Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы
Галимуллина Светлана Минигуловна, студент магистратуры
Научный руководитель: Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент
Московский государственный психолого-педагогический университет
В данной статье представлены результаты исследования понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста (5,5–6,5 лет) Из них 11 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст-6 лет. Дети были разделены на две группы по 10 человек.
Эмпирическое исследование включало два этапа: выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью, сравнение и выявления предпочтения детьми одной из книг.
Ключевые слова : познавательное развитие детей дошкольного возраста, цифровизация, книги с дополненной реальностью.
Современные цифровые технологии активно проникают во все сферы жизни человека и общества. Цифровизация всех сфер человеческой жизни не обошла стороной и сферу образования, сегодня активно используются различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
С использованием цифровых технологий можно создавать уникальные возможности для образования и развития детей, увеличивая их интерес к учебному процессу и позволяя индивидуализировать подход к каждому учащемуся.
Современные ИКТ дают нам мощный инструмент для развития когнитивных способностей ребенка, таких как мышление, память, внимание, воображение, логика. Обучение с использованием ИКТ позволяет создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его возраст, интересы и потребности, что стимулирует формирование познавательного интереса к окружающему миру и продвигает его познавательную активность. [1].
Все больше исследований о том, что общение с помощью информационно-коммуникационных технологий не просто дополняет и расширяет жизнь ребенка, но и влияет на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайн режиме [2, с. 71–80].
Цифровые устройства сами по себе нейтральны и представляют только орудие для деятельности человека, которое допускает разнообразные способы применения.
В то же время современные воспитатели и родители детей дошкольного возраста недостаточно и редко используют цифровые устройства, адаптированные для детей дошкольного возраста.
По результатам исследований выяснилось, что родители в России нечасто прибегают к советам и рекомендациям специалистов по использованию цифровых устройств и контента для детей (не более 20 %), что кардинально меньше, чем в США (более 50 %) [3], [4].
В данной ситуации для детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста есть хорошая альтернатива — это книги с дополненной реальностью (AR).
Дополненная реальность (Augmented Reality — AR) — это технология, которая позволяет добавлять в реальный мир элементы виртуальной среды, с помощью мобильного устройства или специальных очков. Например, AR-технология позволяет дополнить изображение животного дополнительной информацией, которая отображается на экране смартфона. AR-технология может применяться в образовании, маркетинге, медицине, архитектуре, игровой индустрии и других сферах.
На сегодняшний день исследования зарубежных авторов в области применения дополненной реальности для обучения дошкольников [5], [6], [7], [8]. показывают, что использование книг с дополненной реальностью (AR) положительно влияет на познавательное развитие ребенка. В вышеуказанных исследованиях дети крайне положительно восприняли занятия, где использовались книги с дополненной реальностью, считая их более простыми и более эмоционально захватывающими, по сравнению с традиционными занятиями. Дополнительно было отмечено улучшение эмоционального состояния, что положительно влияет на обучение детей и способствуют активному запоминанию информации [9]. В процессе обучения эмоции детей влияют на их мотивацию, поскольку обучение — это как когнитивный, так и эмоциональный опыт. Если образовательные технологии обеспечивают позитивную эмоциональную поддержку, они с большей вероятностью приведут к положительному опыту обучения и улучшат результаты обучения. [10].
Теоретический анализ литературы показал, что использование современных цифровых технологий может оказывать положительное воздействие на познавательное развитие детей дошкольного возраста. На основании этого была выдвинута гипотеза о положительном воздействии познавательной литературы с дополненной реальностью (AR) на познавательное развитие дошкольников.
В свете вышесказанного, мы предположили, что книги с дополненной реальностью (AR) дают возможность дополнить обычную книгу новыми интерактивными элементами, что способствует более глубокому и интересному восприятию информации. Для детей дошкольного возраста, у которых на первом месте восприятие визуальной информации, использование AR-технологий может стать эффективным инструментом в обучении.
