Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Галимуллина, С. М. Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы / С. М. Галимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 439-443. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104018/ (дата обращения: 19.12.2024).



Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы

Галимуллина Светлана Минигуловна, студент магистратуры

Научный руководитель: Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент

Московский государственный психолого-педагогический университет

В данной статье представлены результаты исследования понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста (5,5–6,5 лет) Из них 11 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст-6 лет. Дети были разделены на две группы по 10 человек.

Эмпирическое исследование включало два этапа: выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью, сравнение и выявления предпочтения детьми одной из книг.

Ключевые слова : познавательное развитие детей дошкольного возраста, цифровизация, книги с дополненной реальностью.

Современные цифровые технологии активно проникают во все сферы жизни человека и общества. Цифровизация всех сфер человеческой жизни не обошла стороной и сферу образования, сегодня активно используются различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

С использованием цифровых технологий можно создавать уникальные возможности для образования и развития детей, увеличивая их интерес к учебному процессу и позволяя индивидуализировать подход к каждому учащемуся.

Современные ИКТ дают нам мощный инструмент для развития когнитивных способностей ребенка, таких как мышление, память, внимание, воображение, логика. Обучение с использованием ИКТ позволяет создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его возраст, интересы и потребности, что стимулирует формирование познавательного интереса к окружающему миру и продвигает его познавательную активность. [1].

Все больше исследований о том, что общение с помощью информационно-коммуникационных технологий не просто дополняет и расширяет жизнь ребенка, но и влияет на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайн режиме [2, с. 71–80].

Цифровые устройства сами по себе нейтральны и представляют только орудие для деятельности человека, которое допускает разнообразные способы применения.

В то же время современные воспитатели и родители детей дошкольного возраста недостаточно и редко используют цифровые устройства, адаптированные для детей дошкольного возраста.

По результатам исследований выяснилось, что родители в России нечасто прибегают к советам и рекомендациям специалистов по использованию цифровых устройств и контента для детей (не более 20 %), что кардинально меньше, чем в США (более 50 %) [3], [4].

В данной ситуации для детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста есть хорошая альтернатива — это книги с дополненной реальностью (AR).

Дополненная реальность (Augmented Reality — AR) — это технология, которая позволяет добавлять в реальный мир элементы виртуальной среды, с помощью мобильного устройства или специальных очков. Например, AR-технология позволяет дополнить изображение животного дополнительной информацией, которая отображается на экране смартфона. AR-технология может применяться в образовании, маркетинге, медицине, архитектуре, игровой индустрии и других сферах.

На сегодняшний день исследования зарубежных авторов в области применения дополненной реальности для обучения дошкольников [5], [6], [7], [8]. показывают, что использование книг с дополненной реальностью (AR) положительно влияет на познавательное развитие ребенка. В вышеуказанных исследованиях дети крайне положительно восприняли занятия, где использовались книги с дополненной реальностью, считая их более простыми и более эмоционально захватывающими, по сравнению с традиционными занятиями. Дополнительно было отмечено улучшение эмоционального состояния, что положительно влияет на обучение детей и способствуют активному запоминанию информации [9]. В процессе обучения эмоции детей влияют на их мотивацию, поскольку обучение — это как когнитивный, так и эмоциональный опыт. Если образовательные технологии обеспечивают позитивную эмоциональную поддержку, они с большей вероятностью приведут к положительному опыту обучения и улучшат результаты обучения. [10].

Теоретический анализ литературы показал, что использование современных цифровых технологий может оказывать положительное воздействие на познавательное развитие детей дошкольного возраста. На основании этого была выдвинута гипотеза о положительном воздействии познавательной литературы с дополненной реальностью (AR) на познавательное развитие дошкольников.

В свете вышесказанного, мы предположили, что книги с дополненной реальностью (AR) дают возможность дополнить обычную книгу новыми интерактивными элементами, что способствует более глубокому и интересному восприятию информации. Для детей дошкольного возраста, у которых на первом месте восприятие визуальной информации, использование AR-технологий может стать эффективным инструментом в обучении.

В нашей работе рассматривается возможность использования технологии дополненной реальности как средство познавательного развития дошкольников.

В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста (5,5–6,5 лет) Из них 11 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст-6 лет.

Для чтения детям была выбрана книга «Атлас Планета Земля» 4D (Приложение 1).

Эта книга была выбрана на основании того, что является познавательной литературой, которая рассказывает о нашей планете Земля и Солнечной системе, в которой она находится. Обоснование выбора книги необходимо связать с возрастом детей и содержанием образовательной программы

Дети были разделены на две группы по 10 человек.

В одной группе детям зачитывали текст книги «Атлас Планета Земля» («Солнечная система», «Образование Земли», «Луна-спутник Земли») с показом иллюстраций без демонстрации 3 d картинок.

