания. В данной статье мы поговорим не только об актуальности исследуемой темы, но также рассмотрим различные методические приемы преподавания данной темы и поговорим об эффективности каждого из них.

Ключевые слова: тригонометрическое уравнение, итоговая аттестация, внеурочная деятельность.

В современные реалиях изучения математики такой раздел как тригонометрия вызывает у учащихся огромное количество трудностей. Чаще всего старшеклассники сталкиваются с проблемами в понимании данной темы еще на начальных этапах ее изучения. Следовательно, получив пробелы в знаниях в самом начале изучения тригонометрии, старшеклассникам тяжело дается изучение темы «Тригонометрические уравнения». Данную тему нельзя оставлять без должного внимания, так как тригонометрические уравнения встречаются в заданиях итоговой аттестации по математике, которую обязаны сдать нынешние выпускники.

Если грамотно проанализировать структуру вариантов единого государственного экзамена по математике профильного уровня, то нетрудно заметить, что в задании № 5 (простейшие уравнения) учащиеся могут столкнуться с простейшими тригонометрическими уравнениями. Стоит отметить, что в данном задании тригонометрические уравнения встречаются довольно редко, чего нельзя сказать о задании № 12 (уравнения повышенного уровня сложности) второй части экзаменационный работы. Уже на протяжении многих лет в данном задании встречаются именно тригонометрические уравнения, которые в свою очередь отличаются как по видам, так и по способам решения. Обращаясь к статистике, можно заметить, что по результатам ЕГЭ 2022 года по математике профильного уровня процент выполнения задания № 12 составляет 40,7 % [1]. Можно сделать вывод, что с тригонометрическими уравнениями повышенной сложности справляются меньше половины старшеклассников, сдающих экзамен, а значит, следует сделать акцент на выработке умения решать такие уравнения.

Основной этап изучения тригонометрических уравнений осуществляется в 10-м классе, поэтому был произведён содержательный анализ учебных пособий по алгебре и началам анализа за 10–11 классы А. Г. Мордковича, А. Г. Мерзляка и Ю. М. Колягина, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при обучении на 2022–2023 учебный год [2].

По результатам анализа современных учебников по алгебре за 10–11 классы, можно сделать вывод, что ни один из них не дает полной классификации тригонометрических уравнений, которая необходима старшекласснику для качественной подготовки к выполнению задания № 12 из ЕГЭ по математике профильного уровня. Взяв за основу книги [3], [4], [5], а также различные интернет-ресурсы, были определены понятия тригонометрического уравнения и классификация тригонометрических уравнений, встречаемых в заданиях итоговой аттестации по математике.

Итак, уравнение называют тригонометрическим, если в нем: неизвестные содержатся только под знаками тригонометрических функций; аргументами тригонометрических функций являются линейные функции от неизвестных и над тригонометрическими функциями выполняются только алгебраические операции [3, с. 317].

В результате анализа различных пособий можно указать следующую классификацию тригонометрических уравнений: простейшие тригонометрические уравнения; тригонометрические уравнения, решаемые при помощи разложения на множители; алгебраические тригонометрические уравнения; однородные и неоднородные тригонометрические уравнения; рациональные, иррациональные и трансцендентные тригонометрические уравнения.

Важной составляющей изучения темы «Тригонометрические уравнения» является грамотно подобранная методика преподавания, которая в свою очередь может быть реализована не только на уроках, но и на курсах внеурочной деятельности. Продемонстрируем это на примере разработанного курса внеурочной деятельности «Тригонометрические уравнения в заданиях итоговой аттестации по математике». Курс внеурочной деятельности стоит строить при помощи современных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий.

Одним из современных методов обучения является метод проектов, а именно комплексный процесс, формирующий у учащихся обще-учебные умения, основы технологической грамотности, культуру труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки [6, c. 5]. При построении курса внеурочной деятельности данным методом учащимся будет необходимо разделиться на группы и подготовить доклады и презентации, темы которых соответствуют видам тригонометрических уравнений. Данные доклады следует подготовить по плану: понятие данного вида тригонометрического уравнения, способы решения, примеры из ЕГЭ. Таким образом, учащиеся смогут не только самостоятельно разобраться в исследуемой теме, но и составить общий конспект по всем видам тригонометрических уравнений, которые встречаются в заданиях итоговой аттестации по математике.