В нашей работе рассматривается возможность использования технологии дополненной реальности как средство познавательного развития дошкольников.
В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста (5,5–6,5 лет) Из них 11 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст-6 лет.
Для чтения детям была выбрана книга «Атлас Планета Земля» 4D (Приложение 1).
Эта книга была выбрана на основании того, что является познавательной литературой, которая рассказывает о нашей планете Земля и Солнечной системе, в которой она находится. Обоснование выбора книги необходимо связать с возрастом детей и содержанием образовательной программы
Дети были разделены на две группы по 10 человек.
В одной группе детям зачитывали текст книги «Атлас Планета Земля» («Солнечная система», «Образование Земли», «Луна-спутник Земли») с показом иллюстраций без демонстрации 3 d картинок.
В другой группе детям зачитывали текст книги, сопровождая ее демонстрацией 3d картинок («Солнечная система», «Образование Земли», «Луна-спутник Земли») полученных при помощи приложения Astar 4 D .
Для оценки понимания детьми содержания книг была разработана следующая методика.
Описание методики оценки понимания дошкольниками содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы.
Эмпирическое исследование включало два этапа: выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью и выявления предпочтения детьми одной из книг.
- Выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью.
После прочтения книги индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа, в процессе которой задавались 6(шесть) вопросов, ответы на которые были в тексте книги:
1) На какой планете мы живем?
2) Самая большая планета?
3) Вокруг чего вращаются все планеты в Солнечной системе?
4) Из чего образовалась Земля?
5) Есть ли у земли спутник и как он называется?
6) Есть ли спутники у других планет?
Критерии оценивания:
1(один) правильный ответ-1 балл
1) 5–6 баллов — высокий уровень понимания текста
2) 3–4 балла-средний уровень понимания текста
3) 1–2 балла — низкий уровень понимания прочитанного
Для проверки остаточных знаний опрос повторялся через два дня. Использовались те же вопросы.
- Выявление предпочтения детьми книги с простыми картинками или с дополненной реальностью
Для выявления предпочтений детей одного из двух вариантов книги (с простыми картинками и с дополненной реальностью) после повторного опроса каждой группе дополнительно читалась та книга, которая вначале читалась другой группе. Таким образом все дети были знакомы с двумя вариантами книги «Атлас Планета Земля» –с книгой с простыми картинками и с книгой с демонстрацией дополненной реальности.
После того, как все дети были ознакомлены с обоими вариантами книги «Атлас Планета Земля» с ними, была проведена беседа, в которой были заданы следующие вопросы:
1) Какая из книг тебе больше понравилась?
2) Что понравилось в книге?
3) Что узнал нового?
Результаты оценки понимания детьми текста книги с обычными картинками (группа 1)
Полученные данные позволяют нам говорить о том, что через два дня содержание, которые дети усвоили составило: низкий уровень-60 %, средний уровень-60 %. Т. е. в группе, после прочтения детям книги с традиционными картинками наблюдается отрицательная динамика, показатели понизились. Высокий уровень не показал никто, средний уровень упал с 70 % до 60 %, низкий уровень повысился с 20 до 40 %.
Результаты понимания детьми текста книги с дополненной реальностью (группа 2)
Данные диаграммы показывают, что усвоенное детьми содержание текста книги с дополненной реальностью через два дня оказалось выше, чем сразу после прочтения.
Результаты оценки предпочтения детьми книги с традиционными картинками и с дополненной реальностью.
После проведения первой части эксперимента, детей обоих групп познакомили с двумя вариантами книги. Далее, на основании опроса детей были выявлены предпочтения детьми книги с обычными картинками или книги с дополненной (таблица опроса с ответами в приложении 4 ).