В другой группе детям зачитывали текст книги, сопровождая ее демонстрацией 3d картинок («Солнечная система», «Образование Земли», «Луна-спутник Земли») полученных при помощи приложения Astar 4 D .

Для оценки понимания детьми содержания книг была разработана следующая методика.

Описание методики оценки понимания дошкольниками содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы.

Эмпирическое исследование включало два этапа: выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью и выявления предпочтения детьми одной из книг.

  1. Выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью.

После прочтения книги индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа, в процессе которой задавались 6(шесть) вопросов, ответы на которые были в тексте книги:

1) На какой планете мы живем?

2) Самая большая планета?

3) Вокруг чего вращаются все планеты в Солнечной системе?

4) Из чего образовалась Земля?

5) Есть ли у земли спутник и как он называется?

6) Есть ли спутники у других планет?

Критерии оценивания:

1(один) правильный ответ-1 балл

1) 5–6 баллов — высокий уровень понимания текста

2) 3–4 балла-средний уровень понимания текста

3) 1–2 балла — низкий уровень понимания прочитанного

Для проверки остаточных знаний опрос повторялся через два дня. Использовались те же вопросы.

  1. Выявление предпочтения детьми книги с простыми картинками или с дополненной реальностью

Для выявления предпочтений детей одного из двух вариантов книги (с простыми картинками и с дополненной реальностью) после повторного опроса каждой группе дополнительно читалась та книга, которая вначале читалась другой группе. Таким образом все дети были знакомы с двумя вариантами книги «Атлас Планета Земля» –с книгой с простыми картинками и с книгой с демонстрацией дополненной реальности.

После того, как все дети были ознакомлены с обоими вариантами книги «Атлас Планета Земля» с ними, была проведена беседа, в которой были заданы следующие вопросы:

1) Какая из книг тебе больше понравилась?

2) Что понравилось в книге?

3) Что узнал нового?

Результаты оценки понимания детьми текста книги с обычными картинками (группа 1)

Полученные данные позволяют нам говорить о том, что через два дня содержание, которые дети усвоили составило: низкий уровень-60 %, средний уровень-60 %. Т. е. в группе, после прочтения детям книги с традиционными картинками наблюдается отрицательная динамика, показатели понизились. Высокий уровень не показал никто, средний уровень упал с 70 % до 60 %, низкий уровень повысился с 20 до 40 %.

Результаты понимания детьми текста книги с дополненной реальностью (группа 2)

Данные диаграммы показывают, что усвоенное детьми содержание текста книги с дополненной реальностью через два дня оказалось выше, чем сразу после прочтения.

Результаты оценки предпочтения детьми книги с традиционными картинками и с дополненной реальностью.

После проведения первой части эксперимента, детей обоих групп познакомили с двумя вариантами книги. Далее, на основании опроса детей были выявлены предпочтения детьми книги с обычными картинками или книги с дополненной (таблица опроса с ответами в приложении 4 ).

В качестве предпочитаемой книги дети выбирали:

1) Книгу с обычными картинками выбрали -0 %

2) Книгу с дополненной реальностью выбрали 95 % (19 детей из 20)

3) Затруднились в выборе-5 % (1 ребенок из 20 детей)

Аргументируя предпочтения дети книги с дополненной реальностью, дети объясняли свой выбор возможностью наглядно увидеть процесс.

Примеры ответов детей:

1) Планеты кажутся настоящими в телефоне.

2) Очень красиво наша Земля крутится.

3) Захотелось в космос полететь.

4) Много спутников у одних планет, а у других их нет.

Выводы

Сравнение данных по обоим группам показывают, что:

1) Понимание детьми старшего дошкольного возраста содержания познавательного текста с иллюстрациями в формате дополненной реальности значимо выше, чем понимание аналогичного текста с рисованными иллюстрациями.

2) Информация, полученная детьми в процессе чтения познавательного текста с иллюстрациями в формате дополненной реальности, сохраняется значимо дольше, чем после прочтения аналогичного текста с рисованными иллюстрациями.

3) Книга с иллюстрациями в формате дополненной реальности является для детей более предпочтительной, чем аналогичная книга с рисованными иллюстрациями.

4) Привлекательность познавательной литературы с дополненной реальности для детей старшего дошкольного возраста обусловлена возможностью наглядно увидеть описанные процессы.

Проведенное исследование показало, что использование AR-технологий в образовательных целях может значительно улучшить познавательное развитие детей дошкольного возраста. Ребенок не просто рассматривает изображения и предметы, но и взаимодействует с ними, углубляется в процесс обучения и усваивает информацию более эффективно. AR-технологии позволяют воспроизводить сложные трехмерные объекты, которые реально недоступны в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, дети могут более полно и глубоко понимать, и запоминать информацию, что, в свою очередь, способствует развитию их познавательной активности и интереса к обучению.