Другим, наиболее популярным методом обучения является обучение с использованием ИКТ. Современные старшеклассники отлично воспринимают удаленное обучение, то есть обучение при помощи видео-уроков. Следует отметить, что в современных реалиях будет также целесообразно создать для учащихся курс видео-уроков по решению тригонометрических уравнений. Огромным плюсом для учащихся послужит возможность прослушивания такого курса в удобное для них время. В данном курсе необходимо записать не только теоретические основы каждого вида тригонометрического уравнения, но и разобрать примеры к каждому из них. Отдельное внимание можно уделить разбору заданий № 12 прошлых лет из ЕГЭ по профильной математике. Примером записи таких видео-уроков является авторское видео, которое было записано в специальной студии самозаписи ИММиКН им. И. И. Воровича (рис. 1).

QR-код видео-урока

Рис. 1. QR-код видео-урока

Данные методы позволят учащимся не просто читать готовый материал из учебника, но и исследовать данную тему самостоятельно, познавать что-то новое. Обучение при помощи информационно-коммуникационных технологий даст учащимся возможность в выборе времени для прослушивания данного курса, а также полную визуализацию изучаемой темы.

Таким образом, создавая для учащихся курс внеурочной деятельности, основанный на современных методах обучения, можно обеспечить полное усвоение темы «Тригонометрические уравнения» старшеклассниками для успешной сдачи единого государственного экзамена по математике профильного уровня.

Литература:

1. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе ошибок участников ЕГЭ 2022 года по математике. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie- materialy/2022/ma_mr_2022.pdf . — Дата обращения: 24.03.2023.

2. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.educaltai.ru/upload/iblock/205/prikaz-minprosveshch-rossii-ot- 21.09.2022-n-858-fpu.pdf . — Дата обращения:25.03.2023.

3. Андронов И. К., Окунев А. К. Курс тригонометрии. — М.: Просвещение, 1982.

4. Тригонометрические уравнения: Учеб.Пособие/А. И. Азаров, О. М. Гладун, В. С. Федосенко/. — М.: ООО«Тривиум», 1994.

5. Бородуля И. Т. Тригонометрические уравнения и неравенства. — М.: Просвещение, 1989.

6. Шихваргер Ю. Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013.

7. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2022.

8. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс (углубленный уровень)/ А. Г. Мерзляк, Д. А. Номировский, В. М. Поляков. — М.: Вентана-Граф, 2022.

9. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин; под ред. А. Б. Жижченко. — М.: Просвещение, 2020.

Основные термины (генерируются автоматически): уравнение, внеурочная деятельность, итоговая аттестация, профильный уровень, тригонометрическое уравнение, единый государственный экзамен, задание, математик, современный метод обучения, учащийся.


Ключевые слова

внеурочная деятельность, Итоговая аттестация, тригонометрическое уравнение

Похожие статьи

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Основные трудности в онлайн-обучении иностранных студентов русскому языку в медицинской школе

Проблемы обучения в онлайн-режиме как никогда актуальны в Кыргызстане. С весны прошлого года преподаватели с одной стороны и учащиеся с другой стороны испытывают определенные трудности при изучении той или иной дисциплины. В данной статье рассматрива...

Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»

В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...

Некоторые трудности изучения иностранного языка в контексте профессиональной коммуникации, перспективы преодоления

Исходя из понимания важности изучения иностранного языка в подготовке будущих специалистов, в АФ КНИТУ-КАИ работает программа по подготовке переводчиков в профессиональной сфере. В данной работе рассматриваются некоторые трудности, а также перспектив...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ»

В центре внимания статьи — проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ» для математической подготовки бакалавров экономики. Представленные двадцать две типовые задачи охватывают все разделы математического а...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок

Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...

Похожие статьи

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Основные трудности в онлайн-обучении иностранных студентов русскому языку в медицинской школе

Проблемы обучения в онлайн-режиме как никогда актуальны в Кыргызстане. С весны прошлого года преподаватели с одной стороны и учащиеся с другой стороны испытывают определенные трудности при изучении той или иной дисциплины. В данной статье рассматрива...

Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»

В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...

Некоторые трудности изучения иностранного языка в контексте профессиональной коммуникации, перспективы преодоления

Исходя из понимания важности изучения иностранного языка в подготовке будущих специалистов, в АФ КНИТУ-КАИ работает программа по подготовке переводчиков в профессиональной сфере. В данной работе рассматриваются некоторые трудности, а также перспектив...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ»

В центре внимания статьи — проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ» для математической подготовки бакалавров экономики. Представленные двадцать две типовые задачи охватывают все разделы математического а...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок

Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...

Задать вопрос