В качестве предпочитаемой книги дети выбирали:
1) Книгу с обычными картинками выбрали -0 %
2) Книгу с дополненной реальностью выбрали 95 % (19 детей из 20)
3) Затруднились в выборе-5 % (1 ребенок из 20 детей)
Аргументируя предпочтения дети книги с дополненной реальностью, дети объясняли свой выбор возможностью наглядно увидеть процесс.
Примеры ответов детей:
1) Планеты кажутся настоящими в телефоне.
2) Очень красиво наша Земля крутится.
3) Захотелось в космос полететь.
4) Много спутников у одних планет, а у других их нет.
Выводы
Сравнение данных по обоим группам показывают, что:
1) Понимание детьми старшего дошкольного возраста содержания познавательного текста с иллюстрациями в формате дополненной реальности значимо выше, чем понимание аналогичного текста с рисованными иллюстрациями.
2) Информация, полученная детьми в процессе чтения познавательного текста с иллюстрациями в формате дополненной реальности, сохраняется значимо дольше, чем после прочтения аналогичного текста с рисованными иллюстрациями.
3) Книга с иллюстрациями в формате дополненной реальности является для детей более предпочтительной, чем аналогичная книга с рисованными иллюстрациями.
4) Привлекательность познавательной литературы с дополненной реальности для детей старшего дошкольного возраста обусловлена возможностью наглядно увидеть описанные процессы.
Проведенное исследование показало, что использование AR-технологий в образовательных целях может значительно улучшить познавательное развитие детей дошкольного возраста. Ребенок не просто рассматривает изображения и предметы, но и взаимодействует с ними, углубляется в процесс обучения и усваивает информацию более эффективно. AR-технологии позволяют воспроизводить сложные трехмерные объекты, которые реально недоступны в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, дети могут более полно и глубоко понимать, и запоминать информацию, что, в свою очередь, способствует развитию их познавательной активности и интереса к обучению.
Литература:
- Крежевских О. В. Цифровые технологии в дошкольном образовании: на пути к демократизации / О. В. Крежевских, А. И. Михайлова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 9. — С. 60–70.
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
- Рубцова О. В., Клопотова Е. Е., Смирнова С. Ю., Сорокова М. Г. К проблеме цифровизации дошкольного детства: результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 26–35 с.
- Смирнова С. Ю., Клопотова Е. Е., Рубцова О. В., Сорокова М. Г. Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. C. 177–193. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130212
- Yilmaz R. M., Kucuk S., Goktas Y. Are augmented reality picture books magic or real for preschool children aged five to six? // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48. N. 3. P. 824–841. URL: https://disk.yandex.ru/i/ZG0JgP-EahNSMQ
- Redondo B., Cózar-Gutiérrez R., González-Calero J. A., Sánchez Ruiz R. Integration of augmented reality in the teaching of English as a foreign language in early childhood education // Early Childhood Education Journal. 2020. Vol. 48. N. 2. P. 147–155. URL: https://disk.yandex.ru/i/wrt7qeQKz51sAA
- Tomi A. B., Rambli D. R. A. An interactive mobile augmented reality magical playbook: Learning number with the thirsty crow // Procedia computer science. 2013. Vol. 25. P. 123–130. URL: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S1877050913012209
- Oranç C., Küntay A. C. Learning from the real and the virtual worlds: Educational use of augmented reality in early childhood // International Journal of Child-Computer Interaction. 2019. Vol. 21. P. 104–111. URL: https://disk.yandex.ru/i/Do91MGlmWyj1rw
- Isen, A. M. (1990). The influence of positive and negative affect on cognitive organisation: some implications for development. In N. Stein, B. Leventhal & T. Trabasso (Eds), Psychological and biological procession in the development of emotion. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
- Antonio, A., Martin, N., & Stagg, A. (2012). Engaging higher education students via digital curation. Proceedings from Ascilite 2012: Future Challenges, Sustainable Futures. Wellington, New Zealand: Massey University. Retrieved 12 March 2015, from http://www.ascilite.org/conferences/Wellington12/2012/images/custom/antonio %2c_amy_-_engaging.pdf