Литература:

  1. Крежевских О. В. Цифровые технологии в дошкольном образовании: на пути к демократизации / О. В. Крежевских, А. И. Михайлова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 9. — С. 60–70.
  2. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
  3. Рубцова О. В., Клопотова Е. Е., Смирнова С. Ю., Сорокова М. Г. К проблеме цифровизации дошкольного детства: результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 26–35 с.
  4. Смирнова С. Ю., Клопотова Е. Е., Рубцова О. В., Сорокова М. Г. Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. C. 177–193. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130212
  5. Yilmaz R. M., Kucuk S., Goktas Y. Are augmented reality picture books magic or real for preschool children aged five to six? // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48. N. 3. P. 824–841. URL: https://disk.yandex.ru/i/ZG0JgP-EahNSMQ
  6. Redondo B., Cózar-Gutiérrez R., González-Calero J. A., Sánchez Ruiz R. Integration of augmented reality in the teaching of English as a foreign language in early childhood education // Early Childhood Education Journal. 2020. Vol. 48. N. 2. P. 147–155. URL: https://disk.yandex.ru/i/wrt7qeQKz51sAA
  7. Tomi A. B., Rambli D. R. A. An interactive mobile augmented reality magical playbook: Learning number with the thirsty crow // Procedia computer science. 2013. Vol. 25. P. 123–130. URL: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S1877050913012209
  8. Oranç C., Küntay A. C. Learning from the real and the virtual worlds: Educational use of augmented reality in early childhood // International Journal of Child-Computer Interaction. 2019. Vol. 21. P. 104–111. URL: https://disk.yandex.ru/i/Do91MGlmWyj1rw
  9. Isen, A. M. (1990). The influence of positive and negative affect on cognitive organisation: some implications for development. In N. Stein, B. Leventhal & T. Trabasso (Eds), Psychological and biological procession in the development of emotion. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  10. Antonio, A., Martin, N., & Stagg, A. (2012). Engaging higher education students via digital curation. Proceedings from Ascilite 2012: Future Challenges, Sustainable Futures. Wellington, New Zealand: Massey University. Retrieved 12 March 2015, from http://www.ascilite.org/conferences/Wellington12/2012/images/custom/antonio %2c_amy_-_engaging.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, дошкольный возраст, ребенок, книга, познавательная литература, Атлас Планета, вариант книги, ребенок были, ребенок книги, Солнечная система.


Ключевые слова

цифровизация, познавательное развитие детей дошкольного возраста, книги с дополненной реальностью

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

В статье исследуется проблема развития познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования является экспериментирование как средство развития п...

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Особенности сюжетно-ролевой игры детей поколения альфа

В статье освещен вопрос о уровне развития сюжетно-ролевой игры у современных детей старшего дошкольного возраста. Ребенок «поколения альфа» имеет существенные отличия от детей двадцатого века. Эти отличия связаны с акселерацией и амплификацией психич...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

В данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Она посвящена теоретическому и практическому изучению формированию познавательного интереса в процессе детского экспери...

Формирование вычислительной культуры у обучающихся 5–6-х классов

В статье рассматривается понятие вычислительной культуры и приводятся результаты эксперимента по использованию вычислительной культуры на уроках математики у обучающихся 5–6-х классов.

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Формирование творческого воображения старших дошкольников с ОНР инклюзивной группы посредством волшебной сказки

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития творческого воображения старших дошкольников с ОНР инклюзивной группы. Рассмотрены теоретические подходы исследователей к данному вопросу, представлены результаты экспериментального исследо...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

В статье исследуется проблема развития познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования является экспериментирование как средство развития п...

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Особенности сюжетно-ролевой игры детей поколения альфа

В статье освещен вопрос о уровне развития сюжетно-ролевой игры у современных детей старшего дошкольного возраста. Ребенок «поколения альфа» имеет существенные отличия от детей двадцатого века. Эти отличия связаны с акселерацией и амплификацией психич...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

В данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Она посвящена теоретическому и практическому изучению формированию познавательного интереса в процессе детского экспери...

Формирование вычислительной культуры у обучающихся 5–6-х классов

В статье рассматривается понятие вычислительной культуры и приводятся результаты эксперимента по использованию вычислительной культуры на уроках математики у обучающихся 5–6-х классов.

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Формирование творческого воображения старших дошкольников с ОНР инклюзивной группы посредством волшебной сказки

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития творческого воображения старших дошкольников с ОНР инклюзивной группы. Рассмотрены теоретические подходы исследователей к данному вопросу, представлены результаты экспериментального исследо...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Задать вопрос